Тема 3.6 Развитие взглядов на человека
Норматив по теме
- Науки, изучающие человека, их система.
- Развитие взглядов на человека в разные исторические эпохи и философские концепции человека
- Ценностное постижение человека. Самопознание.
Термины: аксиология, гелозоизм, гуманизм, атропоцентризм, ценность, самопознание.
Науки, изучающие человека, их система.
Человекознание представляет собой наиболее широкую на сегодняшний день систему знания, объединяющую представителей самых разных идейных и научных ориентаций на основе изучения человека как целостного существа. В него входят такие области знания, как философия или “метафизика”, гуманитарное знание и комплекс научных дисциплин, включающий биологию и социологию.
Гуманитарное знание (лат. Homo – люди, человек) основано на дескриптивном (описательном) и аксиологическом (ценностном) способах получения информации о человеке, выраженной, как правило, в текстах и других знаковых системах. Сюда относятся религиозные, эстетические, художественные, этические и педагогические знания.
В современной науке традиционно сложилось “разделение труда” между естественными и социальными дисциплинами:
-первые занимаются изучением человека как биологического, природного существа,
-вторые — как общественного (социального).
Но существует область научного знания, в которой данное различие теряет смысл, уступая место комплексному взгляду на природу человека. Речь идет об антропологии, которая подразделяется на два крупных раздела — физическую (или биологическую) и социальную (или культурную) антропологию.
Развитие взглядов на человека в разные исторические эпохи и философские концепции человека
Древняя Греция дала начало западно-европейской философской традиции вообще и философской антропологии в частности.
В философии Древней Греции изначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, которые воспринимаются как абсолютный порядок и космос. Понятие космоса имело человеческий смысл, вместе с тем человек мыслился как часть космоса, как микрокосм, который является отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Такие взгляды на человека существовали у представителей милетской школы, которые стояли на позициях гилозоизма (представление о том, что вся материя является одушевлённой), т. е. отрицали границу между живым и неживым и полагали всеобщую одушевленность универсума.
В Средние века человек исследуется как часть мирового порядка, который установлен Богом, а представление о человеке, выраженное в христианстве, сводится к тому, что он — это «образ и подобие Бога». С социальной точки зрения в Средние века человек провозглашается пассивным участником божественного порядка. Главная задача людей — приобщиться к Богу и обрести спасение в день Страшного суда.
В новое время философская антропология формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры, которая получила название гуманизм.
Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) поставила человека на земную основу и на этой почве пыталась решить его проблемы. Она утверждала естественное стремление человека к добру, счастью и гармонии. Ей свойственны гуманизм и антропоцентризм. В философии этого периода Бог не отрицается полностью, но вся философия оказывается проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности.
Немецкая классическая философия ставит человека в центр философских исследований. Как составная часть чувственного мира явлений человек подчинен необходимости, а как носитель духовности он свободен. Но главная роль отводится немецкими мыслителями нравственной деятельности человека.
Ценностное постижение человека. Самопознание.
Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.
Самопознание – процесс, когда человек оценивает самого себя, свои знания, возможности, как бы наблюдая за самим собой со стороны. Оно способствует самоопределению личности, выбору своей жизненной позиции, целей и средств самореализации. Самопознание способствует расширению границ собственных возможностей человека, постановке целей, адекватных индивидуальным особенностям.
Способы самопознания:
-самонаблюдение
-самоанализ
-сравнение
-самопринятие
Сегодня часто говорят о рефлексии. Рефлексия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
Задание.
- Эмоциональное отношение к собственному образу, к своим достоинствам и недостаткам,
к своим поступкам называется
1) поведением
2) самооценкой
3) самообладанием
4) самолюбием
- Способность анализировать свое внутреннее состояние называется
1) рефлексией
2) самостоятельностью
3) интуицией
4) интроспекцией
- Способность человека принимать решения и делать выводы без посторонней помощи
называется
1) рефлексией
2) самостоятельностью
3) интуицией
4) интроспекцией
- Что из перечисленного используется человеком при самопознании?
1) сравнение с другими
2) то, как человек воспринимается окружающими
3) рефлексия
4) все вышеперечисленное
- К «инструментам» самопознания относится(ятся)
1) ведение дневника
2) написание автобиографии
3) сновидения
4) все вышеперечисленное
- Человек, ориентированный на внутренний мир, на внутренние переживания
1) экстраверт
2) интроверт
3) софист
4) психоаналитик
- Человек, ориентированный на изучение внешнего мира, называется
1) экстравертом
2) интровертом
3) софистом
4) психоаналитиком
- Зрелая личность
1) обладает способностью к самопознанию
2) имеет четкое представление о своих сильных сторонах и слабостях
3) имеет положительное представление о самой себе
4) обладает всеми вышеперечисленными чертами