Тема 3.6. Развитие взглядов на человека

Тема 3.6 Развитие взглядов на человека

Норматив по теме

  1. Науки, изучающие человека, их система.
  2. Развитие взглядов на человека в разные исторические эпохи и философские концепции человека
  3. Ценностное постижение человека. Самопознание.

Термины: аксиология, гелозоизм, гуманизм, атропоцентризм, ценность, самопознание.

Науки, изучающие человека, их система.

Человекознание представляет собой наиболее широкую на сегодняшний день систему знания, объединяющую представителей самых разных идейных и научных ориентаций на основе изучения человека как целостного существа. В него входят такие области знания, как философия или “метафизика”, гуманитарное знание и комплекс научных дисциплин, включающий биологию и социологию.

Гуманитарное знание (лат. Homo – люди, человек   основано на дескриптивном (описательном) и аксиологическом (ценностном) способах получения информации о человеке, выраженной, как правило, в текстах и других знаковых системах. Сюда относятся религиозные, эстетические, художественные, этические и педагогические знания.

В современной науке традиционно сложилось “разделение труда” между естественными и социальными дисциплинами:

-первые занимаются изучением человека как биологического, природного существа,

-вторые — как общественного (социального).

Но существует область научного знания, в которой данное различие теряет смысл, уступая место комплексному взгляду на природу человека. Речь идет об антропологии, которая подразделяется на два крупных раздела — физическую (или биологическую) и социальную (или культурную) антропологию.

Развитие взглядов на человека в разные исторические эпохи  и философские концепции человека

Древняя Греция дала начало западно-европейской философской традиции вообще и философской антропологии в частности.

В философии Древней Греции изначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, которые воспринимаются как абсолютный порядок и космос. Понятие космоса имело человеческий смысл, вместе с тем человек мыслился как часть космоса, как микрокосм, который является отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Такие взгляды на человека существовали у представителей милетской школы, которые стояли на позициях гилозоизма (представление о том, что вся материя является одушевлённой), т. е. отрицали границу между живым и неживым и полагали всеобщую одушевленность универсума.

В Средние века человек исследуется как часть мирового порядка, который установлен Богом, а представление о человеке, выраженное в христианстве, сводится к тому, что он — это «образ и подобие Бога». С социальной точки зрения в Средние века человек провозглашается пассивным участником божественного порядка. Главная задача людей — приобщиться к Богу и обрести спасение в день Страшного суда.

В новое время философская антропология формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры, которая получила название гуманизм.

Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) поставила человека на земную основу и на этой почве пыталась решить его проблемы. Она утверждала естественное стремление человека к добру, счастью и гармонии. Ей свойственны гуманизм и антропоцентризм. В философии этого периода Бог не отрицается полностью, но вся философия оказывается проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности.

Немецкая классическая философия ставит человека в центр философских исследований. Как составная часть чувственного мира явлений человек подчинен необходимости, а как носитель духовности он свободен. Но главная роль отводится немецкими мыслителями нравственной деятельности человека.

Ценностное постижение человека. Самопознание.

         Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

          Самопознание – процесс, когда человек оценивает самого себя, свои знания, возможности, как бы наблюдая за самим собой со стороны. Оно способствует самоопределению личности, выбору своей жизненной позиции, целей и средств самореализации. Самопознание способствует расширению границ собственных возможностей человека, постановке целей, адекватных индивидуальным особенностям.

Способы самопознания:

-самонаблюдение

-самоанализ

-сравнение

-самопринятие

            Сегодня часто говорят о рефлексии.  Рефлексия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

            Задание.

  1. Эмоциональное отношение к собственному образу, к своим достоинствам и недостаткам,

к своим поступкам называется

1) поведением

2) самооценкой

3) самообладанием

4) самолюбием

 

  1. Способность анализировать свое внутреннее состояние называется

1) рефлексией

2) самостоятельностью

3) интуицией

4) интроспекцией

 

  1. Способность человека принимать решения и делать выводы без посторонней помощи

называется

1) рефлексией

2) самостоятельностью

3) интуицией

4) интроспекцией

 

  1. Что из перечисленного используется человеком при самопознании?

1) сравнение с другими

2) то, как человек воспринимается окружающими

3) рефлексия

4) все вышеперечисленное

 

  1. К «инструментам» самопознания относится(ятся)

1) ведение дневника

2) написание автобиографии

3) сновидения

4) все вышеперечисленное

 

  1. Человек, ориентированный на внутренний мир, на внутренние переживания

1) экстраверт

2) интроверт

3) софист

4) психоаналитик

 

  1. Человек, ориентированный на изучение внешнего мира, называется

1) экстравертом

2) интровертом

3) софистом

4) психоаналитиком

 

  1. Зрелая личность

1) обладает способностью к самопознанию

2) имеет четкое представление о своих сильных сторонах и слабостях

3) имеет положительное представление о самой себе

4) обладает всеми вышеперечисленными чертами