РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА РУБЕЖЕ НОВОЙ ЭРЫ
План
- Ускорение научно-технического развития и его последствия
— технологии новой эпохи;
— транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы;
— биохимия, генетика, медицина;
— электроника и робототехника.
- Основные черты информационного общества
— инновационная революция;
— автоматизация и роботизация производства;
— индустрия знаний;
- Работа с текстом
- Вопросы по теме
- Задание для самостоятельной работы
- Список литературы
- Ускорение научно-технического развития и его последствия
Вторая половина ХХ в. ознаменовалась дальнейшим ускорением темпов научно-технического прогресса. Достижения НТП привели к новым переменам в организации производства, социальной структуре общества, международных отношениях.
Технологии новой эпохи
Технология(от греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; др. греч. λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
Со временем технологии претерпели значительные изменения, и если когда-то технология подразумевала под собой простой навык, то в настоящее время технология — это сложный комплекс знаний ноу-хау, полученных порою с помощью дорогостоящих исследований.
Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям. Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции (НТР) на современном этапе. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, микробиологическая промышленность.
Открытие ядерных и термоядерных реакций было крупнейшим достижением науки ХХ в. Оно использовалось как в мирных, так и в военных целях. Первая в мире атомная электростанция (АЭС) была построена в 1954 г. в СССР в городе Обнинске, вторая – в 1956 г. в Великобритании.
АЭС в начале ХХ в. обеспечивают не более 17 % мирового производства электроэнергии. Гидроэлектростанции (ГЭС) дают лишь около 10 % производства. Геотермальные (использующие внутреннее тепло Земли), приливные (энергия морских приливов), солнечные и ветряные электростанции пока еще остаются редкостью. Большая часть производства электроэнергии обеспечивается за счет сжигания нефти, угля и газа. И в СССР и США ядерная энергия использовалась также для создания атомного, а затем и водородного (термоядерного) оружия, еще более разрушительного.
Классификация технологий:
- Машиностроительные технологии.
Машиностроительные технологии – это разработка процессов конструирования и производства различных машин и приборов. К ним относятся технические расчёты, выбор материалов и технологии производства, а также проектирование машиностроительных заводов и организация производства на них.
- Информационные технологии.
Информационная технология — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Этот процесс состоит из четко регламентированной последовательности выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися на компьютерах. Основная цель информационной технологии — в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.
Компонентами технологий для производства продуктов являются аппаратное (технические средства), программное (инструментальные средства), математическое и информационное обеспечение этого процесса.
В основном под информационными технологиями подразумевают компьютерные технологии.
- Телекоммуникационные технологии.
К ним относится Ethernét (эзернет, от англ. ether — эфир) — пакетная технология передачи данных преимущественно локальных компьютерных сетей.
4. Инновационные технологии.
Инновационные технологии — это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают виды инновационных технологий: внедрение; тренинг (подготовка кадров и инкубация малых предприятий); консалтинг (деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов); трансферт (перенос, перемещение); инжиниринг (иначе инженерия — это совокупность работ прикладного характера, включающая предпроектные технико-экономические исследования и обоснования планируемых капиталовложений, необходимую лабораторную и экспериментальную доработку технологий и прототипов, их промышленную проработку, а также последующие услуги и консультации).
Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы
Продолжается развитие средств транспорта, уже сложилась общемировая система транспортных коммуникаций. К началу XXI века в мире насчитывается уже более 600 млн. автомобилей, а их ежегодный выпуск превысил 30 млн. штук. Все это привело к появлению ряда проблем, таких как загрязнение окружающей среды, повышенная смертность на дорогах, пробки, аварийные ситуации. Все это заставляет научный мир искать новые формы и виды автомобиля. Например, авиаконструктор из Пятигорска (Россия) Александр Бегак сконструировал бегалёт «Сталкер»: автомобиль с крыльями, убирающимися внутрь. «Сталкер» развивает скорость до 200 км/ч в воздухе, весит 140 кг и преодолевает без дозаправки расстояние в 1,5 тысячи км. Этому летательному аппарату не требуется аэродрома — площадь для взлета ему нужна минимальная.
Московские власти задумываются о создании струнного транспорта в столице, для соединения района Ховрино со станцией метро «Речной вокзал». Соответствующее предложение поступило в префектуру округа от конструктора Анатолия Юницкого. Автор данного проекта подчеркивает, что струнный транспорт является транспортом нового поколения. «Это транспорт „второго уровня“, поэтому изъятие земли под него на порядок меньше, чем у автомобильных и железных дорог. При этом струнный транспорт имеет на порядок меньшую капиталоемкость по сравнению с монорельсовой дорогой», — говорится в письме, направленном А. Юницким в адрес префектуры округа. Кроме того, струнный транспорт устойчив к неблагоприятным погодным условиям и не требует зимой очистки путей от снега и наледей. Автор проекта также утверждает, что пропускная способность данного вида транспорта — до 25 тысяч пассажиров в час.
Американцы в очередной раз попытались превратить фантастику в реальность. Некая фирма Terrafugia заявила о том, что в 2009 году особо зажиточные жители Америки смогут стать обладателями летающего автомобиля. Гибрид авто и самолёта под названием Transition оценен в 148 тысяч долларов. Машина оборудована складывающимися крыльями и лопастным пропеллером. Взлетать она сможет прямо с шоссе, правда, садиться нужно будет только на аэродроме. Не возникнет проблем и с топливом – в качестве горючего используется обычный бензин.
На протяжении ХХ в. постоянно увеличивалась грузоподъемность судов. В 1970-е гг. уже строились танкеры водоизмещением более 500тыс. т. Быстроходность кораблей возросла вдвое. Была значительно усовершенствована система их погрузки и разгрузки. Благодаря этому объем грузов, перевозимых по морю, за последние 50 лет увеличился в десять раз. С овладением ядерной энергией появились атомные корабли и подводные лодки, способные годами бороздить морские просторы без захода в порты. Получили развитие, пока ограниченное, транспортные средства на воздушной подушке, способные передвигаться не только по воде, но и по суше.
Значительно возросло значение транспортной авиации. В Англии в 1949 г. был создан первый прототип пассажирского реактивного самолета «Комета). Однако массовое применение на авиалиниях нашли советские реактивные самолеты Ту-104 (выпускались с 1955 г.) и американские «Боинг-707». В 1970 году в США был создан гигантский самолет «Боинг – 747», способный принимать на борт до 500 пассажиров. Уже в 1950-е гг. военная авиация освоила сверхзвуковые скорости. В 1970-е гг. появились и первые пассажирские самолеты, летавшие на сверхзвуковых скоростях: советский Ту-144 (1975) и англо-французский «Конкорд» (1976). Правда, впоследствии их производство было признано экономически невыгодным и прекратилось.
Послевоенное развитие ракетной техники было главным образом подчинено стремлениям СССР и США создать более эффективные средства доставки ядерного оружия, чем бомбардировщики. Лидером в этой сфере стал Советский Союз. В 1957 г. на орбиту при помощи мощной ракеты-носителя был выведен первый искусственный спутник Земли. (США осуществили такой запуск в 1958 г.), а в 1961 г. – советский космический корабль с человеком на борту. В 1961 г. в США была принята программа «Аполлон» — пилотируемого полета на Луну, успешно завершенная в 1969 г. Автоматические космические зонды достигли Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, вышли за пределы Солнечной системы.
Американо-советское соперничество в космосе привело к быстрому повышению надежности космических аппаратов, что позволило перейти к систематическому освоению околоземного космического пространства. Были разработаны космические аппараты многоразового пользования: американские «шаттлы» и советский «Буран».
Орбитальные станции и искусственные спутники Земли стали выполнять не только военные функции, но использоваться для научных экспериментов, астрономических наблюдений, трансляции радио- и телепередач, поддержания связи (первый спутник связи был запущен в 1962 г.), метеорологических наблюдений, геологоразведки и т.д.
В автомобилестроении, авиации и космонавтике применялись новые конструкционные материалы. С развитием химии, химической физики стало возможным получать вещества с заранее заданными свойствами, которые обладали большой прочностью и стойкостью. Их производство приняло особенно большие масштабы в конце ХХ в. Только за период с 1980 по 2000 г. удельный вес пластмасс среди используемых конструкционных материалов в развитых странах увеличился в среднем в 4-5 раз, достигнув 20 %. Металлургия освоила производство особо прочной легированной стали (с добавками вольфрама, молибдена), титановых сплавов, использующихся в авиации и космонавтике.
Биохимия, генетика, медицина
Для сельского хозяйства большое значение имели исследования в таких науках, как химия,
биология и биохимия. В первых десятилетиях ХХ в. началось применение минеральных удобрений, увеличивавших плодородие почвы, а во второй половине века – ядохимикатов для борьбы с вредителями сельского хозяйства и сорняками. Дальнейшее совершенствование технических средств (тракторы, комбайны и т.д.) и приемов обработки почвы, выведение новых сортов культурных растений в сочетании с удобрениями, пестицидами позволило с 1930-х по1990-е гг. В 2-3 раза повысить урожайность многих культур.
Еще в первые десятилетия ХХ в. немецкий ученый Август Вейсман американский Томас Морган заложили основы генетики – науки о передаче наследственных факторов в растительном и животном мире. Дальнейшие исследования в этой области привели к развитию биотехнологий. Генетические исследования в СССР, связанные с именем Н.И. Вавилова, были свернуты после того, как генетика Была объявлена лженаукой. В результате лидерство в этих исследованиях перешло к США. В 1953 г. ученые Кембриджского университета Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик открыли молекулу ДНК, которая заключает в себе программу развития организма. Дальнейшие исследования структуры ДНК положили начало созданию искусственных организмов. В 1980 г. американский ученый Ананда Чакрабарти впервые получил патент на созданный им методом генной инженерии микроорганизм, ускорявший переработку сырой нефти. В 1988 г. Гарвардский университет с помощью генетических манипуляций вырастил живую мышь. Началось выведение новых пород животных и растений. Они гораздо лучше, чем базовые виды, приспособлены к неблагоприятным климатическим условиям, обладают иммунитетом ко многим заболеваниям и т.д. Многие ученые высказывают опасения по поводу употребления в пищу генетически модифицированных продуктов. Они считают, что долгосрочные последствия этого могут быть опасными для человека.
На пороге XXI в. было открыто клонирование – искусственное выращивание из клетки организмадонора его полного биологического подобия – клона. В обществе ведутся жаркие дискуссии, допустимо ли столь глубокое вмешательство в природные процессы и механизмы наследственности, ведь результаты его не всегда можно предвидеть. Тем не менее, генетические эксперименты продолжаются, хотя во многих странах клонирование человека запрещено.
Углубление знаний о природе живой материи сделало возможным трансплантацию,то есть пересадку органов, лечение наследственных заболеваний. Новые возможности перед медициной раскрыли достижения ядерной физики, электроники. Для диагностики заболеваний уже в 1930-е гг. стали использоваться рентгеновские аппараты, электрокардиографы, электроэнцефалографы и т.д. В последней трети века были созданы аппараты искусственной почки, вживляющийся кардиостимулятор и т.д. Новые технологии, в частности использование лазерного скальпеля, расширили возможности хирургии.
Электроника и робототехника
Огромное влияние на развитие мировой цивилизации оказали достижения в области электроники. Наибольшее прикладное значение имело изобретение ЭВМ – электронно-вычислительных машин, то есть компьютеров.
Первые ЭВМ появились после Второй мировой войны. В них использовались такие же диоды и триоды, как в ламповых радиоприемниках. Одна из таких машин – ЭНИАК, построенная в США в 1946 г., весила 30т и занимала площадь 150 кв. м. В ней было использовано 18 тыс. электронных ламп. Но, несмотря на огромные размеры, она могла проводить лишь простые вычисления, доступные ныне каждому владельцу карманного калькулятора.
Второе поколение ЭВМ было создано после изобретения транзисторов (полупроводников), которые в конце 1940-х гг. заменили электронные лампы. Транзисторы нашли широкое применение в бытовой электронике (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны).
Развитие третьего поколения ЭВМ началось в 1960-е гг. с возникновением, так называемых интегральных схем, плат, на которых размещалось несколько десятков компонентов, обрабатывавших информацию. С совершенствованием технологии в 1970-е гг. на одной плате можно было поместить уже десятки тысяч компонентов. ЭВМ на интегральных схемах включали в себя миллионы полупроводников, их быстродействие достигло 100 млн. операций в секунду.
В основе ЭВМ четвертого поколения лежал микропроцессор на кремниевом кристалле – чип, размером менее 1 кв. см, заменяющий тысячи полупроводников. Он был изобретен в 1971 г. Один такой кристалл мог хранить до 5 млн. бит информации, что позволило перейти к созданию компьютеров для индивидуальных пользователей.
Современные ЭВМ способны воспринимать и воспроизводить не только числовую информацию, но и снимки, графики, речь, вести диалог с человеком на базе установленного программного обеспечения. Они могут моделировать природные и общественно-политические явления.
Компьютеры получили повсеместное использование в промышленных, коммерческих и научных центрах, государственных учреждениях. Появление компьютерных банков данных обеспечило новые возможности связи – создания локальных, а затем и глобальных компьютерных сетей.Самой известной из них является Интернет. Сети позволяют моментально получать и передавать любую информацию, вести двусторонние и многосторонние диалоги с другими пользователями компьютеров в режиме реального времени.
Предполагается, что следующее поколение компьютеров будет создаваться на основе молекулы полимерного или биологически активного вещества (биочипа), что сделает возможным создание искусственного интеллекта,способного к самопрограммированию.
Развитие компьютерных технологий позволило начать в 1960-х гг. создание промышленных роботов. Их число к началу XXI в. в мире достигло 720 тыс. Большинство роботов используется на заводах Японии, США и Германии. Распространение робототехники – это огромный шаг вперед на пути совершенствования производственного процесса.
Вопрос о том, какие из изобретений и открытий ХХ в. наиболее важны, лишен смысла, поскольку большинство их взаимосвязаны между собой. Так, по подсчетам американских инженеров, микрочипы используются не только в компьютерах и роботах, а в 24 тыс. видах выпускаемой в США продукции, включая бытовую технику (холодильник, телевизор, СВЧ-печь, стиральная машина и другие). Ставшие предметами повседневного употребления, они являются воплощением множества направлений научно-технического прогресса.
Итак,научно-технический прогресс не только изменил условия быта и отдыха людей. Он повлиял на облик современного общества и породил новые проблемы.
- Основные черты информационного общества
Термин «информационное общество» принадлежит канадскому филологу Маршаллу Маклюэну. Согласно его взглядам, в 1950-е годы началась революция в формах передачи информации: печатное слово (книга, газета, письмо и т.д.) стало вытесняться электронными средствами ее распространения (в первую очередь телевидением).
Термин «информационное общество» при жизни Маклюэна не получил широкого признания. Тем не менее в1970-е гг. глубокие сдвиги в развитии технологии, организации производства, социальной структуре наиболее развитых стран мира стали совершенно очевидными. Ведущие американские экономисты, политологи и социологи сочли, что США, Канада, страны Западной Европы и Япония уже переросли индустриальную стадию развития. Так, например, Джон Гэлбрейт писал о «новом индустриальном» обществе, Збигнев Бжезинский называл его «технотронным», Дэниел Белл — «постиндустриальным». При этом все соглашались, что происходящие перемены знаменуют вступление человечества в новую эпоху. Они сопоставимы с переходом от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству или с промышленным переворотом. В начале XXI в. в документах ООН и Евросоюза стал использоваться термин «информационное общество», характеризующий качественно новый этап развития ведущих стран мира.
Информационная революция
Под информационной революцией подразумеваются коренные перемены в общественной жизни, вызванные формированием индустрии производства знаний и возрастанием роли интеллектуального труда.
Вторая половина ХХ в. ознаменовалась быстрым развитием телекоммуникаций – радио, телевидение и телефонная связь стали общедоступными. Например, с 1950 по 1999 г. число телефонных аппаратов в мире увеличилось с 50 млн. до 1 млрд. Поистине революционным стало создание локальных компьютерных сетей, а затем с 1989 г. Интернета – глобальной Всемирной паутины. Распространение его шло фантастическими темпами. В 1991 г. количество компьютеров с доступом в Интернет в мире составляло около 5 млн., в 1996 г.60 млн., В 2007 г. – более 500 млн. Объем информации, передаваемой через Интернет, удваивается каждые сто дней. С всемирной сетью можно связаться из любой точки земного шара, используя имеющий выход на спутниковую связь портативный компьютер или мобильный телефон.
Многие пользователи рассматривают Интернет как основное средство досуга, обеспечивающее доступ к новым компьютерным играм, фильмам, музыкальным записям, позволяющее побеседовать в чате с приятелями и т.д. Возник такой термин, как «интернет-зависимость», означающий, что некоторые люди придают большее значение виртуальной, чем жизненной, реальности. Для других пользователей Всемирная паутина – это лишь источник получения справок, изучения возможностей трудоустройства, заказа товаров. Интернет-торговля, позволяющая покупателю, не выходя из дома, получать любой товар, в странах Запада стала очень выгодным бизнесом. Все эти функции Интернет действительно выполняет. Но этим его роль не ограничивается.
Интернет уникален, прежде всего, потому, что это – глобальная Сеть, не контролируемая ни одним правительством мира и не принадлежащая никому. Он обеспечивает интерактивность – возможность диалога пользователей друг с другом и с различными организациями. Это имеет как политические, так и экономические последствия.
Интернет обеспечивает возможности получения информации по любому вопросу. Он позволяет любому гражданину или группе людей самим стать источником информации, суждений и оценок, налаживать контакты с единомышленниками в любой части Мира, согласовывать с ними свои действия. В принципе это значительно расширяет степень свободы человека, позволяет исходящим «снизу» идеям приобретать общенациональное или даже глобальное влияние – и все это с минимальной затратой средств.
Велико экономическое значение глобальной Сети. Она позволяет корпорациям и банкам буквально за минуты осуществлять коммерческие операции в любом районе мира, согласовывать ценовую и инвестиционную политику, осуществлять управление зарубежными филиалами. Интернет стал одним из средств формированияглобализирующейся экономики, для которой теряют значение государственные границы и национальные различия.
Автоматизация и роботизация производства
Благодаря успехам электроники стала возможной автоматизация, а затем и роботизация промышленного производства. Уже в 1970-е гг. стали повсеместно внедряться станки с числовым программным управлением (ЧПУ). В 1980-e гг. им на смену пришли станки, управляемые компьютерами. С созданием локальных (охватывающих предприятие, производственный комплекс) компьютерных сетей возникли системы автоматического проектирования, технологической подготовки и управления производством (SAD/SAМ). К началу XXI в. они применялись на 65 % заводов машиностроительного комплекса США (в других странах Запада они получили меньшее распространение).
Использование промышленных роботов позволило создать полностью автоматизированные «безлюдные» производственные комплексы. Преимущества роботизации не только в том, что роботы не предъявляют требований к предпринимателям, но и в том, что они могут использоваться 24 ч в сутки, не допускают ошибок, работают быстрее, выполняют операции более точно, чем человек, могут использоваться во вредных для здоровья людей условиях. Появляется возможность создания производств, не зависящих от мест сосредоточения рабочей силы, легко перепрограммирующихся на выпуск новой продукции. Человек вообще может быть исключен из производственного процесса, за ним сохраняются лишь контрольные функции. Их осуществление благодаря компьютерным сетям порой даже не требует непосредственного присутствия людей на предприятии.
Роботизация в современных условиях пока не стала повсеместной, но в сочетании с внедрением компьютеров она знаменует коренной перелом в отношении человека к окружающей действительности. Все предыдущие технические усовершенствования увеличивали лишь физическую силу человека.
Конвейерное производство делало работников придатком машины, выполнявшим простейшие функции. Компьютеры же представляют собой инструмент, умножающий не мускульные, а интеллектуальные возможности людей. Это создает предпосылки еще большего ускорения темпов технического прогресса.
Индустрия знаний
Общество, где главную ценность составляет информация и знания, обладает огромным потенциалом развития. В сфере индустрии знаний не может быть кризисов перепроизводства, она открывает возможности постоянного технологического совершенствования.
В последней трети ХХ в. наряду с международными рынками капиталов, товаров, сырья, энергоносителей, рабочей силы, услуг сложился рынок знаний– запатентованной научно-технической информации (ноу-хау). В середине 1970-х гг. стоимость продаж на этом рынке сравнялась со стоимостью продаж сырья и энергоносителей. Производство знаний стало не только средством повышения конкурентоспособности компании или фирмы, но и достаточно выгодной сферой вложения капиталов.
Итак, стимулом создания новых технологий всегда была не только конкуренция на национальных и международных рынках, но и соперничество между ведущими державами мира.
Военно-технические программы обеспечили науку дополнительным финансированием за счет государственного бюджета. Так, в годы «холодной войны» на научные исследования и конструкторские разработки США, Великобритания, Франция направлялась свыше 10% их военного бюджета. За счет этих средств только в США было покрыто 55% расходов по разработке аэрокосмической техники, 28,2%-электротехнической.
Военно-технические разработки являлись источником новых технологий для гражданских отраслей, занимавшихся выпуском средств связи, бытовой техники, кораблей, приборов и аппаратов для исследования космоса. Они получили название технологий «двойного назначения».
Прекращение «холодной войны» не означало сокращение затрат на военные нужды в развитых странах. Государства, вступившие в информационную эру, имеют большие преимущества по сравнению с остальными странами. Они повышают свою военную мощь путем качественного совершенствования вооружения и военной техники, а не за счет количественного наращивания вооруженных сил.
В 1990-е гг. в США была разработана концепция «информационной войны». Она предполагает обладание исчерпывающими знаниями о противнике и его дезинформацию о своих намерениях и силах. С применением высоких технологий созданы самонаводящиеся на цель крылатые ракеты и «умные» бомбы, сбрасывающиеся с самолетов «Стеле», невидимых для радаров. Действует спутниковая система наведения и ориентирования на поле боя. Корпорациями США созданы тысячи боевых роботов, которые используются для разведки, разминирования и точечных ударов по противнику.
Важнейшим ресурсом информационного общества становится интеллект человека – его творческий потенциал, в развитии которого заинтересованы и государство, и корпорации. Отсюда особое внимание к образованию, здравоохранению, социальной защите и соблюдению прав человека. С 1960-х по 1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и университетах в США и Японии возросла в 3,5 раза, в Германии в 6 раз, в Великобритании – в 7 раз. Средний срок пребывания в образовательных учреждениях достиг 14 лет. Тем не менее, в большинстве развитых стран он считается недостаточным. Обсуждается вопрос совершенствования системы образования.
3. Работа с текстом
Из книги Питера Друкера «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении» (1990):
Социальный центр тяжести передвинулся на работникаинтеллектуального труда. Все развитые страны превращаются в постделовые, интеллектуальные общества. Возможность получить хорошую работу и сделать карьеру в развитых странах сегодня все больше зависит от наличия университетскогодиплома <…>
Переход к знаниям и образованию в качестве пропуска к хорошей работе и возможности сделать карьеру, прежде всего, означает переход от общества, в котором главной дорогой к успеху был бизнес, к обществу, в котором бизнес является лишь одной из возможностей, причем не самой лучшей. По сути, этоозначает переход к постделовому обществу. Дальше всего этот сдвиг зашел в Соединенных Штатах Америки и в Японии, но та же тенденция наблюдается и в 3ападной Европе.
Вопросы для обсуждения:
В чем авторы видят роль образования в современном обществе?
Какие требования предъявляет научно-технический прогресс к развитию сферы образования?
Какие новые возможности открывает информационное общество перед личностью?
4. Вопросы по теме
1) Охарактеризуйте основные направления развития научно-технического прогресса во второй половине ХХ в.
2) Как вы думаете, почему открытие ядерной энергии было использовано людьми в первую очередь в военных целях? С какими событиями середины ХХ в. это было связано?
3) Какое значение для современного общества имело создание компьютеров?
4) Какие направления научных исследований порой оцениваются как опасные для человека? Почему? Считаете ли вы необходимым и возможным их запрещения?
5) Что такое информационное общество? Почему его называют также постиндустриальным?
6) Каким образом компьютеризация, роботизация могут изменить место человека в системе: человек – общество – природа?
7) Что такое рынок знаний (информации)? Почему производство знаний стало выгодной сферой вложения капитала?
8) Почему в обществе, достигшем информационной стадии развития, постоянно ускоряются темпы научно-технического прогресса?
9) Как возникновение интернета повлияло на развитии мировой цивилизации, человека?
5. Задание для самостоятельной работы
Используя материалы Интернета и текущей прессы, попробуйте сделать прогноз относительно темпов и направлений развития научных знаний в XXI в. Выделите направления развития по вашей специальности. Какие дополнительные знания (по вашему мнению) могут вам пригодится в будущем, исходя из выполненной вами работы.
Свой ответ оформите в виде таблицы по приведенному образцу:
Новая технология | Состояние развития | Область применения | Какую технологию вытеснит |
Управляемый термоядерный синтез | Теория и эксперименты более 50 лет | Энергетика:выработка электроэнергии, космические полеты | Ядерную технологию,ископаемое топливо |
… |
6. Список литературы
Основная
- Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в./ Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2010. – С. 189-202.
Дополнительная
- Википедия.
Интернет ресурс:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_новых_перспективных_технологий
- Дудышев В.Д. Революционные открытия, изобретения и технологии для решения глобальной энергетической проблемы.
Интернет ресурс:
http://www.ntpo.com/techno/techno2_2/9.shtml
- Костина А. В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 4 — Культурология
Интернет ресурс:
http://zpujournal.ru/ezpu/2009/4/Kostina_Information_Society/
- Шендрик А. И. Информационное общество и его культура: противоречия становления и развития // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 4 — Культурология.
- Интернет ресурс: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/4/Shendrik/