Тема 1.2 Философия Древнего Востока

Тема 1.2 Философия Древнего Востока

Основные понятия и термины по теме: интровертность ,конфуцианство, легисты, даосизм. Дао, Инь и Ян, реинкарнация, нирвана, каста, Веды, Упанишады.

План изучения темы:

  1. Особенности философии Древнего Востока
  2. Философские концепции Древней Индии (Веды, Упанишады, буддизм).
  3. Философские концепции Древнего Китая (конфуцианство, легизм, даосизм)

Краткое изложение теоретических вопросов

Мораль благородного человека подобна ветру;

мораль низкого человека подобна траве.

Трава наклоняется туда, куда дует ветер.

 (Конфуций)

 

Инфографика по теме 

 

Вопросы по инфографике

  1. Что из перечисленного относится к Индии, а что в Китаю?

Веды, Дао, реинкарнация, Лао-Цзы, даосизм, нирвана, первая мировая религия, Шан Ян, С.Гаутама.

2. Назовите особенность восточной философии

3. Дайте определение натурфилософии Инь Ян. В какой стране зародилась эта философия?

4. Соотнесите между собой

Веды замкнутая социальная группа
Шан Ян Шан Ян
интровертность «Беседы и суждения»
Даосизм  перерождение
Лунь Юй единство в борьбе противоположностей
Реинкарнация «Беседы и суждения»
легизм погружение в себя
Инь Ян Лао-цзы
 Каста легизм
Буддизм Древние книги
Сиддхартха Гаутама

Страничка Эрудита 

1. Особенности философии Древнего Востока.

Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях — китайской и индийской.

Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен.

Восточная философия интровертна  (погружена внутрь человека), она носит нравственно-религиозный характер.знак

 На Востоке изначально бытует идея, что и СИЛА и СЛАБОСТЬ человека — внутри него самого! 

Знакомы ли вы с понятием прокрастинации? Психологи так назвали  склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. С этим феноменом сложно бороться в одиночку.

2. Философские концепции Древней Индии.

Дофилософские знания в Индии передавались в ВедахВеды представляют собой сборники текстов -фрагменты древних мифов, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).

Веды состоят из четырех отдельных корпусов: «Ригведа» (сборник гимнов), «Самаведа» (сборник песнопений), «Яджурведа» (сборник жертвенных формул), «Атхарваведа» (сборник заклинаний).

Неотъемлемым атрибутом Ведической культуры являются мантры — это священный текст , как правило требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Мантра переводится как «орудие осуществления психического акта».

знакВ наше время мантры преобразовались в мотиваторы, почему?

Если человек живет без позитивной (мотивационной) установки, то он подвержен апатии и/или депрессии. 

Аутотренинг или аутогенная тренировка — это психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате стресса.

В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады‘ представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства Брахмана и Атмана и учение о карме (судьба) и перерождении. Сансара — цепь зависимых перерождений – определяется кармой, т.е. совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека.

Философия буддизма  (I тыс. до н.э.)восходит к учению Сиддхартхи Гаутамы

(560-480 гг. до н. э.) (Будда) или «Просветленный».

Буддизм формируется на основе положений, высказанных этим мыслителем. Годы жизни Сиддхартхи Гаутамы принято определять в рамках 560-480 гг. до н. э. Будда считал категорической лишь одну истину: мир устроен так, что человек в нем — страдающее существо. Следовательно, все, что нужно знать о существовании мира и человека это, что они основаны на страдании. Страдание — конечная реальность существования. Основа буддийского вероучения — четыре «благородные истины»:

Первая, «истина страдания», — истина об универсальности страдания, пронизывающего все телесное и душевное существование человека.

Вторая истина, «истина возникновения страдания » исходит из того, что страдание обусловлено желанием: желанием наслаждения, желанием существования и желанием гибели. Поэтому страдание — это рождение, старость, болезни, смерть, соединение с тем, что нежеланно, разъединение с тем, что желанно, недостижение всего, чего хочешь достичь.

Третья истина («истина прекращения страдания»): страдание можно прекратить, освободившись от желания. Человек, беспрерывно улучшая карму, может прервать цепь перерождений и достичь освобождения от страданий – нирваны (состояние полной отрешенности от окружающего мира).

Четвертая истина, «истина пути», гласит: путь к прекращению страданий восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания иллюзорности собственного я через милосердные деяния, совершенствование в нравственности, медитацию, позволяющей достичь состояния просветления (бодхи), которое приводит к нирване.

В идеале все это исполнимо лишь в отречении от мира как полный отказ от убийства, лжи, воровства, употребления алкогольных напитков, участия в развлечениях, использования денег.

Таким образом, особенности индийской философии связаны со специфическим пониманием места человека в мире. Идеалом человеческой жизни в этой традиции выступает нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир.

Практические рекомендации:

Эмоции — это самые худшие советчики в нашей жизни! Никогда не принимай решения в порыве гнева или радости! Умей сдерживать себя, скажи себе: » я приму решение завтра», в любой жизненной ситуации!

3. Философские концепции Древнего Китая.

В развитии китайской философии выделяют следующие периоды:

  1. Протофилософский — период зарождения философских представлений относится к XII – VIII вв. до н. э., когда происходило бурное развитие письменности и складывались знаменитые литературные памятники древнекитайской культуры: «Книга истории», «Книга песен»; «Книга перемен», из которых в последующем черпали свои идеи философские мыслители Древнего Китая. В эту эпоху сложился культ предков и культ поклонения Небу – всеобщей судьбе, закону природы и принципу порядка.Инь и Ян
  2. Натурфилософский период, когда возникли первые философские учения в VIII – VI вв. до н. э. Оформляется важнейшая идея древнекитайской философии – идея перемен (последовательность перемен, их ритмичность и направленность);и складывается учение об инь и ян(женское и мужское начало), которая объясняется взаимопревращениями этих двух противоположных начал и круговоротом жизненной энергии.
  3. «Золотой век китайской философии». (VI – III вв. до н. э.). Сформировалось более ста философских школ, выделяют важнейшие из них: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософскую школу и школу имен.
  4. Период кризиса классической древнекитайской философии связан с правлением деспотический империи (221 – 207 гг. до н. э.), во время которой была установлена цензура и духовная жизнь страны поставлена под тотальный контроль государства. Тогда были физически уничтожены многие философы, сожжены их рукописи и трактаты.
  5. Возрождение древнекитайской философии (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), в данный период был осуществлен синтез важнейших философских учений и разработана неоконфуцианская идеология. Она предопределила традиционный характер развития Китая на протяжении двух тысячелетий.

Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе.

Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала.

Вся мощь философского рационализма в Китае была направлена на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством.

Философы Древнего Китая стремились к практической реализации собственных концепций, в частности, к идеологическому влиянию на государственную власть и систему воспитания китайского общества.

Даосизм.

Основателем является философ Лао-цзы (около V-III вв. до н. э.) который развивает учение о правильном пути и добродетели. Основной категорией даосизма является дао.

Понятие дао многозначно.дао

Дао — это субстанциональная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия мира, общества, человека. Дао — это вселенная, где все уравновешено, где нет жизни и смерти, где не существует границ и разделений.
При жизни человеку следует придерживаться доктрины «недеяния «(у-вэй). «Не-деяние» понимается в даосизме не как бездействие, но как отсутствие произвольной целеполагающей активности.

Наши комментарии и практические рекомендации:

Если  перевести идеи даосизма на научный  язык, то Дао — это те задатки, которые даются человеку при рождении.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.знак

Если следовать им, вернее, найти их в себе и развить, то жизнь человека превращается в «сказку» — его работа совпадает с его любимым делом (почему любимым? да потому что от природы у него это получается лучше всех). Представьте себе, вы просыпаетесь  утром, чтобы пойти и заняться любимым делом, а вам  еще за это и зарплату платят?  А раз вы лучшие  в своем деле, естественно вы и зарабатывать будешь больше других!

Речь идет о профессионально мастерстве.

Сегодня созданы площадки для реализации своих способностей, перевод их в малый (средний) бизнес, создание собственного дела. Например, техно-парки, фонды, спонсирующие  стартапы, чемпионаты WorldSkills.

Увлечение мотоциклетной механикой, кондитерским делом, парикмахерским искусством, графическим дизайном, видеомонтажом, ресторанным сервисом – все это может стать вашей карьерной лестницей.

Многие студенты обращают внимание на слово «не-дяение», не понимая, что даосизм — это активная философия! Она  останавливает лишь от выполнения работы, к которой у тебя нет склонностей («не садись не на свое место»), но вот в своей стихии ты должен «выложится на все сто процентов». Под стоячий камень вода не течет!

А теперь ответь на вопрос: почему ты учишься на этой специальности?

«Так получилось», «по  баллам попал сюда, мне было все равно куда»,  «знакомый здесь учится», «родители так решили»?  Вот тебе и ответ на вопросы: почему все время охота спать, почему тяжело учится, почему все ведется только в серых тонах! Что делать?

Практическая рекомендация:

1. Найди, что тебе нравится делать больше всего на свете и (если это не связано  с твоей учебой) — сделай это своим хобби!

2. Подбери время (нишу в своем жизненном графике) для нового увлечения! Иначе ты все забросишь или хобби превратится в обязаловку и начнет тебя раздражать. 

3. Не ищи аналогов в жизни других людей! (кто и во сколько лет стал богатым) — стань сам образцом для других! Помни — ты и только ты управляешь своей жизнью! 

И еще…это только глупые иллюзии, что для развития своего хобби нужны деньги, а у тебя их нет!Еесли человек чего-то хочет — он всегда найдет альтернативу любому дорогостоящему клубу! Деревенские парни делают себе фигуру — качаясь запчастями от трактора и при этом выглядят не хуже «качка», занимающегося в дорогой тренажерке с тренером! У тебя есть Интернет — он заменит тебе все и всех! А еще — заведи свой блог и описывай каждый день своих побед :-) УДАЧИ! 🙂 

Конфуцианство

Конфуцианство восходит к учению Конфуция (551-479 гг. до н. э.), который видел свою задачу в сохранении традиций. Конфуций не писал трактатов. Его идеи были позднее собраны его учениками в книге «Беседы и суждения».
Основная тема философствования Конфуция — отношения человека, семьи и государства. Прочное государство основывается на прочной семье. Конфуций не усматривал принципиальной разницы между такими институтами, как государство и семья. Управление государством описывалось им в семейно-родственных категориях.

Конфуций предписывает стремление каждого человека к идеалу благородного мужа, который должен обладать следующими пятью основными качествами:

  1. человечностью,
  2. порядочностью,
  3. знанием приличий,
  4. мудростью,
  5. лояльностью.

Проявить эти качества можно лишь в отношениях с другими людьми. Таким образом, отношения между людьми имеют различные градации в зависимости от степеней родства и социальных ролей.

«Если хотят управлять страной, нужно, прежде всего, содержать в порядке семью. Если хотят содержать семью в порядке, нужно, в первую очередь, образовывать характер»

Легизм

(«Школа почитателей или любителей закона»)

(конец VIII-VII вв. до н. э.)

В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Легисты утверждают принцип единого юридического закона, создателем которого может быть лишь единовластный правитель. В отличие от традиции, закон не имеет сакрального характера и может изменяться в соответствии с потребностями времени. Однозначные, обязательные для каждого законы, соблюдение которых должно обеспечиваться суровой системой наказаний, образовывают основание государства. Согласно легистам, отношения верховной власти с народом могут быть только враждебными, задача же государства состоит в ослаблении народа. Они предложили ввести контроль над образом мысли подданных, систему надзора за чиновниками, круговой поруки и групповой ответственности.

 

Лабораторные работы/Практические занятияне предусмотрено

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Конфуций сравнивал государство с большой семьей, выступал против насилия и предлагал в качестве метода управления народом любовь и уважение на основе авторитета. Легисты не согласились с Конфуцием и противопоставили любви и уважению четкий порядок, прописанный в законах и систему наказаний. Чья позиция, с вашей точки зрения, более эффективна при управлении малой группой? Большой группой (на производстве)? Государством? Свой ответ аргументируйте.
  2. Дайте характеристику Четырем благородным истинам буддизма. Почему данная религия не смогла (в чистом виде) стать государственной в Индии  подобно конфуцианству в Китае?
  3. Философия «не-деяния» (даосизм) предполагает, что у каждого человека свой Путь и если он нарушает законы Доа, то будет наказан несчастьями. Как вы считаете, о чем идет речь? Придайте современную интерпретацию даосизму и примените его к своей жизни.