Тема 2.3 Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации

Тема 2.3 Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации

План

 

  1. Китай и китайская модель
  2. Японское «экономическое чудо»
  3. Новые индустриальные страны (НИС)
  4. Послевоенное развитие Индии
  5. Исламский мир
  6. Страны Центральной и Южной Африки
  7. Латиноамериканские страны
  8. Работа с текстом
  9. Вопросы по теме
  10. Задание для самостоятельной работы
  11. Список литературы

 

  1. Китай и китайская модель

 

Дэн Сяопин

В 1981 г. в Китае началось осуществление рыночных реформ. Их идейным вдохновителем был Дэн Сяопин.Пленум Центрального Комитета  КПК принял разработанное под его руководством «Решение ЦК КПК по некоторым вопросам истории партии после образования КНР», где подводились итоги политикиМао Цзэдуна. В документе осуждались «культурная революция» и связанные с ней репрессии. В то же время утверждалось, что Мао Цзэдун остается «великим пролетарским революционером», несмотря на допущенные им ошибки.

Реформы были ориентированы на получение конкретного результата в ближайшем будущем. Именно поэтому их назвали«прагматическими».Были ликвидированы коммуны. Крестьянство получило возможность реализовывать произведенные излишки продукции на свободном рынке. Сократилась численность вооруженных сил, а главной задачей стало производство потребительских товаров. К модернизации был привлечен иностранный капитал. Создавалисьсвободные экономические зоны, на территории которых снижались налоги и таможенные тарифы. Предприятиям предоставлялась значительная хозяйственная самостоятельность. Разрешалось развитие кооперативного и частного сектора в сфере производства, торговли и обслуживания. В то же время Компартия Китая сохранила за собой руководящую роль в политической жизни. Произошедшие в 1989 г. выступления студенчества в Пекине с требованием демократизации страны были подавлены военной силой.

   Политическая стабильность в сочетании с экономикой, открытой для зарубежных инвесторов, сделала Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производства ВВП на душу населения в Китае в 1980—2000-е гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире — около 10 %. Китай, население которого является самым многочисленным в мире — 1 млрд. 300 млн. человек, полностью обеспечивает свои потребности в продовольствии. Китай становится индустриальной страной. Удельный вес городского населения за последние десятилетия возрос, но по-прежнему значительная часть рабочей силы (около 50 %) занята в сельском хозяйстве. В то же время за счет промышленного производства в КНР создается около половины ВВП.

   Китай освоил производство продукции на основе информационных технологий. Он стал

Информационные технологии

третьей после России и США космической державой, самостоятельно осуществив в 2003 г. запуск космического аппарата с человеком на борту. Планируется строительство китайской орбитальной станции и базы на Луне. По многим оценкам, Китай к середине ХХI в. сможет на равных конкурировать с Соединенными Штатами.

Китайская модель преобразований с 1987 г. стала с успехом использоваться во Вьетнаме. Политика вьетнамских властей принесла значительные плоды: страна не только начала обеспечивать себя продовольствием, но и стала одним из крупнейших экспортеров риса. С участием иностранного капитала быстрыми темпами (около 10 % в год) развивалась промышленность. Однако Вьетнам по-прежнему остается аграрной страной (около 75 % населения занято в сельском хозяйстве).

Довольно широко распространена точка зрения, будто «китайская модель» реформ могла быть применена и в СССР вместо перестройки. При этом не учитывается, что Китай располагал огромным ресурсом для реформирования экономики: многосотмиллионным крестьянским населением, не утратившим навыка работы на себя. Поэтому, как только были сняты ограничения на проявления личной предпринимательской инициативы, начался бурный экономический подъем. Это обеспечило правящей партии  полную и безоговорочную поддержку населения. В СССР подобных условий не было. Кроме того, конкурентным преимуществом Китая на мировых рынках является существование многочисленных общин — выходцев из этой страны в США, большинстве стран Юго-Восточной Азии, России. Многие из живущих за рубежом китайцев сохраняют тесные связи со своей родиной. Они переводят значительную часть заработанных средств своим родственникам, что обеспечивает дополнительный приток иностранной валюты в Китай. Представители китайских общин, получившие образование в университетах стран Запада работавшие в их научных центрах, потом нередко возвращаются в Китай. Это обеспечивает ему постоянный приток квалифицированных специалистов и получение передовой научно-технической информации.

   Относительно новая проблема для Китая — рост социального неравенства. Возник новый слой имущих граждан — зажиточных крестьян, городской буржуазии. Увеличилось число чиновников, обогащающихся за счет служебного положения. Власти ответили на это кампаниями по борьбе с коррупцией, которые сопровождались массовыми казнями. Увеличилась неравномерность в развитии регионов страны. Приморские провинции, связанные с передовыми отраслями промышленности, вырвались вперед. В аграрных регионах возросла безработица.

В тех районах страны, где проживают национальные меньшинства (Тибет, Синцзянь-Уйгурский автономный округ), усилились сепаратистские настроения.

С началом реформ Китай начал проводить сбалансированную внешнюю политику, то есть избегать конфликтов с соседями, поддерживать торгово-экономические отношения со всеми странами мира. Важным для КНР событием стало воссоединение с Гонконгом (1997) по соглашению с Великобританией, у которой истек срок аренды этого порта и прилегающих земель.

После присоединения к Китаю Гонконга возросло его участие в международном разделении труда. Внешнеторговый оборот КНР достиг 40 % ВВП. При этом 74 % китайского экспорта составляют трудоемкие промышленные товары (в 1975 г. их доля в экспорте составляла лишь 36 %). В частности, Китай поставляет на мировой рынок компьютерное оборудование, аудио- и видеотехнику, автомобили и военную технику.

Особенно тесные отношения у Китая сложились с соседними государствами, принявшими социалистическую модель развития. В 1980-е гг. нормализовались отношения с Вьетнамом. Традиционно дружеские отношения Китай поддерживал с Северной Кореей. Правящая в ней Трудовая партия стремится к построению социализма с корейской спецификой.
В последние годы КНР быстрыми темпами развивает торгово-экономическое сотрудничество со странами Африки и Латинской Америки. Особое значение придается сближению с Венесуэлой, руководство которой заявляет о своей приверженности социализму.

Успешно развиваются российско-китайские отношения. Ониначали улучшаться еще при М.С. Горбачеве. В 1992 г. состоялся визит Б.Н. Ельцина в Пекин. В 1996 г. в Шанхае произошло подписание соглашения о мерах доверия в зоне границы, дополненное договоренностью 1997 г. России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах. В 2001 г. эти страны, на очередной встрече в Шанхае, учредили Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Ее участники обязались углублять экономическое сотрудничество и согласовывать свои усилия в борьбе с международным терроризмом. Это имеет для Китая большое значение, поскольку на его территории проживает ряд этнических меньшинств, а их наиболее радикальные представители борются за независимость, используя методы террора.

В2001 г. был подписан российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Стороны отказались от применения силы друг против друга, обязавшись консультироваться в случае возникновения угрозы миру. В 2004 г. Россия и КНР достигли компромисса по спорным вопросам о линии прохождения границы.

Китай стал одним из ведущих покупателей российской военной техники и технологий. Многие китайские предприниматели ведут активную экономическую деятельность на территории стран СНГ, особенно в России. Переселенцы из Китая, довольствующиеся низкой, по российским представлениям, заработной платой, постепенно замещают рабочие места в Сибири, на дальнем Востоке.

Массовая миграция рабочей силы из Китая вызывает тревогу во многих  соседних с ним странах, а также в США. Китай, выполняя рекомендации ООН развивающимся странам о сокращении темпов прироста народонаселения, проводит жесткую политику по снижению рождаемости. Наряду с пропагандистским лозунгом «Одна семья — один ребенок»принимаются и экономические меры, такие, как штрафы за рождение второго и последующих детей.

  1. Японское «экономическое чудо»

Процветание Японии было обусловлено многими причинами. Прежде всего, снижением

Страна восходящего солнца

расходов на военные цели. Их удельный вес в бюджете страны оказался самым низким в мире. Согласно конституции, Японии запрещалось создавать армию, превышающую нужды самообороны.
Другой причиной экономического роста были огромные доходы Японии от выполнения военных заказов Америки. В периоды войны в Корее (1950—1953) и во Вьетнаме (1964—1973) из всех союзников США Япония была ближе всего расположена к театру военных действий. Она стала основной базой снабжения американских войск. Власти Японии проводили успешную экономическую политику. Они умело преодолевали неблагоприятные для страны факторы. Япония почти не обладает собственным сырьем, по сей день 98 % его закупается за рубежом. Поэтому государство осуществляло очень жесткий контроль над внешней торговлей. Исключался ввоз любой продукции, которая производилась или могла быть произведена на территории страны. Лишь в 1971 г., когда Япония прочно утвердилась на мировых рынках, госконтроль над внешней торговлей был ослаблен.

Передовые технологии

Японцы по всему миру скупали передовые технологии, что позволяло

Передовые технологии .

экономить на собственных научных исследованиях. Высокие технологии нередко внедрялись раньше, чем в странах, их разработавших, особенно в ведущих отраслях. Активную поддержку этому оказывало государство. Ведущими считались предприятия, выпускающие экспортную продукцию. Такие автомобильные компании, как «Тойота», «Ниссан», «Хонда», «Мицубиси», «Исудзу», производители роботов «Хитачи» и «Фудзи-цу», компьютеров и бытовой электроники — «Тошиба»,  «Сони», «Джи-ви-си» приобрели мировую известность. Их конкурентоспособность первоначально обеспечивалась за счет государственных субсидий и низкой оплаты высококвалифицированной рабочей силы. Высокое качество и относительно низкая стоимость японских товаров позволила им быстро и успешно завоевывать мировые рынки.

Превращению Японии в одну из самых развитых стран мира во многом способствовали национальные традиции. Большую роль в этом сыгралакланово-профессиональная солидарность собственников фирм. Большинство компаний не конкурируют, а сотрудничают друг с другом. На японских предприятиях работники не отделяют свои личные интересы от интересов корпорации. В стране существует система пожизненного найма, которая гарантирует наемным работникам занятость на весь период трудовой деятельности. Их зарплата тем выше, чем больше стаж работы. Она выплачивается и в случае временной остановки производства. За счет корпорации обеспечивается повышение квалификации и уровня образования. Так японские компании добиваются максимальной производительности труда, добровольного выполнения сверхурочных работ. Забастовки и стачки рабочих и служащих — большая редкость для Японии.

С течением времени доходы и размер средней оплаты японских трудящихся достигли уровня, превосходящего показатели большинства развитых стран. По детской смертности, средней продолжительности жизни Япония вошла в число самых благополучных стран мира.

Важный источник экономических успехов — политическая стабильностьпослевоенной Японии. Несмотря на наличие оппозиционных партий, на политической арене преобладает Либерально-демократическая партия(ЛДП). Неоднократные разоблачения коррупции и злоупотреблений властью вели к смене ее лидеров, но не сказывались на поддержке избирателей.

Во внешней политике Япония является союзником США. Это обеспечивает успешное продвижение японских товаров на американском рынке. Роль союзника Соединенных Штатов потребовала от Японии направления ее войск в зоны конфликтов 1990-х гг. и в Ирак в 2003 г. В последнее десятилетие успешно развиваются торгово-экономические связи между Россией и Японией.

В 1990-е гг. темпы экономического роста Японии упали, страна оказалась в состоянии затяжного кризиса. Ее доля в мировом промышленном производстве сократилась. Обанкротились многие ранее преуспевавшие фирмы, начала расти безработица. На мировом рынке у Японии появились сильные конкуренты в лице новых индустриальных стран и Китая. Большим ударом по японской экономике стал стремительный рост цен на нефть, которую страна ввозит.

   В начале ХХI в. Япония еще не определилась с дальнейшим  направлением социально-экономического развития. По прогнозам экспертов в ближайшие десятилетия темпы развития японской экономики могут оказаться вдвое ниже, чем в Западной Европе и втрое ниже, чем в США. Ставится вопрос о переходе к неоконсервативным методам решения возникших проблем, массовым приватизациям, созданию стимулов для привлечения иностранных капиталов в экономику. Выдвигаются идеи о пересмотре трудовых отношений в сторону усиления внимания к индивидуальному вкладу каждого работника. Однако эти предложения не встречают поддержки в японском обществе.

  1. Новые индустриальные страны (НИС)

   Сингапур и Гонконг (последний в 1997 г. вошел в состав Китая на правах территории с особым статусом) еще до Второй мировой войны были крупнейшими портами и торговыми центрами. В этих городах-государствах издавна существовали развитые портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. В 1960—1970-е гг. была создана легкая промышленность.
Появились филиалы ТНК, выпускавшие одежду и обувь, радиоэлектронику, предназначенную для экспорта в развитые страны. Привлекалась исключительно дешевая рабочая сила из соседних государств. Благодаря этому цены на товары, произведенные в Сингапуре и Гонконге, были намного ниже, чем на продукцию стран Западной Европы, Японии и США.

Особенности развития Южной Кореи и Тайваня состояли в том, что во время войны на их территории размещались тыловые базы японской армии. Оккупационные власти способствовали возникновению промышленности и развитию транспорта. После Второй мировой войны на смену японским войскам в Южную Корею и Тайвань пришли американские. Военные базы США играли роль гарантов политической стабильности, что способствовало притоку иностранных капиталов в эти страны. Для Южной Кореи еще в 1960-е гг. была характерна самая большая в мире продолжительность рабочей недели (54 часа), почти полный запрет на деятельность профсоюзов, на забастовки. Большие объемы американской помощи, приток капиталов сперва из США, а затем и из Японии, привлекаемых дешевизной рабочей силы и политической стабильностью — все это облегчило модернизацию. Продуманная налоговая политика, скупка лицензий и технологий, быстрое развитие системы образования обеспечили успешное развитие национальных корпораций, быстро освоивших рынки развитых стран. Они поставляли туда не только продукцию легкой и текстильной промышленности, но и автомобили, компьютеры, бытовую электронику В итоге Южная Корея вошла в группу развитых стран мира по уровню производства, уровню жизни, характеру социальной структуры населения. Это открыло путь к демократизации. В 1993 г. в стране прошли свободные президентские выборы.

Особенности развития НИС состояли в создании с участием иностранного капитала предприятий по сборке дешевой, ориентированной на экспорт продукции. Первоначально при ее производстве использовались узлы и компоненты, поступавшие из развитых стран. Со временем доходы от экспорта позволили улучшить жизнь людей, повысить образовательный уровень в стране.

Этот опыт пытались использовать Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия. Однако их зависимость, наряду с НИС, от рынков Западной Европы и США, в конце концов, привела к тяжелым последствиям. В 1997—1998 гг., когда развитые страны оказались не в состоянии поглотить все товары, производимые государствами Юго-Восточной Азии, этот регион охватил масштабный экономический кризис. Кроме того, в 1990-е гг. в мире стремительно возросла роль Китая как производителя самой разнообразной промышленной продукции. Он имел значительные конкурентные преимущества в виде огромного количества дешевой рабочей силы, поддержки крупнейших ТНК, собственного военно-политического влияния в мире. Все это снизило шансы «новых» НИС на успешное экономическое развитие.

  1. Послевоенное развитие Индии

   Индия— крупнейшее государство Азии, прошедшее сложный исторический путь. Эта страна объединила не только сотни народов и множество культур, но и регионы, находившиеся порой на совершенно разных уровнях социально-экономического развития. Поэтому процесс модернизации в ней характеризовался сложностью и уникальностью по сравнению с остальными развивающимися государствами мира. Особенности страны диктовали индийскому правительству осторожность в проведении социально-политических преобразований. В первую очередь предстояло преодолеть наиболее архаичные пережитки в жизни общества. По конституции 1950 г. были уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Ограничивалось крупное помещичье землевладение. Арендаторы получили возможность выкупа обрабатываемых ими земель. Землевладельцы лишились права собирать налоги с крестьян. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни. В деревнях сохранилась система натурального и полунатурального хозяйства. Плантации, принадлежавшие колонизаторам, перешли в собственность государства. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. проводилась политика зеленой революциивнедрения передовых приемов землепользования. Она позволила добиться самообеспечения страны продовольствием.

Большое значение придавалось поддержанию социально-политической стабильности,Индия необходимой для привлечения иностранного капитала. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в доходах 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии составляет всего 4,7 к 1, что близко к показателям Швеции. Таких результатов удалось добиться благодаря продуманной социальной политике. Ее основные направления — внедрение программ по борьбе с бедностью и создание новых рабочих мест. Адресная материальная помощь оказывается городской бедноте, женщинам, сельской молодежи в возрасте от 18 до 35 лет, сельским ремесленникам. Значительную роль в поддержке неимущих играет государственная система распределения продовольствия по сниженным ценам, которая существует уже более 60 лет.

Основой экономических преобразований стал протекционизм,государственная поддержка перспективных отраслей промышленности, в том числе и путем предоставления льгот, вкладывающим в них средства индийским и иностранным предпринимателям. Особое значение индийское правительство придает развитию мелкого бизнеса, в котором занято около 80% наемных рабочих всей индийской промышленности.

Итогом политики модернизации стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. В стране выросли города-гиганты европейского типа, возникли районы высокотехнологичного производства, научные центры, по своему уровню не уступающие передовым странам. С 2000 г. начали создаваться специальные экономические зоныс льготными условиями для развития бизнеса. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия и ракетной техники.

Подобные очаги модернизации соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя в стране сложились и центры современного аграрного производства). До половины взрослых неграмотные, не умеет ни читать, ни писать. Эти люди живут в деревнях, где нет ни канализации, ни водопровода, ни электричества. Но при огромной численности населения (1 027 млн. человек) общее количество ученых и людей с высшим образованием в Индии больше, чем в любой другой стране мира. Так, в начале ХХI в. индийские вузы ежегодно оканчивают 350 тыс. инженеров, тогда как, например, американские — 70 тыс. Быстрыми темпами растетсредний класс, его численность достигла 350 млн. человек.

   Характерной чертой индийского общества является то, что именно сельское, неграмотное и малограмотное население обеспечивает в Индии социально-политическую стабильность. Крестьянство не охвачено стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствуется малым и отрицательно относится к любым переменам. На выборах оно поддерживает партию или лидера, которые стали привычными, традиционными. Показательно, что партия Индийский национальный конгресс (ИНК) стала терять влияние,

Индия - супердержава

когда ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. Сельские избиратели расценили это как покушение на те устои жизни, к изменению которых они не были готовы.

Многие ученые считают, что Индия — одна из супердержав ХХI в. Для таких суждений есть определенные основания. Страна не только обладает ядерным оружием, но и самостоятельно производит вполне современные суперкомпьютеры, не уступающие американским, имеет собственную программу освоения космического пространства. Фармацевтическая индустрия Индии успешно соперничает с западноевропейской.

  1. Исламский мир

Страны исламского мира (Ближний и Средний Восток, Северная Африка, Пакистан, Индонезия) значительно различаются по своему облику. Среди них есть монархии (Саудовская Аравия, Иордания, Марокко и другие), страны, где утвердились демократические режимы (Турция, Египет и другие), государства с авторитарными формами правления (Ливия, Пакистан и другие). Неодинаково и их экономическое положение. Нефтедобывающие страны (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и другие), получая большие прибыли от экспорта нефти, по среднему уровню доходов на душу населения приближаются к показателям Евросоюза. В то же время в государствах, не обладающих нефтяными богатствами (Египет, Пакистан и другие), уровень жизни намного ниже.

Несмотря на эти различия, а также религиозные трения между суннитами и шиитами исламские страны имеют много общего. Прежде всего, это большое влияние религиина повседневную жизнь граждан (в том числе и в светских государствах) и огромный авторитет духовенства. Значительное воздействие на взаимоотношения исламских стран во второй половине ХХ в. оказали арабо-израильские конфликты.

Ясир Арафат

В ходе войны 1947—1949 гг. Израиль оккупировал палестинские земли, на которых ООН планировало создать арабское государство. В 1964 г. возникла Организация освобождения Палестины, боровшаяся за независимость арабского народа, бессменным руководителем которой в 1969—2004гг. был Ясир Арафат. В 1994 г. после трудных палестино-израильских переговоров на части земель, оккупированных Израилем, была созданаПалестинская автономия. Однако вопрос о ее окончательном статусе до сих пор не решен.

Требования палестинцев о возвращении родных земель поддерживал весь мусульманский мир. Солидарность с арабским народом Палестины стала основой консолидации исламских стран. Даже те из них, которые считались союзниками США (Саудовская Аравия и Пакистан), весьма прохладно относились к Израилю. В 1972 г. 26 государств Северной Африки и Азии создали Организацию «Исламская конференция» (ОИК).
Огромное влияние на мусульманские страны оказала исламская революция 1979 г. в Иране.

Ее причиной стал провал политики модернизации, проводившейся монархическим, шахским режимом при поддержке США. В 1960—1970-е гг. по темпам экономического роста (13—14% в год) Иран сравнялся с Японией в годы «экономического чуда». Строились центры современной индустрии, внедрялась европейская система светского образования, женщины были уравнены в правах с мужчинами. В деревнях создавались фермерские, высокопроизводительные хозяйства. Реформы ломали традиционный, привычный уклад

Хомейни

жизни многих людей. Несмотря на рост благосостояния части населения (знать, предприниматели, городской средний слой) усиливалось недовольство, подогревавшееся шиитским духовенством. В 1979 г. массовые протесты под лозунгом возвращения к традиционным, исламским ценностям и образу жизни охватили всю страну. Шах бежал за границу, власть перешла к правительству, в котором решающую роль играли представители духовенства. Иран был провозглашен Исламской республикой.  Ее главой стал аятолла Хомейни — духовный лидер мусульман страны.

Основой политики Ирана стал фундаментализмстрожайшее соблюдение религиозных норм (законов шариата). Во многих странах возникли или усилились фундаменталистские группировки, многие из которых прибегают к террору для достижения своих целей. Они не скрывают, что стремятся к установлению Всемирного исламского халифата, а главным противником считают США и другие развитые страны Севера, а также Израиль.

Влияние ислама сильно и в странах, которые идут по пути модернизации, таких, как богатые нефтью Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Однако даже их правительства не решаются затрагивать образ жизни и традиции относительно малочисленного коренного населения. В бурно развивающейся нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, строительной промышленности используется преимущественно труд иностранных инженеров и рабочих (в частности, арабов — выходцев из Палестины, индусов, иранцев, филиппинцев, китайцев и других).

Власти большинства стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки учитывают опыт революции в Иране. Модернизируя экономику они стремятся избегать конфликтов с течениями воинствующего ислама. Это нередко осложняет их отношения со странами Запада, правительства которых негативно относятся к исламскому фундаментализму.

  1. Страны Центральной и Южной Африки

Африка

         Задачи преодоления экономической отсталости приобрели встранах Африки исключительную остроту. Несмотря на значительные запасы полезных ископаемых, большинство из них (кроме ЮАР) обладали слаборазвитой промышленностью и малопроизводительным сельским хозяйством. Капиталы, необходимые для подъема экономики, отсутствовали. Зарубежные корпорации, учитывая политическую нестабильность на континенте, воздерживались от крупных инвестиций в африканскую экономику.

Благодаря помощи ООН были достигнуты успехи в борьбе с эпидемиями,

Африка.

удалось снизить детскую смертность. Это вызвало стремительный рост численности населения, опережавший увеличение производства продовольствия. Из 30 самых бедных стран мира 22 находятся на Африканском континенте. Значительная часть их населения не имеет доступа к услугам медицины, пользуется недоброкачественной водой, живет в городах и населенных пунктах, лишенных канализации, хронически недоедает. Без зарубежной помощи не могут обойтись жители Анголы, Ботсваны, Мали, Буркина-Фасо, Лесото, Мозамбика, Чада. Это усиливает остроту внутренних социальных и этнических конфликтов. Проблема беднейших государств Африки в последнее десятилетие все больше превращается в глобальную и международную.

   С одной стороны,эти страны не в состоянии сами преодолеть бедственное положение. Внутренние ресурсы для модернизации у них отсутствуют. Не сложился и социальный слой, способный стать ее движущей силой.

С другой стороны, проблемы беднейших стран порождают сложности для всего международного сообщества. Гражданские войны, перевороты, вооруженные столкновения становятся обычным явлением. Остро стоитпроблема беженцев и эмигрантов из зон социального бедствия и районов межэтнических конфликтов. Страны, охваченные хаосом, в которых отсутствует сильная центральная власть, притягивают внимание международных преступных синдикатов. Они используют их территорию для производства наркотиков. Там создаются базы экстремистских и террористических организаций. Из-за слабости системы медицинского обслуживания населения, его безграмотности в вопросах гигиены эти государства являются очагами возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний.

Преодоление этих трудностей требует совместных усилий самих народов Африки, государств Запада и международных организаций. Ведущие страны Запада избегают вкладывать средства в африканские государства. Туда направляется лишь 7 % инвестиций, предназначенных для стран Юга. Инвестирование в страны Азии, обладающие дешевой и квалифицированной рабочей силой (Китай, Индия и другие), приносит в 10 раз больше прибыли.

На рубеже ХХ—ХХI в. усилилось стремление африканских государств к сотрудничеству. В

ОАЕ

1999 г. участники существовавшей с 1963 г. Организации африканского единства (ОАЕ)приняли Декларацию о намерении учредить Африканский союз (АС).Последняя заключительная сессия ОАЕ состоялась в Дурбане (ЮАР) в 2002 г. На ней было объявлено о роспуске ОАЕ и создании АС.

АС, по замыслу его создателей, должен стать более сплоченной организацией, чем ОАЕ. Его высший орган — Ассамблея глав государств и

парламент

правительствстран-участниц. СозданыПанафриканский парламент, Африканский суд. Большое значение АС придает поддержанию мира на континенте и борьбе с международным терроризмом. Однако в отношении к конкретным конфликтам позиции членов АС нередко расходятся.

 

  1. Латиноамериканские страны

   В 1980-е — начале 1990-х гг. в развитии большинства латиноамериканских стран начался новый этап. Во многих из них диктатуры уступили местодемократической, конституционно избранной власти.

В 1982 г. диктаторский режим в Аргентине потерпел поражение в войне с Англией из-за Фолклендских островов. Это вынудило его в 1983 г. передать власть гражданскому правительству. В 1985 г. закончились периоды авторитарного правления в Бразилии и Уругвае. В 1989 г, после 35 лет военной диктатуры генерала Альфредо Стресснера, на путь демократии вступил Парагвай. В 1989 г. в Чили состоялись свободные выборы, а в 1990г. ушел в отставку генерал А. Пиночет.

Можно ли считать утверждение демократии в латиноамериканских странах окончательным? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Однако уже сейчас очевидно, что в их развитии наметились новые черты.

Время с середины 1980-х по середину 1990-х гг. считается «потерянным десятилетием» для решения проблем модернизации, демократические режимы усиленно развивали социальную сферу, что привело к падению темпов экономического роста. В то же время благодаря повышению уровня жизни населения Южной Америки увеличилась емкость внутренних рынков. Это создало предпосылки для более стабильного развития. Если в 1980-е гг. прирост ВНП на континенте составлял всего 1,7 % в год, то в 1990-е гг. он увеличился до 3,2 %. Резкий рост долгов наблюдался в последнее десятилетие ХХ в. лишь у тех стран, которые установили особенно тесные отношения с США: у Мексики (с 30,5 до 69,9 % ВНП) и Аргентины, курс валюты которой был жестко привязан к доллару.
         В 2001 г. в Аргентине разразился острейший социально-экономический и политический кризис. Катастрофический рост внешней задолженности вынудил власти объявлять дефолт, заморозить счета граждан в банках. Это разорило средний класс, вызвало массовые беспорядки. В результате правительство было вынуждено уйти в отставку. Однако кризис не привел к установлению новой военной диктатуры.

В начале ХХI в. во многих странах Южной Америки усилилось влияниелевых сил. В 1998 г. президентом Венесуэлы был избран Уго Чавес,который считал себя учеником Ф. Кастро и сторонником социалистическихпреобразований. В собственность государства перешли контрольные пакеты акций ведущих ТНК, началось проведение масштабных социальных реформ. В Бразилии в 2002 и 2006 гг. победу на президентских выборах одержал выходец из бедной рабочей семьи Лулу де Сильва, выступавший за социально ориентированную рыночную экономику и интеграцию латиноамериканских стран без участия США. В 2005 г. в Боливиипрезидентом впервые стал индеец по происхождению Эб’о Моралес, лидер  движения «Вперед к социализму». Рост влияния сторонников левых идей наблюдается также в Аргентине, Эквадоре, Никарагуа, Чили.

   В 1986 г. Аргентина и Бразилия, две наиболее развитых страны Латинской Америки, заключили интеграционный союз. На его базе в 1990 г. президенты Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая подписали соглашение о создании экономического блока «Южноамериканский общий рынок», более известного как МЕРКОСУР. На его долю приходилось почти половина населения и промышленного производства Латинской Америки. Деятельность МЕРКОСУР оказалась довольно эффективной: всего за пять лет (1990—1995) удельный вес взаимной торговли между его членами увеличился с 8,9 до 22 % их товарооборота.

Другим центром интеграции стало Андское сообщество, учрежденное в 1965 г. В него входят Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу и Боливия. В 2005 г. была создана единая интеграционная зона Южной Америки —Южноамериканский союз.

Развитие интеграционных процессов в Латинской Америке вызывает озабоченность в Соединенных Штатах. Еще в 1990 г. правящие круги США поставили задачу создать общеамериканский единый рынок с населением в 800 млн. человек. Это обеспечило бы Соединенным Штатам новые возможности торгово-экономической экспансии. В 1994 г. главы государств Северной и Южной Америки (кроме Кубы) подписали соглашение о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли. Однако в 2005 г. переговоры об ее учреждении сорвались: левые правительства Венесуэлы и Бразилии, ориентированные на социальные реформы, подвергли американский проект резкой критике.

В 2008 г., по инициативе У. Чавеса и Л. де Сильва, была достигнута договоренность о том, что 12 государств, входящих в Южноамериканский союз, создадут военный блок — Южноамериканский совет обороны (ЮСО). Предполагается, что он сможет играть роль противовеса влиянию США в странах региона. Таким образом, происходит более тесная консолидация южноамериканских государств, усиливаются их стремления к выходу из орбиты влияния США.

 

                                                                 8  .  Работа с текстом

Из речи Дэн Сяопина (30 июня 1994 г.):

Мы ставим себе цель создать к концу ХХ века общество со среднезажиточным уровнем жизни <…>  достижение этого уровня означает, что к концу нынешнего века валовой национальный продукт на душу населения должен составить у нас 800 американских долларов <…>  Миллиардное население Китая возрастет к тому времени до 1 миллиарда 200 миллионов человек, а валовой национальный продукт — до триллиона американских долларов.

При капиталистическом способе распределения эта сумма мало что значит и не избавила бы нашу страну от бедности и отсталости — иными словами, зажиточной стала бы жизнь нескольких процентов населения, остальные 90 с лишним процентов постоянно пребывали бы в нужде.
При социалистическом принципе распределения жизненный уровень всего народа страны достигнет среднезажиточного уровня. Вот почему мы твердо придерживаемся социализма. Без социализма в Китае не создать общество со среднезажиточным уровнем жизни.

Вопросы для обсуждения:

Какую цель ставил Дэн Сяопин перед страной? Что он  понимал под среднезажиточным уровнем жизни населения. Почему он связывает его достижение с социализмом?

 

Из конституции Японии (1947):

 

Мы, японский народ, действуя через посредство наших представителей в Парламенте и Исполненные решимости обеспечить для себя и своих потомков плоды мирного сотрудничества со всеми нациями и благословение свободы для всей нашей страны < > провозглашаем настоящей Конституцией суверенную власть народа  

Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. < > Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета Кабинет несет за них ответственность <…>

Искренне стремясь к миру между народами, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как права нации, от угрозы или применения вооруженной силы как средства решения международных споров <…>
Никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы <…> Право на ведение государством войны Конституцией не признается.

Вопросы для обсуждения:

Как изменила новая конституция политический строй страны? Какой стала роль императора? В чем заключается особенность военной политики?

 


Из документа «Государственная стратегия Японии.

Цели Японии в ХХI в.

Внутренняя граница: развитие личности и лучшее управление в новом тысячелетии» (2007):


Если прошлый век был веком организации, то ХХI будет веком личности <…> длительное время Японцы считали семью или род основой своего бытия. <…> После Второй мировой войны сильные либеральные тенденции казалось разрушили родовую систему», но вместо этого японцы создали новые конструкты, выполняющие те же функции. Классическим примером являются компании. <…> Принадлежность к ним дает людям удовлетворение, они служат этому «роду» верой и правдой <…>
Эта тенденция расценивать гармонию организации, к которой принадлежишь, как момент первостепенной значимости, сделала возможным создание нации с минимальным разрывом в уровне благосостоянии и высоким уровнем безопасности, по сравнению с другими развитыми странами. Однако в качестве основы для максимально полной реализации способностей и творческого потенциала индивидуумов эта система не очень эффективна и стала бременем.

В ХХI веке, заметной чертой которого станет разнообразие в контексте тенденций глобализации и информационно-технологической революции, принципиальной необходимостью для японцев является развитие индивидуальности. <…>

   Кроме того, необходимый тип индивидуума, прежде всего такой, который творит легко и открыто, внутренне дисциплинированный, уверенный в себе, опирающийся на себя. Эта крепкая, но гибкая личность берет на себя риски и ответственность и подходит к достижению личных целей с духом новаторства.

 

Из доклада группы экспертов, посвященного анализу отношений Японии со странами Европы, опубликованном во влиятельной японской газете «Нихон кэйдзай симбун» (2008):

 

 Следует ожидать, что уже в ближайшее время в Японии может развернуться дискуссия по поводу того, каким путем — американским или европейским — ей продвигаться в будущее. Вряд ли стоит при этом напрочь отбрасывать американский опыт и американские ценности. Но элементы сотрудничества, коллективизма, заложенные в капитализме европейской модели, гораздо ближе японскому менталитету.

Люди, участвовавшие в Реставрации Мэйдзи, ознаменовавшей прорыв Японии из Средневековья к современности, многому учились у европейцев. Теперь на рубеже нового столетия японцам не грех было бы вновь обратиться к Европе за советом.

 

Вопросы для обсуждения:

Сравните два документа. Какая проблема стоит в центре общественно-политических дискуссий современной Японии? Какие способы ее разрешения предлагают авторы документов?
Почему авторы второго документа считают европейскую модель
развития более отвечающей особенностям Японии?

 

9. Вопросы по теме

1) Проанализируйте развитие Китая после Второй мировой войны. Охарактеризуйте сущность политического режима КНР. Дайте оценку «прагматическим реформам«. В чем проявились особенности китайской модели развития? Как  бы вы объяснили ее экономическую эффективность

2) В чем вы видите причины быстрого экономического подъема Японии после Второй мировой войны?

3) Назовите особенности экономического и политического развития Сингапура, Тайваня, Южной Кореи и Гонконга. Как экономические успехи Южной Кореи отразились на политическом развитии страны?

4) В чем состояли особенности модернизации новых индустриальных стран? Насколько эффективен избранный ими путь развития?

5) Что позволило Индии добиться значительных успехов в модернизации? Приведите примеры отраслей, в которых индийская экономика добилась особенных успехов.

6) Назовите особенности развития исламских стран Ближнего Востока и Северной Африки.

7) Что стало причиной экономического подъема в странах Латинской Америки во время Второй мировой войны и после нее?

 

10 Задание  для самостоятельной работы

Преобразовать текст лекции в форму сравнительной таблицы: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки на пути модернизации»

 

Свой ответ оформите в виде таблицы по приведенному образцу:

 

Регион Страна Модернизация
Азия Китай «Китайская модель» — рыночная экономической система, политическая приверженность демократизации, новый стиль партийного руководства, формирование гражданского общества
   

 

 

11. Список литературы

Основная

  1. Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в./ Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2010. – С. 330-372.

 

Дополнительная

  1. Всемирная история – Новейший период (1939-2007 г.)

Интернет ресурс : http://www.ukrmap.kiev.ua/index.php?id=716&lang=ru

  1. Ланьков А. Модернизация в Восточной Азии 1945-2010.

Интернет ресурс: http://www.polit.ru/lectures/2010/03/11/lankov.html

  1. Страны Азии и Африки в ХХ веке

Интернет ресурс: http://www.iaas.msu.ru/projects/prog_cours/prog1.html