Тема 4.2 Интеграция в Европе и Северной Америке

Тема 4.2 Интеграция в Европе и Северной Америке

План

1.Интеграционные процессы

    — экономическая взаимозависимость государств;

— противоречия и конкуренция в информационном обществе;

2.Развитие интеграционных процессов в Европе

— этапы западноевропейской интеграции;

— достижения и противоречия европейской интеграции;

— интеграционные процессы в Европе на современном этапе;

  1. Интеграционные процессы в Северной Америке
  2. Работа с текстом
  3. Вопросы по теме
  4. Задание для самостоятельной работы
  5. Список литературы

 

  1. Интеграционные процессы

Экономическая взаимозависимость государств

   Благодаря деятельности ТНК и ТНБ внешняя торговля стран Запада во второй половине ХХ в. развивалась в два раза быстрее, чем промышленное производство. Экономическая взаимозависимость государств усилилась. На этой почве сложились устойчивые союзы государств, экономика которых интегрирована, то есть представляет собой единый хозяйственный комплекс.

Дальше всех на пути интеграции продвинулась Западная Европа, в которой сложился Европейский союз (ЕС). Интеграционные процессы успешно идут в Северной Америке, где США, Канада и Мексика создали зону свободной торговли (НАФТА), в Юго-Восточной Азии (организация АСЕАН), в Латинской Америке (МЕРКОСУР и Андский пакт). Существуют проекты создания Северо-Атлантической зоны свободной торговли, Азиатско-Тихоокеанской интеграционной зоны.

В условиях глобализации мировой экономики интеграция позволяет ограничить влияние ТИК и ТНБ. Группа стран договаривается об общих правилах предпринимательской деятельности и проведения социальной политики. Возникают единые экономические пространства. Гиганты транснационального бизнеса вынуждены с ними считаться. Например, на территории стран Евросоюза действует антимонопольное законодательство, единые стандарты качества производимой продукции, от частного бизнеса требуется проявление социальной ответственности и соблюдение прав наемных работников. В странах НАФТА, особенно в США, законодательно преследуется уход от уплаты налогов, нарушения корпорациями «деловой этики», то есть уважения интересов потребителей и партнеров по бизнесу. Ведется наблюдение за деятельностью ТНБ в оффшорных зонах.

Таким образом, роль единых экономических пространств повышается, а политические и экономические решения все чаще принимают наднациональные структуры.

 

 Противоречия и конкуренция в информационном обществе

Борьба за рынки сбыта товаров, контроль над природными ресурсамисохраняется и в условиях существования информационного общества. Периодически возникают и «торговые войны», однако они имеют свои особенности. Экономическая взаимозависимость наиболее развитых стран мира исключает возможность крупных конфликтов между ними. Становится бессмысленно вводить высокие таможенные пошлины на товары, произведенные в другой стране, если они жизненно необходимы для собственного развития. Складывается модель конкурентного сотрудничества,  когда взаимодействие и соперничество сочетаются. Как в конкуренции, так и в сотрудничестве ныне участвуют не только государства и их объединения, но и крупнейшие корпорации.

Конкурентная борьбав современных условиях ведется, прежде всего, за льготные условия доступа к источникам сырья и энергоносителей. Она становится тем более острой, чем выше цены на нефть, газ и редкоземельные металлы. Так, страны Запада в начале ХХI в. проявляют особую заинтересованность в получении прямого доступа к нефтегазовым ресурсам среднеазиатских государств СНГ и Азербайджана. Соответственно разрабатываются планы строительства газо- и нефтепроводов в обход России. Одновременно ТНК стремятся добиться льготных условий эксплуатации энергоресурсов и нефтепроводов Российской федерации. Не прекращается и борьба за рынки сбыта продукции, которая стала особенно жесткой после подключения к ней Китая. Например, за быстро растущий российский рынок продажи автомобилей конкурируют американские, западноевропейские, японские, корейские и китайские автогиганты, заинтересованные в создании своих филиалов в нашей стране. В этой борьбе используются методы политического давления, информационной войны (дискредитация конкурентов и их продукции), экономические средства и даже коррупция.

Особенно острая конкуренция существует в области производства знаний и информации. Государства и корпорации, преуспевшие в этой сфере, способны завоевывать новые рынки без оружия, предлагая новые товары с более высокими потребительскими качествами. Обладая соответствующими знаниями, можно восполнять недостаток сырья и энергоносителей за счет использования альтернативных видов энергии (солнце, ветер, морские приливы, био-топливо и т.д.), энерго и ресурсосберегающих технологий. Имея полную информацию о конкурирующих странах и корпорациях, нетрудно определить их слабые стороны.

В этих условиях возрастающее значение приобретают защита информации и борьба с промышленным шпионажем — нелегальным приобретением или похищением знаний и изобретений.

Важным становится обеспечение роста интеллектуального потенциала общества. Это достигается за счет совершенствования системы образования, предотвращения «утечки мозгов» из страны. Многие государства мира, в частности Западной Европы, СНГ, сталкиваются с ситуацией, когда корпорации США предлагают их молодым и талантливым гражданам льготные условия найма.

Конкуренция не исключает, а подразумевает сотрудничество. Оно необходимо для решения проблем экологии, преодоления последствий природных катастроф, нередко затрагивающих многие государства, обеспечения безопасности эксплуатации атомных электростанций, воздушных и морских транспортных перевозок, предотвращения эпидемий и т.д.
   Сотрудничество в научно-технической сфере нередко выгодно потому, что облегчает реализацию крупномасштабных проектов, которые сложно осуществить силами одного государства или корпорации. Так, успешно развивается взаимодействие в мирном освоении космоса, примером чего служит работа Международной космической станции (МКС). Ученые разных стран совместно изучают проблемы использования термоядерной энергии в мирных целях. Во многих сферах деятельности (авиастроение, автомобилестроение и т.д.) успешно сотрудничают конкурирующие корпорации разных стран, объединяя свои достижения.

  1. Развитие интеграционных процессов в Европе 

 Этапы западноевропейской интеграции

Развитие западноевропейской интеграции прошло через несколько этапов.

  1. В 1947 г. 23 наиболее экономически развитые страны заключилиГенеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Они обязались содействовать развитию внешней торговли за счет взаимного снижения налогов на импортную продукцию, отказа от таможенных войн. Впоследствии рамки ГАТТ расширились, в нее вошли многие страны Азии, Африки и Латинской Америки, она была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО).
  2. В 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Первоначально ее функции состояли в распределении помощи, предоставленной Европе согласно плану Маршалла. Она открыла широкие возможности для многосторонних экономических консультаций, обмена экономической информацией. В 1960 г. ОЕЭС была переименована в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития), к ее деятельности подключилась Япония, затем — Южная Корея.
  3. Первой собственно западноевропейской структурой, призванной содействовать согласованию политики в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной сферах, сталСовет Европы. Он был создан в 1949г., его учредителями стали Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания.
  4. После образования ФРГ (1949) возникла опасность возрождения франко-германского соперничества. Чтобы избежать этого, министр иностранных дел Франции Роберт Шуман выдвинул идею объединения экономических потенциалов Германии и Франции. В 1951 г. ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург учредилиЕвропейское объединение угля и стали (ЕОУС). Это означало создание общего рынка угольной и металлургической промышленности, отмену взаимных таможенных пошлин, проведение единой таможенной политики в отношении продукции стран, не входящих в организацию. Принятые ЕОУС решения получали силу закона на территории стран-участниц.
  5. В 1957 г. участники ЕОУС образовали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии(Евратом). Это имело огромное значение для развития европейского единства. Провозглашались принципы свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, что означало формирование общего рынка. Намечалось принятие единых стандартов налоговой, социальной политики. Впервые были сформированынаднациональные органы: Европейский парламент как законодательный орган, Совет министровкак орган политического руководства, Комиссия европейских сообществкак исполнительный орган, Суд европейских сообществ. По вопросам интеграции они имели право принимать решения прямого действия, вступающие в силу без утверждения национальными правительствами и парламентами. Кроме того, два раза в год проводятся заседанияЕвропейского советасаммита глав государств и правительств, принимающего стратегические решения о путях развития интеграции.

   Альтернативную модель интеграции пытались создать страны Северной Европы, в 1960 г. учредившие Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Ее членами стали Великобритания, Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Португалия. Целью ЕАСТ было постепенное снижение таможенных пошлин только на промышленную продукцию. Создание наднациональных органов и сближения законодательств не предполагалось. Эта модель, обеспечивавшая более низкий уровень интеграции, чем ЕЭС, оказалась менее жизнеспособной. В 1973 г. Великобритания, Ирландия и Дания вступили в ЕЭС. Страны, оставшиеся в ЕАСТ, в 1977 г. подписали соглашение о создании зоны свободной торговли с государствами ЕЭС, в 1991 г. — о едином европейском экономическом пространстве.

 

 

 Достижения и противоречия европейской интеграции

 

   Сближение стран Европы принесло им значительные выгоды. Компании и фирмы государств ЕЭС, зная, какое количество продукции они могут выпустить и продать в рамках установленных для них квот, стремились повысить свою прибыль за счет ускоренной модернизации производства. Перемещение рабочей силы в более богатые страны позволяло решать проблемы занятости в менее развитых государствах. Наиболее отсталым регионам оказывалась помощь в рамках общеевропейских программ развития.

Не все страны Западной Европы присоединились к европейской интеграции. Норвегия в 1972 и 1994 гг., по итогам проведенных в ней референдумов, отказалась стать членом «единой Европы». От вступления отказалась Швейцария. Швеция, в 1995 г. вошедшая в Евросоюз, испытала значительные экономические трудности.

Дело в том, что под влиянием интеграции постепенно сложилась единая модель экономической политики, общая для всех развитых евроатлантических стран. Государства, не соответствовавшие ей (более высокий уровень государственного вмешательства в экономику, другая социальная политика и т.д.), неизбежно сталкивались с большими проблемами. Так, после вступления Швеции в ЕС из страны начался отток капитала в другие страны Евросоюза, где налоги были ниже.

Проведение прежней особой социальной и экономической политики в отдельной стране, вступившей на путь интеграции, стало невозможным. Удачные решения незамедлительно заимствуются партнерами, неудачные, вызывая отток капиталов, вынужденно пересматриваются. Кроме того, каждый участник интеграции обязан выполнять решения наднациональных органов, что также ограничивает возможности осуществления социально экономических экспериментов. Это стало важнейшей причиной сближения позиций по принципиальным вопросам общественного развития основных политических партий всех стран Западной Европы вне зависимости от их идеологий и программ.

 Интеграционные процессы в Европе на современном этапе

Развитиеевропейской интеграции идет по двум
основным направлениям.

Во-первых, за счет дальнейшего углубления интеграции. Был повышен статус Европейского парламента, который со времени создания ЕЭС быллишь форумом общения представителей национальных парламентов входивших в него стран. В1979 г. прошли первые прямые выборы в Европарламент. В1993г., согласно Маастрихтским соглашениям(подписаны в 1992 г. в голландском городе Маастрихте), был образован Европейский союз (ЕС). В 1995 г. начали претворяться в жизньШенгенские соглашения, отменявшие визовый контроль на территории Евросоюза. Граждане стран ЕС получили право участвовать в выборах в местные органы власти в любой из них. Складывается единая европейская система правовых норм.В 1997 г. в Амстердаме страны ЕС договорились проводить согласованную политику в области безопасности и обороны. В 1998 г. был учрежден Европейский центральный банк, а в 2002 г. введена общая валюта — евро. Исключением стали Дания, Швеция и Великобритания, сохранившие свои денежные единицы.

Во-вторых, за счет включения новых членов. Для стран, которые по уровню и характеру экономического развития не готовы к полной интеграции, была введена система ассоциированного членства. Она подразумевает льготный режим в торгово-экономических отношениях со странами Европейского сообщества, поэтапное продвижение к полноправному членству. Статус ассоциированных членов получили Турция, многие бывшие колонии Франции в Северной Африке (Марокко, Тунис), восточноевропейские государства. В 2004 г. в Евросоюз было принято 10 новых государств — Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. В 2007г. в ЕС вступили Болгария иРумыния. Для всех этих стран установлен переходный период, в течение которого они должны привести свое законодательство, финансы и экономику в соответствие с требованиями единой Европы. Расширение ЕС за счет менее развитых государств привело к большим трудностям. Необходимость направить значительную помощь из бюджета ЕС на поддержку новых, экономически слабых участников интеграции вызвала тревогу у западноевропейцев. Они опасались падения уровня жизни и наплыва дешевой рабочей силы из Восточной Европы.

Возросшее влияние «евроскептиков», как называют противников дальнейшей интеграции, сказалось на итогах референдумов 2005 г. по Конституции Единой Европы. Большинство избирателей во Франции и Голландии отклонили предложенный проект. Однако ведущие политики стран ЕС полагают, что это временные трудности, которые будут преодолены.

  1. Интеграционные процессы в Северной Америке

В 1988 г. США и Канада заключили соглашение о создании зоны свободной торговли. С 1992 г. к нему присоединилась Мексика. Новая структура получила название Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Это соглашение отразило уже существовавшее единство экономик североамериканских стран. Так, в США направлялось свыше 2/3 экспорта Канады и Мексики. У США и Канады существовала система единого членства в профсоюзах. Дешевая мексиканская рабочая сила — до 10—12 млн человек сезонных работников — давно уже ежегодно привлекалась американскими фермерами для уборки урожая. Договор НАФТА лишь узаконил это явление, обеспечив юридическую защиту рабочим из Мексики на территории США.

НАФТА — это комплексный договор, ставящий целью плавное сокращение торговых барьеров в самых разнообразных (практически всех) отраслях экономики трех стран, обеспечение и облегчение доступа товаров и услуг одной страны на рынки остальных двух, приближение к созданию, общего рынка.

НАФТА полностью вступает в действие не единовременно, а в течение 15-летнего срока с момента подписания. Такая отсрочка предусмотрена с целью ослабления эффекта моментального возрастания конкуренции между так называемыми «чувствительными» (наименее конкурентоспособными) отраслями промышленности или сельского хозяйства трех стран. Указанным отраслям предоставляется островка для оптимизации или смещения (ухода) в другие сектора экономики.

Документ содержит 22 главы и, включая тарифные схемы, насчитывает примерно две тысячи страниц. Безусловно, если бы это было действительно соглашение о свободной торговле, то понадобилось бы менее одной  страницы для устранения всех ограничений в торговле. В реальности это:

— Акт либерализации, способствующий интеграции посредством как сокращения, так и устранения большинства торговых и инвестиционных барьеров;

— Акт Согласования проводимой политики по мерам, предпринимаемым по обеспечению четкой конкуренции, торговле услугами, государственному регулированию, по защите прав интеллектуальной собственности.

В дополнение, во вступлении к договору выражается стремление к соблюдению основных прав трудящихся.

НАФТА открыла новый этап в заключение торговых соглашений. Впервые в соглашении о свободной торговле уделяется внимание вопросам экологии путем разработки договоров по стандартизации загрязнителей. Договор устраняет квоты на текстиль и ткани, снимает ограничения в торговле услугами (а это весьма значительный сектор телекоммуникаций и страхования), гарантирует свободный доступ на рынок всей сельскохозяйственной продукции после переходного 15-летнего периода.

НАФТА предусматривает постепенное (но не прогрессирующее) устранение тарифов. Средняя ставка на мексиканский экспорт составляла 3,9% (2,5% для автотранспорта); средняя тарифная ставка на импорт из СШ составляла 10% (20% для автотранспорта). Большинство тарифов было снято уже 1 января 194 г., в день вступления НАФТА в действие, остальные — в течение 5 лет. Тарифы на импорт из Мексики в наиболее «чувствительных» секторах экономики США будут сведены к нулю в течение 15 лет. Квоты и импортные лицензии были отменены, но, тем не менее, каждая сторона оставила за собой право экстренно ограничить торговлю с целью сохранения (при возникновении угрозы) человеческой жизни, жизни животных или существования растений и сохранения окружающей среды. Но момента подписания договора ни одна сторона не сможет ограничить действия экспортера в степени большей, чем ограничивает своего производителя. Но и здесь предусмотрены специальные правила для агросектора, автомобильной промышленности, энергетики и текстильной промышленности.

В целях контроля использования территории Мексики японскими и другими иностранными производителями (не канадскими и не американскими) как производственную платформу для льготного экспорта в США, в НАФТА предусмотрены жесткие условия по правилам происхождения. Это означает, что налоги должны быть уплачены за те товары, значительная часть стоимости которых (вне зависимости от того, будет ли это труд, компоненты или материалы) произведено за пределами Северной Америки. Серьезные ограничения наложены на автомобили, минимальная доля их стоимости, произведенной в США для безналогового экспорта в США должна составлять 62,5%.Этот порог превосходит, что установлен в договоре между США и Канадой, что вызвано лоббированием профсоюзов автопромышленности США, так как сборка японских автомобилей в Мексике резко снижает их себестоимость. В договоре предусмотрен также «экстренный» вариант установления (восстановления) пошлин, если нарастание экспорта какой-либо категории товаров представит угрозу существования собственному производству.

Подписанное трехстороннее Соглашение предусматривает:

— ликвидацию всех таможенных пошлин к 2010 г.;

— поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

— смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

— либерализацию условий для деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке их южного партнера;

— урегулирование вопросов, связанных с правами на интеллектуальную собственность;

— создание трехсторонней арбитражной комиссии.

Между странами ЕС и НАФТА, помимо военно-политического союза (НАТО)и межпарламентской ассоциации (Североатлантическая ассамблея), общего членства в ОЭСР, ВТО и других международных экономических организациях, уже заключены соглашения о предотвращении «торговых войн» и правилах торговли. Не исключено, что в ближайшее время будет создана Североатлантическая зона свободной торговли, которая объединит самые высокоразвитые страны мира со сходной политической культурой, общим цивилизационным наследием, близкими внешнеполитическими интересам.

Итак, интеграционные процессы охватили все регионы мира. Они базируются на экономических интересах, но пронизывают все сферы человеческой жизни. На данный момент сложились две модели экономического развития: североамериканская и западноевропейская. Противоречивость интеграции  проявляется  в одновременной их конкуренции  и тенденции к унификации – преобразованию в единую транснациональную модель.   

 

4. Работа с текстом

Из книги П. Друкера «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении» (1990):
Экономическая теория все еще продолжает утверждать, что суверенное национальное государство является единственной или, во всяком случае, доминирующей единицей, способной проводить эффективную экономическую политику. На самом деле в транснациональной экономике четыре такие единицы. Эти единицы представляют собой то, что математики называют «частично зависимыми переменными»: они связаны между собой и взаимозависимы, но ни одна не держит под контролем другую. Одной из таких единиц является национальное государство;отдельные страны — особенно крупные, развитые, безусловно, имеют значение. Однако принятие решений все больше переходит ко второй единице — региону, такому, например, как Европейское экономическое сообщество, Северная Америка, а в скором будущем, возможно, и дальний Восток, объединившийся вокруг Японии. Третьей единицей является подлинная и почти что автономная мировая экономика денег, кредита и потоков капиталовложений. Она существует благодаря информации, которая сегодня не знает национальных границ, И, наконец, четвертая единица — транснациональное предприятие, которое, между прочим, вовсе не обязательно представляет собой крупный бизнес; с его точки зрения, весь развитый <…> мир является единым рынком, единым «пространством», как для производства, так и для реализации товаров и услуг.

Вопросы для обсуждения:

О каких четырех «экономических единицах» пишет автор? Как они взаимосвязаны между собой?

 

Из Договора шести европейских государств о создании Европейского экономического сообщества (25 марта 1957г.):


Статья 2

Сообщество имеет целью путем установления общего рынка и последовательного сближения экономической политики государств-членов содействовать гармоническому развитию экономической деятельности в рамках всего Сообщества, непрерывному и равномерному росту, большей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным отношениям между государствами, которые оно объединяет. 

Статья З

для достижения целей, провозглашенных в предшествующей статье, Сообщество действует сообразно условиям и темпам, предусмотренным настоящим договором, в:

а) отмене между государствами-членами таможенного права и количественных ограничений ввоза и вывоза товаров, равно как всех других

мер, вызывающих равноценные последствия;

б) установлении общего таможенного тарифа и таможен ной политики в отношении третьих государств;

в) устранении между государствами-членами препятствий для свободного перемещения лиц, услуг и капиталов;

г) введении общей политики в области сельского хозяйства;

д) введении общей политики в области транспорта;

е) установлении режима, обеспечивающего недопустимость извращений конкуренции в общем рынке;

ж) применении процедур, позволяющих координировать экономическую политику государств-членов и предотвращать нарушение равновесия платежных балансов;

з) сближении национальных законодательств в той мере, какая необходима для функционирования общего рынка;

и) учреждении европейского социального фонда, имея в виду улучшение возможности найма трудящихся и повышения их жизненного уровня

к)учреждении европейского инвестиционного банка, призванного облегчить экономический рост Сообщества посредством формирования новых ресурсов.

Вопросы для обсуждения:

Как определялись цели создания ЕЭС, какие методы их достижения предполагалось использовать?

 

5. Вопросы по теме

1)Каквы думаете, какие из объединений стран Западной Европы и Северной Америки и почему достигли наибольших результатов в интеграции?

2) В чем состоят проблемы и противоречия интеграционных процессов?

3) Проанализируйте основные черты двух моделей экономического развития евроатлантических стран: североамериканскую и западноевропейскую. В чем их отличие?

4) На какой стадии интеграции находятся в настоящее время страны Западной Европы? Каковы перспективы их дальнейшего сближения? При ответе на этот вопрос используйте материалы Интернета и текущей прессы.

6. Задание для самостоятельной работы

Заполните таблицу «Основные этапы западноевропейской интеграции»:

Дата Договор,соглашение Страны-участники Результаты

Какие выводы можно сделать на ее основе о развитии интеграции?

 

7. Список литературы

Основная

  1. Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в./ Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2010. – С. 295-303.

 

Дополнительная

  1. Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия// Менеджмент в России и за рубежом. — № 3, — 2001.

Интернет ресурс: http://www.cfin.ru/press/management/2001-3/10.shtml

  1. Интеграционные процессы в отдельных регионах мира

Интернет ресурс: http://5ballov.qip.ru/referats/preview/41411