Тема 3.2. Познание мира. Истина

Тема 3.2. Познание мира. Истина

Норматив по теме 
1. Познание как деятельность и процесс
2. Возможность познания.
3. Формы познания.
4. Истина, ее критерии. Абсолютная и относительная  истина.
5. Виды знания (познания) .
Термины: познание, агностики, скептики, эмпирики, сенсуалисты, рационалисты, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, эмоции, чувства, заблуждения, ложь, истина, интуиция.
Познаваем ли мир?
1. Агностики — мир познать нельзя
2. Скептики — истина носит относительный характер (абсолютных , т.е. вечных) знаний не существует.
3. Сенсуалисты — мир познаваем благодаря функционированию органов чувств.
4. Эмпирики — достоверность знаний надо проверить (провести опыт).
5. Рационалисты — мир познаваем благодаря разуму (мышлению).
Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция — вид познания, в котором проявляется способ постижения истины в результате озарения без опоры на логическое обоснование.
          Различают два вида интуиции:
1. интеллектуальная — связана с умственной деятельностью
2. сенсорная — связана с эмоциональным миром.
           В процессе познания большую роль играют:
— эмоции — аффективная форма проявления моральных чувств
— чувства — эмоции, выраженные в соответствующих понятиях (любовь, ненависть)
 Целью познания является получение истинного знания.
Истина — это соответствие действительности (своему предмету).
        Виды истины
1. Объективная — не зависит от эмоций человека
2. Абсолютная — исчерпывающее достоверное знание, которое не может быть опровергнуто
3. Относительная — неполное знание, соответствующее каким-либо условиям.
Заблуждение — содержание знания, не соответствующее действительности, но принимающееся за истину.
Ложь — это сознательное искажение образа объекта.
Критерий истины — это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Критерием истины считают практику (достоверность подтверждается на практике).
 Знание — результат познавательной деятельности, полученный в ходе активного отражения реального мира.
Виды знаний (познания)
1. Житейское — базируется на здравом смысле и обыденном сознании.
2. Научное — достоверное обобщение фактов
3. Практическое — полученное в результате преобразовательной деятельности
4. Художественное — образное, через идеалы
5. Рациональное — логическое обоснование, выявление причинно-следственных связей.
6. Иррациональное — эмоции, страсть, интуиция, воля.
7.Мифологическое — одушевление окружающих объектов
8. Религиозное — вера в сверхъестественное  начало жизни
Задания
1. И абсолютная, и относительная истины
а. всегда находят свое подтверждение в практике
б. носят объективный характер
в. дают полное, исчерпывающее знание о предмете
г. могут быть опровергнуты со временем
2. Истинное знание в отличие от ложного
а. добывается в ходе познавательной деятельности
б. соответствует самому предмету познания
в. абстрагируется от второстепенных черт
г. изложено научным языком
3 Верны ли следующие суждения о ложном знании?
      Ложным является знание
А. не соответствующее предмету изучения
Б. не проверенное экспериментальным путем
а. верно А
б. верно Б
в. верны оба
г. обе неверны
4. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные
Б. Относительная истина — это полное, неизменное знание.
а. верно А
б. верно Б
в. верны оба
г. обе неверны
5 Запишите слово, которое пропущено в следующей фразе:
«Несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, своеобразный образец, к которому стремиться человеческое знание, принято называть ___________________истиной»