Тема 4.2 Наука и образование

Тема 3.2 Наука и образование
Норматив по теме:
1. Понятие науки и ее роль в жизни общества
2. Этика ученого.
3. Образование: цели, функции, тенденции.
4. Самообразование
Термины: наука, этика ученого, образование, гуманизация, гуманитаризация, цифровизация, самообразование, «образование через всю жизнь»
Понятие науки и ее роль в жизни общества 
Наука формируется в 19 веке. (толчком к развитию научного мышления стали Великие Географические открытия).
Сегодня, в век НТП, человечество особенно ясно осознает место и значимость науки в своей жизни.
Существуют разные подходы к пониманию термина «наука«:
— наука как социальный институт;
— наука как особый вид (система) знаний;
— наука — как продукт познавательной деятельности и духовного производства.
Наукой принято называть теоретические систематизированный взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно логической форме и основанные на данных научных исследований. 
Этика ученого 
Проблема ответственности ученого перед обществом сложна и многообразна. Она складывается из различных факторов, тесно сплетаясь с проблемой этики науки. Ученый несет ответственность в своей деятельности за:
— достоверность материала,
— корректность в использовании работ своих коллег,
— строгость анализа и прочную обоснованность выводов.
Эти требования составляют персональную этику ученого.
 Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о последствиях от использования его изобретения (открытия).
Сегодня ученый должен уметь оценить потенциальные возможности своего открытия, показать не только его экономическую и социальную пользу, но и потенциальный вред.
Образование: цели, функции, тенденции.
Самообразование 
Самообразование — это форма индивидуальной познавательной деятельности человека, цели, мотивы, план и формы которой определяются человеком самостоятельно.
Научно-технический прогресс в 21 веке происходит на большой скорости технологии и оборудование не столько изнашивается физически. сколько — морально, под натиском новых возможностей, которые открывают IТ-технологии. Поэтому классическая школа (с классно-урочной системой ретрансляции информации) потеряла свою актуальность. Если раньше полученные знания в образовательном учреждении были фундаментом для долгосрочной работы в рамках своей профессиональной группы, то теперь рынок труда меняется на глазах (меняются требования к  компетенциям выпускника — молодого специалиста), поэтому сегодня задача преподавателя «научить учиться»
«Образование через всю жизнь»