Темы 3.4 и 3.5 Социальное познание и иные виды познания

Тема 3.4. Социальное познание. 

Тема 3.5  Социальное познание и иные виды познания 

Норматив по теме

1. Особенности социального познания.

2. Факты, теории, интерпретации, оценки.

3. Социальные науки.

4. Проблемы социального прогнозирования.

5. Иные виды познания: житейское (обыденное) , художественное, мифологическое;  паранауки, оккультизм, астрология.

Термины: факт, интерпретация. оценка, история, культурология, политология, правоведение, социология, философия, экономика, эстетика, этика.

 Социальное познание — это процесс приобретения и развития знаний о человек и обществе.

Особенности социального познания

 1. Субъект и объект познания совпадают.

 2. Социальное знание всегда субъективно, зависит от эмоций познающего.

3. Сложность объекта познания.

4. Истина всегда относительная.

5. Ограничена возможность применения эксперимента.

Всякое познание начинается с восприятия фактовРазличают социальный факт (отражен в рукописи, может носить субъективный характер при оценке события автором) и научный факт (описан в исследованиях, подтвержден экспериментами, практикой; объективен — не завивисит от эмоций человека). 

Виды социальных фактов 
действия  продукты  слова 
поступки людей материальные и духовные мнения, суждения, оценки

Чтобы факт применить в науке, его приходится интерпретировать — истолковать, объяснить; а для этого — оценивать (показать в чем его значимость, причины и следствия).

                                               Социальные науки

— История — наука, изучающая прошлое человеческого общества.

— Культурология (лат. cultu-га — возделывание, обрабатывание и гр. logos — учение, слово) — комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре.

— Политология (гр. polity — права гражданства, политический порядок и logos — учение,слово) — наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом.

— Правоведение — наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности.

— Социология (гр. societas — общество и гр. logos — учение, слово) — наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных.

— Философия (гр. phileo — люблю и sophia — мудрость) — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.

— Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяйство и поmos — правило) — наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

— Эстетика (гр. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.

— Этика (гр. ethos — привычка, обычай) — одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль.

 Социальное прогнозирование — это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным — проектирование.

Методы социального познания

Самыми распространенными методами социального познания являются:

наблюдение (включенное и не включенное)

опрос (анкетирование и интервью)

Пример  анкеты

АНКЕТА

«Есть ли у вас чувство юмора?»

Уважаемый респондент, мы проводим исследование с целью определения уровня чувства юмора у современной молодежи, чтобы разнообразить внеурочную деятельность (провести мероприятия, которые смогут повысить настроение).

 Вам необходимо выделить один ответ, который Вы считает верным для вас. Если нет ответов, которые Вам подходят, то можете дописать свой вариант ответа.

Просим отвечать честно.

Анонимность гарантируем.

Благодарим, что уделили нам время.

 /закрытий вопрос/

  1. Если кто-то идет в лес за грибами на ходулях, он поступает так:

А). Не знаю.

Б) Чтобы лучше видеть грибы.

В) Потому что боится змей.

Г) Чтобы было интереснее.

  1. Преподаватель уснул на паре, что Вы сделаете

А) Не знаю.

Б) Громко хлопнете дверью.

В) Пока он спит, поставлю себе оценку в журнал

Г) Позовете зав отделением

  1. Случайный прохожий просит Вас дать ему 50 копеек, Вы отвечаете:

А) Нет

Б) Зачем они Вам?

В) К сожалению у меня получка только через десять дней.

Г) Вы читаете мои мысли.

  1. Если в переполненном трамвае некто наступил Вам на ногу и не собирается с нее сходить, Вы ему говорите:

А) Свали!

Б) Будьте любезны подвинуться.

В) Может быть, мы с вами поменяемся местами?

Г) Нога, на которой Вы стоите, моя.

/открытый вопрос/

  1. Какие приёмы в фильмах тебя смешат?

__________________________________________________________________________

  1. Твои любимые юмористические передачи?

________________________________________________________________________

/ранжирование/

  1. Оцени по шкале от 0 (не смешно) до 10 (очень смешно) фразу: «Список смертных грехов как-то подозрительно смахивает на список моих планов на выходные».
  2. …..

Ваш пол —

Возраст –

Спасибо!