Экзаменационный норматив по основам философии

Экзаменационный лист

по дисциплине «Основы философии»

студента (-ки) гр Ф.И.О.____________________________________

гр. АП-131

Вам надо выбрать одну из перечисленных тем

— Миф и религия как первые формы философии

—  Натурфилософия Инь и Ян и Даосиз Лао-цзы

— Конфуцианство и легизм (Шан Ян)

—  «Воля к жизни»  Шопенгауэра А. и экзистенциализм

— Натурфилософия Гераклита и теория сверхчеловека Ф. Ницше

—  Психоанализ З. Фрейда, архетипы К. Юнга

—  Особенности русской философии (Чаадаев П.Я.)

 

На оценку «три»        

Используя конспект, перескажите основные моменты выбранной Вами темы.

 

На оценку «четыре»        

Перескажите основные моменты выбранной темы  и ответьте на вопросы Вопрос 1: Почему Вы выбрали именно эту тему?

Вопрос 2: Какие новые термины (не менее пяти) вы узнали  и что они означают?

Вопрос 3: Какое практическое применение можно извлечь из выбранной для защиты Вами темы?

            а) в профессиональной деятельности

            б) в личной жизни.

 

На оценку «пять»

Сделать и защитить презентацию по выбранной теме, отразив в презентации ответы на все вопросы написанные выше на «4» (использовать картинки в презентации обязательно).

 

Экзаменационный норматив по философии

Задание 1. Теоретический вопрос

(дать развернутый ответ)

1. Предмет философии, ее состав, функции. Основные вопросы философии.

2. Миф и религия как первые формы осознания человеком себя и мира.

3. Характеристика философии Древней Индии (Веды, Упанишады, Буддизм).

4. Характеристика философии Древнего Китая (Конфуций, Лао-Цзы, философия Дао).

5. Общая характеристика этапов античной философии (натурфилософия, гуманистическая философия, классическая, эллинизм, неоплатонизм)

6. Характеристика философии Сократа.

7. Платон и Аристотель, общая характеристика философских воззрений.

8. Сравнительная характеристика философских направлений периода эллинизма: киренаики, эпикурейцы, киники, стоики)

9. Общая характеристика философии эпохи Средневековья.

10. Философские воззрения Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

11. Общая характеристика философии эпохи Возрождения.

12. Характеристика Нового времени. Как философия отреагировала на смену парадигм?

13. Эмпирики и рационалисты (характеристика философских идей). Трансцендентальное единство апперепции И. Канта.

14. Классическая немецкая философия: И. Кант и Г.В. Гегель.

15. Сравнительный анализ философии жизни: А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

16. Характеристика философии существования (экзистенциализм).

17. Психоанализ З. Фрейда. Ученики Фрейда.

18. Общая характеристика рационального направления в философии ХХ века (аналитическая философия, герменевтика, феноменология, прагматика).

19. Особенности русской философии.

20. Понятие бытия и материи.

21. Понятие и сущность сознания.

22. Познавательная деятельность человека

Задание 2. Задача
(выразите свою точку зрения, аргументировав ее)

1. Как вы считаете, в чем смысл жизни человека?  (При ответе используйте идеи известных вам философов).

2. Используя трактовки известных вам философов, составьте определения свободы.

3. Используя трактовки известных вам философов, составьте определения  любви.

4. Используя трактовки известных вам философов, составьте определения счастья.

5. Охарактеризуйте соотношение социального и биологического в человеке.

6. Каковы перспективы развития мировой философской мысли, по вашему мнению?

7. Чья позиция вам больше импонирует: славянофилов или западников?

8. Почему в России философские воззрения преимущественно представлены литераторами (Чаадаев, Герцен, Чернышевский, Достоевский, Толстой)?

9. Приведите примеры из жизни к законам диалектики Г.В. Гегеля:

а) закон отрицания отрицания;

б) закон перехода количественных изменений в качественные;

в) закон  единства и борьбы противоположностей.

10. Как соотносятся философия и мировоззрение?

11. Как вы считаете, знания по философии имеют практическое применение в дальнейшем в вашей жизни или нет? Аргументируйте свой ответ.

12. Чем мифологическое мировоззрение отличается от религиозного?

13. Как вы считаете, почему религия зародилась на Востоке, а философия на Западе?

14. Влияет ли природа (географическая среда) на характер этноса и философские воззрения?

15. Конфуций считал, что идеальное государство должно базироваться на добродетельных примерах благородных мужей (власти) и опираться на обычаи. «Мораль благородного мужа подобна ветру. Мораль низкого человека подобна траве. Куда дует ветер, туда поворачивается трава». С ним не были согласны легисты, которые считали, что современные люди приобрели отрицательные качества и управлять ими можно только посредством законов, предусматривающих систему наказаний.  С какой точкой зрения согласны вы, почему?

16. Под влиянием какого философа Александр Македонский произнес слова: «Я сегодня не правил, потому что не совершил ни одного доброго поступка»?

17. Почему Платона и Аристотеля называют  философами-теоретиками?

18. Чем древняя философия отличалась от современной?

19. Почему в учебниках по философии эпоха средневековья представлена преимущественно европейскими философами – католиками?

20. За что Фома Аквинский был причислен к лику святых?

21. Фома Аквинский пытался примирить науку и религию. Он привел пять доказательств существования Бога. Дайте им анализ, исходя из вашего восприятия.

22. Платон считал, что в идеальном государстве дети должны воспитываться самим государством. Все население должно делиться на три категории (по трем составляющим души):

— философы – правят (ум, мудрость)

— воины – защищают (сила, мужество)

— ремесленники и земледельцы – кормят (умеренность).

23.  Согласны ли вы с концепцией идеального государства Платона?

Здание 3.Автор выражения (идеи)

— «Мораль благородного мужа подобна ветру. Мораль низкого человека подобна траве. Куда дует ветер, туда поворачивается трава».

— «Все течет, все изменяется. Нельзя дважды войти в одну и туже реку»

— «По торной дороге не ходи»

— «В споре рождается истина».

— «Платон мне друг, но истина дороже»

—  Первоисточником жизни является атом.

—  Человек отличается от всех других существ своей душой. Тело – инструмент души. Развивая добродетели, человек достигает гармонии души и тогда даже физическое насилие не может ее разрушить. Человек становится свободным, а это и есть СЧАСТЬЕ.

—  «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас больше нет». Жизнь – вот главное наслаждение.

-Исповедовал идеал безграничной духовной свободы индивида и его независимости от социальных норм. Он считал, что отказ от имущества позволяет сохранить независимость. «Днем с огнем» искал настоящего человека.

—  «Чем вы хвалитесь? Тем, что у вас много денег в кошельке? Вы должны хвалиться тем, что сегодня совершили больше, чем другие добрых поступков».

— «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»

— «Суть любви в движении к благу, прекрасному, счастью. В этом движении есть свои ступени: -любовь к телу; — любовь к душе; — любовь к благу». Подсказка: автор является идеалистом.

— «Вещь – это не только нечто существующее. Главное выявление ее смысла – ИДЕИ. Суть жизни составляет ИДЕЯ (Эйдос)»

—  «Вещь состоит из материи (субстрата) и формы. Например, статуя: бронза – субстрат, а очертание – форма; человек – кости и мясо – субстрат, а душа – форма. Т.к. форма делает индивида тем, кто он есть, значит форма – главная причина бытия»

—  «Знание – сила».

—  «Я мыслю, следовательно, я существую»

— «Героями не рождаются, героями становятся».

—  «Закон единства и борьбы противоположностей»

—  «Человек может быть целью, но не может быть средством»

—  «Человек, как странник в этом мире, который идет через град земной в град божий»

—  «Человек обладает представлениями о неких нравственных идеалах. Бог и есть совершенство (нравственность)»

—  «Бог – умер»

Задание 4. Термины

(Дайте определение терминам)

Философия, декадент, категорический императив, эллинизм, стоики, гуманизм, буддизм, мировоззрение, Веды, скептики, атараксия, ренессанс, утопизм, секуляризация, миф, политеизм, индустриализация, иррационализм, эмпирики, диалектика, герменевтика, религия, конфуцианство, сциентизм, нигилист, рационалисты, онтология, бытие, фетишизм, пантеизм, атомисты, реинкарнация, апологетика, славянофилы, карма, эпикурейцы, западники, агностики, познание, трансцендентальное единство апперепции, рационалисты, схоластика, сансара, сознание, гедонизм, догмы, киники, атеизм, легисты, аксиология, материя, космизм, атмана, теоцентризм, феноменология, иррационализм, неоплатонизм, пантеизм, атомисты, антропоцентризм, монотеизм.

СХЕМА БИЛЕТА

1. Теоретический вопрос

2. Задача.

3. 4-ре цитаты

4. 7-мь терминов. 

ДОПУСК к экзамену: 

-положительные оценки по тренинг-срезам (пять вопросов вначале пары)

— положительные оценки по трем промежуточным зачетам

— зачет по 7 СРС (самостоятельным работам)

Критерии оценки:

На «3 — ответ на вопросы 1, 3 и 4 (при подготовке в ответу используется лекционный материал)

На «4 — ответы на все вопросы (без использования при подготовке к ответу лекции)

На «5 — ответы на все вопросы (без использования при подготовке к ответу лекции), плюс дополнительные вопросы по курсу и сдача творческой работы (задание выдается индивидуально преподавателем) до завершения курса.

ВНИМАНИЕ! Без творческих работ студент может претендовать только на оценки «3″ или «4»! 

АВТОМАТ (освобождение от сдачи экзамена):

 отсутствие пропусков без уважительной причины,

средний балл тренинг-срезов от 4.7,

средний балл промежуточных срезов 4.8 ,

зачтены в срок все 7 СРС ,

сдана   творческая работа.