Самостоятельная работа №1
Используя лекционный материал с сайта преподавателя, впишите пропущенные слова (имена или выражения) в следующий текст:
«Философия» — термин происходит от фил — _____ и София — _____ .
В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и _____________разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.
Философия (как наука) зародилась в ____________ в VII — VI веках до н.э.
Она называлась «________________», так как не разделяла человека и природу.
Философия — это вечный поиск _________ на вопросы.
Объектом изучения философии является «___________» — это проблема (вопрос, на который до сих пор нет точного (однозначного) ответа)
Постепенно ответы на естественно-научные вопросы были найдены и точные научные знания обособились (оформились как самостоятельные науки: математика, физика, химия и т.д.). Поэтому говорят: «Философия – мать _________».
Современная философия – это ___________ дисциплина. Переход на изучение Человека связан с именем ___________ (античного философа). Он выделил Человека из мира животных, указав на то, что Человек имеет «_____».
«________________» — термин переводится как «наука о Душе».
___________ – это индивидуальная реакция Человека на внешние раздражители
Главная функция философии – сформировать ______________ .
Часто философию сопоставляют с мировоззрением (философское мировоззрение).
Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире.
Прочитайте фрагмент из книги Анны Чудновской «Читать человека как книгу»:
«Под лежачий камень вода не течет (Потоп в ванной — досадное исключение)
Люди! В них весь кошмар!…
Вы строите …замечательный план, а они просто не понимают Вас!
Вопрос: что происходит?
Хорошо бы иметь в голове …рентген!
Посмотрел на человека и определил: подходит ли он для дружбы, любви или брака.
Вот было бы здорово!
Другой вариант — обратиться к специалисту по людским делам и мозгам.
Если исключить фантастические предположения и визит дорогостоящего профессионала, остается один замечательный выбор.
Это ВЫ!
Так выберите себя!
Вы можете взять дела в свои руки и избавить себя от большей части проблем!
Под лежачий камень вода не течет. В зажатый лежачим камнем карман деньги не попадают!
Это значит: вам нужно подняться с томного ложа (с дивана) и активировать свой интерес!»
Самостоятельная работа № 2
Задание 1. Заполните таблицу:
(саму таблицу переписать в тетрадь для самостоятельных работ!)
Философ | Направление | Философские концепции |
Платон |
? |
_______?_____ — это Идея, под которой Платон понимал бытие
Открыл школу — академию |
Аристотель |
? |
Поиск истины через выявление логических закономерностей (причинно-следственных связей)
Открыл школу — _____?_____ |
Гегесий
|
гедонизм
киренаики |
Гедонизм – это ?
Но во всем необходимо знать меру! |
Эпикур
|
эпикурейство | Смысл жизни в атараксии — это ? |
Диоген | ? – переводится как «собака» | Простота жизни (свобода от обладания лишним и бесполезным) |
Зенон | ? | Смысл жизни в апатии – равнодушие (свобода от эмоций, страсти) |
Задание 2.
Ответьте на вопросы:
(в тетрадь написать ТОЛЬКО ответы)
- Как на самом деле звали Платона, и что означает его прозвище?
- Как назывались все книги Платона, и кто был их главным персонажем?
- Что означает фраза: «Платон мне друг, но истина дороже»? Кто ее автор?
- Гедонисты и киренаики считали, что во всем (особенно в удовольствиях) надо знать меру. Почему?
- Почему Диоген называл себя «собакой»?
Самостоятельная работа № 3
Заполните таблицу:
(Саму таблицу переписать в тетрадь!)
Философ /
направление |
Введенное понятие | Идея |
? (имя философа) |
«Воля к жизни» | Жизнь – это субъективное восприятие объективной реальности |
?
(имя философа) Теория сверхчеловека |
«Воля к власти» Сверхчеловек |
«Все мне позволено, но ничего не должно обладать мною». |
?
(название направления)
З. Фрейд |
ОНО (либидо) (бессознательное) |
ОНО – это природные инстинкты (либидо –сексуальное влечение) |
Психоанализ
К. Юнг |
?
(термин) |
Коллективное бессознательное |
Экзистенциализм
? (имена) |
Экзистенция – существование | Для того, чтобы оценить жизнь, необходимо попасть в пограничную ситуацию |
Проанализируйте идеи А. Шопенгауэра: «Жизнь – это субъективное восприятие объективной реальности».
Наша жизнь такова, каковы мы сами: для человека с хорошим воображением любая мелочь — это приключение, а вот для примитивной личности и жизнь и люди вокруг кажутся скучными.
Психика, подобно коже, она априорно с человеком и создает эмоциональную иллюзию, поэтому важно знать свой темперамент (холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик), так как это напрямую определяет наше восприятие окружающей действительности, которая, сама по себе, нейтральна.
Самостоятельная работа № 4
Тема: «Сознательное и бессознательное»
Задание 1.
Используя лекционный материал, впишите в текст пропущенные слова:
Теория _____?____
- Сверх-Я — НАД-сознательное («____?___»), представлено общественными запретами («табу»), правилами поведения, их знает каждый, но не каждый исполняет.
- Я — СО-знательное (обладает ____?_____ — оценкой, то есть, выбирает между НАД-сознательным (правилом поведения в обществе) и ПОД-сознательным (личными желаниями) — определяет поведение человека.
- _____?____ — ПОД-сознательное (_____?____) («Хочу»)
Фрейд вводит понятия: _____?____ (сексуальное влечение)
Из всех бессознательных желаний Фрейд на первое место ставит именно ____?________, как самое не реализуемое в жизни человека. Объясняя причины стресса и агрессии неудовлетворенностью бессознательного.
Вывод: человек не может знать себя до конца, так как бессознательное не просвечивается разумом, оно как темный колодец
Ученик З. Фрейда _____?____ внес свои корректировки в теорию учителя. В теории ___?_____ в психике человека существует коллективное бессознательное — архетипы.
Если у Фрейда — «ОНО» — индивидуально и враждует с обществом («Хочу» враждует с «нельзя»), то у Юнга — архетип — порожден ____?_______ и дружит с ним.
Задание 2.
Ссылаясь на теорию З. Фрейда, ответьте на вопросы:
- Какова причина агрессии человека (по мнению З. Фрейда)?
- Какие эмоции испытывает человек, получивший желаемое?
- Если близкий для Вас человек нагрубил Вам, о чем это говорит?
- Какого человека можно назвать «культурным» (воспитанным)?
- Почему З. Фрейд так много внимания уделяет либидо?
- Согласны ли вы с теорией З. Фрейда?
Самостоятельная работа № 5
Русская философия начинается с творчества П.Я. Чаадаева.
В своей работе «Философские письма» он впервые затрагивает проблему сущности и судьбы России:
«Россия лежит между Западом и Востоком. Упираясь одним локтем в Китай, а другим в Германию, русские должны были бы соединить в себе два великих начала: воображение и рассудок, должны были бы взять все лучшее из окружающих стран. Но ничего не взяли. Все страны двинулись вперед, и только Россия до сих пор спит.
У каждого народа была своя юность, время великих страстей, широких замыслов. У нас, по Чаадаеву, все было иначе: сначала дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное иноземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть, — такова печальная история нашей юности.
Мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Востоку, ни к Западу, и у нас нет традиций ни того, ни другого Стоя как бы вне времени, мы не затронуты всемирным воспитанием человеческого рода».
За подобные размышления П.Я Чаадаева объявили сумасшедшим и приговорили к домашнему аресту. Позже он изменит свое отношение к сути России и к ее судьбе. Он скажет, что у России особая миссия – спасать человечество.
Его идеи спровоцируют спор между западниками и славянофилами.
Задание.
Напишите свои размышления по вопросу: «Спор славянофилов и западников об историческом пути развития России»
Для этого прочитайте следующую информацию:
Западники рассуждали так: если Европа (Запад) живет богаче России (экономически стабильнее и на более высоком уровне развития), следовательно, их путь развития правильный, таким образом, Россия должна выбрать западную модель развития (стать такой же, как европейцы по своей ментальности (образу мысли и жизни).
Славянофилы считали, что Россия самобытная (непохожая ни на кого) страна. У нее свои богатства (ресурсы), она не должна «искать» себе друзей, это другие страны должны искать дружбу с Россией. Следовательно, путь России – свой!
А как считаете Вы
При выполнении работы в своем тексте напишите ответы на следующие вопросы:
- Кто из русских мыслителей принадлежал к западникам, а кто к славянофилам? (по две фамилии).
- Какой русский император проводил свои реформы в России на Западный манер?
- Похожи ли по образу мысли (ментальности) европейцы, американцы и россияне?
- Как вы понимаете выражение «потеря собственного суверенитета страной»? (суверенитет – это независимость).
- Может ли страна жить одна (без других стран) и, если «да», то будет ли это прогрессивно для нации?
- Может России стоит идти не западным путем и не славянофильским, а восточным?