Самостоятельные работы по Основам философии для студентов заочного отделения

Самостоятельная работа №1

            Используя лекционный материал с сайта преподавателя, впишите пропущенные слова (имена или выражения) в следующий текст:

«Философия» — термин происходит  от фил — _____ и София  — _____ .

В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и _____________разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.

Философия (как наука) зародилась в ____________ в  VII — VI веках до н.э.

Она называлась «________________», так как не разделяла человека и природу.

Философия — это вечный поиск _________ на вопросы.

Объектом изучения философии является «___________» — это проблема (вопрос, на который до сих пор нет точного (однозначного) ответа)

Постепенно ответы на естественно-научные вопросы были найдены и точные научные знания обособились (оформились как самостоятельные науки: математика, физика, химия и т.д.). Поэтому говорят: «Философия – мать _________».

Современная философия – это ___________ дисциплина. Переход на изучение Человека связан с именем ___________ (античного философа). Он выделил Человека из мира животных, указав на то, что Человек имеет «_____».

            «________________» — термин переводится как «наука о Душе».

            ___________ – это индивидуальная реакция Человека на внешние раздражители

      Главная функция философии – сформировать ______________ .

Часто философию сопоставляют с мировоззрением (философское мировоззрение).

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире.

Прочитайте фрагмент из книги Анны Чудновской «Читать человека как книгу»:

«Под лежачий камень вода не течет (Потоп в ванной — досадное исключение)

Люди! В них весь кошмар!…

Вы строите …замечательный план, а они просто не понимают Вас!

Вопрос: что происходит?

Хорошо бы иметь в голове …рентген!

Посмотрел на человека и определил: подходит ли он для дружбы, любви или брака.

Вот было бы здорово!

Другой вариант — обратиться к специалисту по людским делам и мозгам.

Если исключить фантастические предположения и визит дорогостоящего профессионала, остается один замечательный выбор.

Это ВЫ!

Так выберите себя!

Вы можете взять дела в свои руки и избавить себя от большей части проблем!

Под лежачий камень вода не течет. В зажатый лежачим камнем карман деньги не попадают!

Это значит: вам нужно подняться с томного ложа (с дивана) и активировать свой интерес!»

Самостоятельная работа № 2

Задание 1. Заполните таблицу:

(саму таблицу переписать в тетрадь для самостоятельных работ!)

Философ Направление Философские концепции
Платон  

?

_______?_____ — это Идея, под которой Платон понимал бытие

Открыл школу — академию

Аристотель  

?

Поиск истины через выявление логических закономерностей (причинно-следственных связей)

Открыл школу — _____?_____

Гегесий

 

гедонизм

киренаики

Гедонизм – это ?

Но во всем необходимо знать меру!

Эпикур

 

эпикурейство Смысл жизни в атараксии —  это ?
Диоген ? – переводится как «собака» Простота жизни (свобода от обладания лишним и бесполезным)
Зенон ? Смысл жизни в апатии – равнодушие (свобода от эмоций, страсти)

Задание 2.

Ответьте на вопросы:

(в тетрадь написать ТОЛЬКО ответы)

  1. Как на самом деле звали Платона, и что означает его прозвище?
  2. Как назывались все книги Платона, и кто был их главным персонажем?
  3. Что означает фраза: «Платон мне друг, но истина дороже»? Кто ее автор?
  4. Гедонисты и киренаики считали, что во всем (особенно в удовольствиях) надо знать меру. Почему?
  5. Почему Диоген называл себя «собакой»?

 

Самостоятельная работа № 3

Заполните таблицу:

(Саму таблицу переписать в тетрадь!)

Философ /

направление

Введенное понятие Идея
 

?

(имя философа)

«Воля к жизни» Жизнь – это субъективное восприятие объективной реальности
?

(имя философа)

Теория сверхчеловека

 

«Воля к власти»

Сверхчеловек

«Все мне позволено, но ничего не должно обладать мною».
?

(название направления)

 

З. Фрейд

 

ОНО (либидо)

(бессознательное)

ОНО – это природные инстинкты (либидо –сексуальное влечение)
Психоанализ

К. Юнг

?

(термин)

 Коллективное бессознательное
Экзистенциализм

?

(имена)

Экзистенция – существование Для того, чтобы оценить жизнь, необходимо попасть в пограничную ситуацию

Проанализируйте идеи А. Шопенгауэра: «Жизнь – это субъективное восприятие объективной реальности».

Наша жизнь такова, каковы мы сами: для человека с хорошим воображением любая мелочь — это приключение, а вот для примитивной личности и жизнь и люди вокруг кажутся скучными.

Психика, подобно коже, она априорно с человеком и создает эмоциональную иллюзию, поэтому важно знать свой темперамент (холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик), так как это напрямую определяет наше восприятие окружающей действительности,  которая, сама по себе, нейтральна.

 

Самостоятельная работа № 4

Тема: «Сознательное и бессознательное»

Задание 1.

Используя лекционный материал, впишите в текст пропущенные слова:

Теория _____?____

 

  1. Сверх-Я — НАД-сознательное («____?___»), представлено общественными запретами («табу»), правилами поведения, их знает каждый, но не каждый исполняет.
  2. Я — СО-знательное   (обладает ____?_____ — оценкой, то есть, выбирает между НАД-сознательным (правилом поведения в обществе) и ПОД-сознательным (личными желаниями) — определяет поведение человека.
  3. _____?____ — ПОД-сознательное (_____?____) («Хочу»)

       Фрейд вводит понятия: _____?____ (сексуальное влечение)

   Из всех бессознательных желаний Фрейд на первое место ставит именно ____?________, как самое  не реализуемое в жизни человека. Объясняя причины стресса и агрессии неудовлетворенностью бессознательного.

 

Вывод: человек не может знать себя до конца, так как бессознательное не просвечивается разумом, оно как темный колодец

        Ученик З. Фрейда _____?____ внес свои корректировки в теорию учителя. В теории ___?_____ в психике человека существует коллективное бессознательное — архетипы.

Если у Фрейда — «ОНО» — индивидуально и враждует с обществом («Хочу» враждует с «нельзя»), то у Юнга — архетип — порожден ____?_______ и дружит с ним.

 

Задание 2.

Ссылаясь на теорию З. Фрейда, ответьте на вопросы:

  1. Какова причина агрессии человека (по мнению З. Фрейда)?
  2. Какие эмоции испытывает человек, получивший желаемое?
  3. Если близкий для Вас человек нагрубил Вам, о чем это говорит?
  4. Какого человека можно назвать «культурным» (воспитанным)?
  5. Почему З. Фрейд так много внимания уделяет либидо?
  6. Согласны ли вы с теорией З. Фрейда?

 

Самостоятельная работа № 5

Русская философия начинается с творчества П.Я. Чаадаева.

В своей работе «Философские письма» он впервые затрагивает проблему сущности и судьбы России:

            «Россия лежит между Западом и Востоком. Упираясь одним локтем в Китай, а другим в Германию, русские должны были бы соединить в себе два великих начала: воображение и рассудок, должны были бы взять все лучшее из окружающих стран. Но ничего не взяли. Все страны двинулись вперед, и только Россия до сих пор спит.

У каждого народа была своя юность, время великих страстей, широких замыслов. У нас, по Чаадаеву, все было иначе: сначала дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное иноземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть, — такова печальная история нашей юности.

Мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Востоку, ни к Западу, и у нас нет традиций ни того, ни другого Стоя как бы вне времени, мы не затронуты всемирным воспитанием человеческого рода».

            За подобные размышления П.Я Чаадаева объявили сумасшедшим и приговорили к домашнему аресту. Позже он изменит свое отношение к сути России и к ее судьбе. Он скажет, что у России особая миссия – спасать человечество.

            Его идеи спровоцируют спор между западниками и славянофилами.

Задание.

Напишите свои размышления по вопросу: «Спор славянофилов и западников об историческом пути развития России»

Для этого прочитайте следующую информацию:

         Западники рассуждали так: если Европа (Запад) живет богаче России (экономически стабильнее и на более высоком уровне развития), следовательно, их путь развития правильный, таким образом, Россия должна выбрать  западную модель развития  (стать такой же, как европейцы по своей ментальности (образу мысли и жизни).

            Славянофилы считали, что Россия самобытная (непохожая ни на кого) страна. У нее свои богатства (ресурсы), она не должна «искать» себе друзей, это другие страны должны искать дружбу с Россией. Следовательно, путь России – свой!

            А как считаете Вы

При выполнении работы в своем тексте напишите ответы на следующие вопросы:

  1. Кто из русских мыслителей принадлежал к западникам, а кто к славянофилам? (по две фамилии).
  2. Какой русский император проводил свои реформы в России на Западный манер?
  3. Похожи ли по образу мысли (ментальности) европейцы, американцы и россияне?
  4. Как вы понимаете выражение «потеря собственного суверенитета страной»? (суверенитет – это независимость).
  5. Может ли страна жить одна (без других стран) и, если «да», то будет ли это прогрессивно для нации?
  6. Может России стоит идти не западным путем и не славянофильским, а восточным?