Тема 1.4 Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации

Тема 1.4  Страны Азии, Африки и Латинской Америки:

проблемы модернизации

Основные понятия и термины по теме: «зеленая революция», интеграция, НИС, ОАЕ, прагматизм, протекционизм,  фундаментализм.

План изучения темы:

  1. Китай и китайская модель.
  2. Японское «экономическое чудо».
  3. Новые индустриальные страны (НИС).
  4. Послевоенное развитие Индии.
  5. Исламский мир.
  6. Страны Центральной и Южной Африки.
  7. Латиноамериканские страны.

Краткое изложение теоретических вопросов.

Китай и китайская модель

В 1978 г. в Китае началось осуществление рыночных реформ. Их идейным вдохновителем был Дэн

Дэн Сяопин

Сяопин.  Реформы были ориентированы на получение конкретного результата в ближайшем будущем. Именно поэтому их назвали «прагматическими». Были ликвидированы коммуны. Крестьянство получило возможность реализовывать произведенные излишки продукции на свободном рынке. Сократилась численность вооруженных сил, а главной задачей стало производство потребительских товаров. К модернизации был привлечен иностранный капитал. Создавались свободные экономические зоны, на территории которых снижались налоги и таможенные тарифы. Предприятиям предоставлялась значительная хозяйственная самостоятельность. Китай освоил производство продукции на основе информационных технологий. Он стал третьей после России и США космической державой, самостоятельно осуществив в 2003 г. запуск космического аппарата с человеком на борту.

Японское «экономическое чудо

Процветание Японии было обусловлено многими причинами. Прежде всего, снижением расходов на военные цели. Их удельный вес в бюджете страны оказался самым низким в мире. Согласно конституции, Японии запрещалось создавать армию, превышающую нужды самообороны.

Другой причиной экономического роста были огромные доходы Японии от выполнения военных заказов Америки.

Япония почти не обладает собственным сырьем, по сей день 98 % его закупается за рубежом. Поэтому государство осуществляло очень жесткий контроль над внешней торговлей. Исключался ввоз любой продукции, которая производилась или могла быть произведена на территории страны.  В  1971 г., когда Япония прочно утвердилась на мировых рынках, госконтроль над внешней торговлей был ослаблен.

Японцы по всему миру скупали передовые технологии, что позволяло экономить на собственных научных исследованиях. Высокие технологии нередко внедрялись раньше, чем в странах, их разработавших, особенно в ведущих отраслях. Активную поддержку этому оказывало государство. Ведущими считались предприятия, выпускающие экспортную продукцию. Такие автомобильные компании как «Тойота», «Ниссан», «Хонда», «Мицубиси», «Исудзу», производители роботов «Хитачи» и «Фудзи-цу», компьютеров и бытовой электроники – «Тошиба», «Сони», «Джи-ви-си» приобрели мировую известность.

Превращению Японии в одну из самых развитых стран мира во многом способствовали национальные традиции. Большую роль в этом сыграла кланово-профессиональная солидарность собственников фирм. Большинство компаний не конкурируют, а сотрудничают друг с другом.

Новые индустриальные страны (НИС)

Сингапур и Гонконг (последний в 1997 г. вошел в состав Китая на правах территории с особым статусом) еще до Второй мировой войны были крупнейшими портами и торговыми центрами. В этих городах-государствах издавна существовали развитые портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. В 1960—1970-е гг. была создана легкая промышленность.

Появились филиалы ТНК, выпускавшие одежду и обувь, радиоэлектронику, предназначенную для экспорта в развитые страны. Привлекалась исключительно дешевая рабочая сила из соседних государств. Благодаря этому цены на товары, произведенные в Сингапуре и Гонконге, были намного ниже, чем на продукцию стран Западной Европы, Японии и США.

Особенности развития Южной Кореи и Тайваня состояли в том, что во время войны на их территории размещались тыловые базы японской армии. Оккупационные власти способствовали возникновению промышленности и развитию транспорта.

Особенности развития НИС состояли в создании с участием иностранного капитала предприятий по сборке дешевой, ориентированной на экспорт продукции. Первоначально при ее производстве использовались узлы и компоненты, поступавшие из развитых стран. Со временем доходы от экспорта позволили улучшить жизнь людей, повысить образовательный уровень в стране.

Этот опыт пытались использовать Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия. Однако их зависимость, наряду с НИС, от рынков Западной Европы и США, в конце концов, привела к тяжелым последствиям. В 1997-1998 гг., когда развитые страны оказались не в состоянии поглотить все товары, производимые государствами Юго-Восточной Азии, этот регион охватил масштабный экономический кризис.

Послевоенное развитие Индии

Индия – крупнейшее государство Азии, прошедшее сложный исторический путь. Эта страна объединила не только сотни народов и множество культур, но и регионы, находившиеся порой на совершенно разных уровнях социально-экономического развития. Поэтому процесс модернизации в ней характеризовался сложностью и уникальностью по сравнению с остальными развивающимися государствами мира. Особенности страны диктовали индийскому правительству осторожность в проведении социально-политических преобразований. В первую очередь предстояло преодолеть наиболее архаичные пережитки в жизни общества. По конституции 1950 г. были уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Ограничивалось крупное помещичье землевладение. Арендаторы получили возможность выкупа обрабатываемых ими земель. Землевладельцы лишились права собирать налоги с крестьян. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни. В деревнях сохранилась система натурального и полунатурального хозяйства. Плантации, принадлежавшие колонизаторам, перешли в собственность государства. В конце 1960-х-начале 1970-х гг. проводилась политика зеленой революции – внедрения передовых приемов землепользования. Она позволила добиться самообеспечения страны продовольствием.

Основой экономических преобразований стал протекционизм, государственная поддержка перспективных отраслей промышленности, в том числе и путем предоставления льгот, вкладывающим в них средства индийским и иностранным предпринимателям. Особое значение индийское правительство придает развитию мелкого бизнеса, в котором занято около 80% наемных рабочих всей индийской промышленности.

Итогом политики модернизации стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. В стране выросли города-гиганты европейского типа, возникли районы высокотехнологичного производства, научные центры, по своему уровню не уступающие передовым странам. С 2000 г. начали создаваться специальные экономические зоны с льготными условиями для развития бизнеса. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия и ракетной техники. Подобные очаги модернизации соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя в стране сложились и центры современного аграрного производства). До половины взрослых неграмотные, не умеет ни читать, ни писать. Эти люди живут в деревнях, где нет ни канализации, ни водопровода, ни электричества. Но при огромной численности населения (1 027 млн. человек) общее количество ученых и людей с высшим образованием в Индии больше, чем в любой другой стране мира. Поэтому Индию называют страной контрастов. 

   Характерной чертой индийского общества является то, что именно сельское, неграмотное и малограмотное население обеспечивает в Индии социально-политическую стабильность. Крестьянство не охвачено стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствуется малым и отрицательно относится к любым переменам. На выборах оно поддерживает партию или лидера, которые стали привычными, традиционными. Показательно, что партия Индийский национальный конгресс (ИНК) стала терять влияние, когда ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. Сельские избиратели расценили это как покушение на те устои жизни, к изменению которых они не были готовы.

Многие ученые считают, что Индия – одна из супердержав ХХI в. Для таких суждений есть определенные основания. Страна не только обладает ядерным оружием, но и самостоятельно производит вполне современные суперкомпьютеры, не уступающие американским, имеет собственную программу освоения космического пространства. Фармацевтическая индустрия Индии успешно соперничает с западноевропейской.

Исламский мир

Страны исламского мира (Ближний и Средний Восток, Северная Африка, Пакистан, Индонезия) значительно различаются по своему облику. Среди них есть монархии (Саудовская Аравия, Иордания, Марокко и другие), страны, где утвердились демократические режимы (Турция, Египет и другие), государства с авторитарными формами правления (Ливия, Пакистан и другие).

Неодинаково и их экономическое положение. Нефтедобывающие страны (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и другие),  получая большие прибыли от экспорта нефти, по среднему уровню доходов на душу населения. Неодинаково и их приближаются к показателям Евросоюза. В то же время в государствах, не обладающих нефтяными богатствами (Египет, Пакистан и другие), уровень жизни намного ниже.

Несмотря на эти различия, а также религиозные  трения между суннитами и шиитами, исламские страны имеют много общего. Прежде всего, это большое влияние религии на повседневную жизнь граждан (в том числе и в светских государствах) и огромный авторитет духовенства.

Основой политики Ирана стал фундаментализм – строжайшее соблюдение религиозных норм

аятолла Али Хаменеи

(законов шариата). Высшая государственная должность —

аятоллы; есть должность президента.

«Иранская ядерная программа» — интенсивное использование ядерной энергетики («Атомы ради мира»). Иран был уличен в попытке создания ядерного оружия и попал под международные санкции.

Пятнадцатого июля 2015 года страны «шестерки» (это 5 постоянных членов СБ ООН+ Германия) достигли между собой соглашения о постепенном снятии санкций при условии, что ядерные объекты Ирана будут инспектироваться  МАГАТЭ. 

Во многих странах возникли или усилились фундаменталистские группировки, многие из которых прибегают к террору для достижения своих целей. Они не скрывают, что стремятся к установлению Всемирного исламского халифата, а главным противником считают США и другие развитые страны Севера, а также Израиль.

Страны Центральной и Южной Африки

Задачи преодоления экономической отсталости приобрели в странах Африки исключительную остроту. Несмотря на значительные запасы полезных ископаемых, большинство из них (кроме ЮАР) обладали слаборазвитой промышленностью и малопроизводительным сельским хозяйством. Благодаря помощи ООН, были достигнуты успехи в борьбе с эпидемиями, удалось снизить детскую смертность. Это вызвало стремительный рост численности населения, опережавший увеличение производства продовольствия. Из 30 самых бедных стран мира – 22 находятся на Африканском континенте. Без зарубежной помощи не могут обойтись жители Анголы, Ботсваны, Мали, Буркина-Фасо, Лесото, Мозамбика, Чада. Это усиливает остроту внутренних социальных и этнических конфликтов. Проблемы беднейших государств Африки в последнее десятилетие все больше превращаются в глобальную и международную.

С одной стороны, эти страны не в состоянии сами преодолеть бедственное положение. Внутренние ресурсы для модернизации у них отсутствуют. Не сложился и социальный слой, способный стать ее движущей силой.

С другой стороны, проблемы беднейших стран порождают сложности для всего международного сообщества.

На рубеже ХХ—ХХI вв. усилилось стремление африканских государств к сотрудничеству. В 1999 г. участники существовавшей с 1963 г. Организации африканского единства (ОАЕ) приняли Декларацию о намерении учредить Африканский союз (АС). Последняя заключительная сессия ОАЕ состоялась в Дурбане (ЮАР) в 2002 г. На ней было объявлено о роспуске ОАЕ и создании АС.

Латиноамериканские страны

Картинки по запросу Латинская америка

В 1980-е-начале 1990-х гг. в развитии большинства латиноамериканских стран начался новый этап. Во многих из них диктатуры уступили место демократической, конституционно избранной власти.

В 1982 г. диктаторский режим в Аргентине потерпел поражение в войне с Англией из-за Фолклендских островов. Это вынудило его в 1983 г. передать власть гражданскому правительству. В 1985 г. закончились периоды авторитарного правления в Бразилии и Уругвае. В 1989 г, после 35 лет военной диктатуры генерала Альфредо Стресснера, на путь демократии вступил Парагвай. В 1989 г. в Чили состоялись свободные выборы, а в 1990г. ушел в отставку генерал А. Пиночет.

Время с середины 1980-х до середины 1990-х гг. считается «потерянным десятилетием» для решения проблем модернизации. Демократические режимы усиленно развивали социальную сферу, что привело к падению темпов экономического роста. В то же время, благодаря повышению уровня жизни населения Южной Америки, увеличилась емкость внутренних рынков. Это создало предпосылки для более стабильного развития.

Уго Чавес

В начале ХХI в. во многих странах Южной Америки усилилось влияние левых сил. В 1998 г. президентом Венесуэлы был избран Уго Чавес, который считал себя учеником Ф. Кастро и сторонником социалистических преобразований. В собственность государства перешли контрольные пакеты акций ведущих ТНК, началось проведение масштабных социальных реформ. В Бразилии в 2002 и 2006 гг. победу на президентских выборах одержал выходец из бедной рабочей семьи Лулу де Сильва, выступавший за социально ориентированную рыночную экономику и интеграцию латиноамериканских стран без участия США. В 2005 г. в Боливии президентом впервые стал индеец по происхождению Эб’о Моралес, лидер движения «Вперед к социализму». Рост влияния сторонников левых идей наблюдается также в Аргентине, Эквадоре, Никарагуа, Чили.

   В 1986 г. Аргентина и Бразилия, две наиболее развитых страны Латинской Америки, заключили интеграционный союз. На его базе в 1990 г. президенты Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая подписали соглашение о создании экономического блока «Южноамериканский общий рынок», более известного как МЕРКОСУР.  В 2008 г. по инициативе У. Чавеса и Л. де Сильва, была достигнута договоренность о том, что 12 государств, входящих в Южноамериканский союз, создадут военный блок – Южноамериканский совет обороны (ЮСО). Предполагается, что он сможет играть роль противовеса влиянию США в странах региона. Таким образом, происходит более тесная консолидация южноамериканских государств, усиливаются их стремления к выходу из орбиты влияния США.

 

Задания для самостоятельного выполнения:

             Используя материалы из Интернета и текущей прессы, продолжите заполнение таблицы «Политическая характеристика доминирующих на мировой арене стран Восточной Европы, Азии. Африки и Латинской Америки». Выучите материал.

             Свой ответ оформите в виде таблицы по приведенному образцу в тетради для самостоятельных работ:

 

Название страны Имя главы страны.

 

Регион Форма государства
Польша А́нджей Себастьян Дуда

президент

с 24 мая 2015 года

 

 

Восточная Европа

Парламентская республика
Венгрия
Чад
Чехия
Египет
Словакия
Саудовская Аравия
Аргентина
Индия
Япония
Иран
Бразилия
Куба
Болгария
Литва
Румыния    
Ирак Ближний восток

(Азия)

Мали
ЮАР   Африка  
Сербия
Алания
Китай
Объединенные Арабские эмираты
 

Название страны

 

 

Имя главы страны

 

Регион

 

Форма государства

Сингапур      
Гонконг
Венесуэла

Форма контроля самостоятельной работы:

Проверка заполнения таблицы в тетради для самостоятельных  работ: зачтено/не зачтено (начисление баллов за выполнение задания).

Знание материала проверяется при текущем, промежуточном и итоговом контроле качества знаний.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1) Проанализируйте развитие Китая после Второй мировой войны. Охарактеризуйте сущность политического режима КНР. Дайте оценку «прагматическим реформам». В чем проявились особенности китайской модели развития? Как   вы объясните ее экономическую эффективность?

2) В чем вы видите причины быстрого экономического подъема Японии после Второй мировой войны?

3) Назовите особенности экономического и политического развития Сингапура, Тайваня, Южной Кореи и Гонконга. Как экономические успехи Южной Кореи отразились на политическом развитии страны?

4) В чем состояли особенности модернизации новых индустриальных стран? Насколько эффективен избранный ими путь развития?

5) Что позволило Индии добиться значительных успехов в модернизации? Приведите примеры отраслей, в которых индийская экономика добилась особенных успехов.

6) Назовите особенности развития исламских стран Ближнего Востока и Северной Африки.

7) Что стало причиной экономического подъема в странах Латинской Америки во время Второй мировой войны и после нее?