Введение в курс «Основы философии»

Введение. Предмет философии.

Основные понятия и термины по теме: философия, философская категория, функции философии, разделы философии: гносеология, онтология, аксиология, антропология;  мировоззрение, основные вопросы философии.

План изучения темы:

  1. Для чего необходимо изучать Философию? В чем ее нужность?
  2. Понятие и функции философии.
  3. Разделы философии.
  4. Понятие и типы мировоззрения.

Алгоритм работы с цифровым конспектом

по теме «Введение в философию»

Цифровой конспект (инфографика)  по теме

 

Вопросы для опроса по теме:

  1. Этимология (история) термина «философия»: перевод данного слова;  в какой стране и в какие века появилось данное слово;  кто автор термина (имя античного мыслителя)?
  2. Кого принято считать основоположником греческой философии?
  3. Кого принято считать основоположником классической (гуманитарной) философии?
  4. Кто, наблюдая за природными явлениями, выявив взаимосвязь между  сменой времен года и движением Земли вокруг Солнца, ввёл календарь по египетскому образцу (в котором год состоял из 365 дней)?
  5. Чей  метод спора (метод философствования, заключающийся в раскрытии истины путем последовательных вопросов), был описан Платоном в его диалоге «Теэтет» и назван  «майевтикой»?
  6. Определение термина «философия«: что такое «бытие»; на раскрытие каких оснований бытия направлена философия; что такое «рефлексия»?
  7. Структура философии:

а) соотнести между собой:

  • пропедевтику, теоретическую, практическую и прикладную философию и
  • логику, историю философии, онтологию, гносеологию, аксиологию, антропологию, социальную философию, философию и науку, философию и историю, философию и право.

б) дайте определение терминам: онтология, гносеология, аксиология, антропология.

8. Главные вопросы философии: кто автор (кто их сформулировал)? название его главного труда (книги), как соотносятся «главные вопросы философии» и разделы философии (метафизика, онтология, гносеология, этика, религия,  антропология, аксиология, эстетика)?

9. Функции философии:

  • Теоретическое исследование ценностей и оценок составляет содержание КАКОЙ функции философии? (мировоззренческой, методологической, аксиологической, воспитания критического мышления)
  • Какую функцию философии относят к главной (основной)? (мировоззренческую, методологическую, аксиологическую, воспитания критического мышления)
  • Разрушение устоявшихся мнений путем выявления противоречий (недостатков) с целью расширения границ знания составляет содержание КАКОЙ функции философии? (мировоззренческой, методологической, аксиологической, воспитания критического мышления)

Краткое изложение теоретических вопросов

  1. Для чего необходимо изучать Философию? В чем ее нужность?

Философия – царица наук (Т. Манн)

Философия — мать всех наук(Цицерон)

Философия — наука наук

Философия начинается с удивления (Аристотель)

Мир цитат, посвященных Философии, необъятен. Веками мыслители всего мира пытались лаконично сформулировать суть данной науки, древней, как сам род человеческий. Так что же понимается под  Философией?

 «Философия» — термин происходит от греческого слова, означающего в переводе (дословно) «любомудрие» или «любовь к мудрости». «Фил» переводится как «любовь», а «софия» переводится как «мудрость».

Существует разное восприятие понятия «философия»: продукт познавательной деятельности человека, особый способ восприятия мира или одна из форм мировоззрения, наука, наука наук и т.д. Обобщенно можно сказать, что Философия (философствование) – это деятельность, направленная на понимание и рациональное разрешение наиболее сложных вопросов человеческого бытия.

Суть Философии заключается в формировании рационального мировоззрения.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн

Что значит «рационального?

Человек от рождения по своей сути любознателен. Речь идет не только о любопытстве, а о выживании (страхи перед неизвестными природными и социальными явлениями толкают наш мозг на поисково-объяснительную деятельность). Есть два уровня познания: чувственное и рациональное (работа органов чувств и мыслительная деятельность головного мозга). Отсюда есть два источника ответов на один и тот же вопрос. Средневековый мыслитель Фома Аквинский в своих работах отмечал, что к истине ведут две дороги: вера (короткий путь откровения) и разум (долгий путь доказательств). У человека всегда будет выбор: заглянуть в иррациональную часть своего головного мозга и найти ответ там или прибегнуть к рациональному источнику знаний. В чем разница иррационального и рационального знания?

Представьте себе крестьянина, живущего на заре человеческой эпохи. Его жизнь напрямую зависела от урожая.

Ситуация 1. Наш персонаж засеял поле семенами, помолился своим богам и стал мечтать о том, что все силы помогут ему именно в этом году выручить хорошие деньги за продажу неожиданно большого урожая. И с этими мечтами (наслаждаясь фантазией о лучшей жизни) он будет ухаживать за своим полем: полоть, поливать, обрабатывать, то есть делать рациональные шаги навстречу своей мечте.

Ситуация 2. Наш персонаж принес зерно в мешке к полю, присел и стал мечтать о том, как пройдут недели и он соберет большой урожай, продаст его и будет тратить деньги. Предаваясь сладким грезам, он просидел несколько часов и не успел засеять поле. На следующий день все повторилось. Прошли дни. Крестьянин все грезил о деньгах (как он их тратит), так и не вырастив ничего на своем поле. Пришла зима и выставила свой счет. Это яркий пример иррационального мировоззрения, когда, проводя часы в грезах, человек ничего не делает для того, что бы реально приблизить свою мечту.    

Задача Философии —  научить мыслить рационально. 

Для чего обучающемуся в образовательной организации на технической специальности изучать Философию? В чем практическая значимость курса?

Если специальные дисциплины (профессиональные модули) готовят будущего специалиста среднего звена, конкурентоспособного профессионала, то курс Философии готовит самодостаточную личность, живущую в гармонии с собой и с окружающими. Готовит через рациональное понимание закономерностей бытия (жизненных процессов) во всех аспектах.

  1. Понятие и функции философии.

Философия (как наука) зародилась в Древней Греции в  VII — VI веках до н.э. Она называлась «натурфилософией», так как не разделяла человека и природу.

Натурфилософия (от латинского natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений.

Натурфилософия — это первые формы познания человеческого бытия. В тот период «человек» и «природа» не разделялись между собой, рассматривались как одно сущностное явление. То есть любой ученый (мыслитель)  того периода был философом!

Философия — это вечный поиск ответов на вопросы. Постепенно ответы на естественно-научные вопросы были найдены и точные научные знания стали обособляться. Они оформились как самостоятельные науки: математика, физика, химия и т.д. Поэтому говорят, что «Философия – мать всех наук» (Цицерон).

Современная философия – это гуманитарная дисциплина. Она изучает человека и включает в себя такие различные дисциплины, как логику, эстетику, этику, психологию, культурологию, историю, социологию и другие. Все эти науки позволяют рассмотреть в разных аспектах такие философские категории, как «счастье», «смысл жизни», «свобода», «смерть», «Бог», «любовь» и тому подобное. Но рассмотреть не с позиции теоретического осмысления, а с позиции понимания и практического применения. В этом современному курсу философии по-прежнему помогают естественнонаучные знания, порожденные в эпоху натурфилософии.

«Философская категория» — это проблема; вопрос, на который до сих пор нет однозначного ответа.

Авторы учебников  выделяются следующие основные вопросы Философии:

  1. Что первично: дух или материя?
  2. Познаваем ли мир?
  3. Сущность человека?
  4. Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?

         У каждой науки есть свои функции (предназначение, роль, внешнее проявление каких-либо свойств). Перечислим функции философии:

Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.

Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.

Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретического исследования.

Функция социальной критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.

Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.

Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.

Главная функция философиимировоззренческая (сформировать рациональное восприятие бытия).

  1. Разделы философии.

Философия состоит из следующих разделов:

  1. Гносеология (учение о познании)
  2. Онтология (учение о бытие)
  3. Аксиология (учение о ценностях)
  4. Эпистемология (учение о знании)
  5. Праксиология (учение о практике, деятельности)
  6. Антропология (учение о человеке)
  1. Понятие и типы мировоззрения.

Часто Философию сопоставляют с мировоззрением (философское мировоззрение).

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и определение своего места  в этом мире.

Выделяют следующие типы мировоззрения:

  1. Обыденное (житейское)
  2. Мифологическое
  3. Религиозное
  4. Научное
  5. Философское

Послесловие

Фрагмент из книги Анны Чудновской «Читать человека как книгу».

«Под лежачий камень вода не течет (Потоп в ванной — досадное исключение)

Люди! В них весь кошмар!…

Вы строите …замечательный план, а они просто не понимают..!

Вопрос: что происходит?

Хорошо бы иметь в голове …рентген!

Посмотрел на человека и определил: подходит ли он для дружбы, любви или брака.

Вот было бы здорово!

Другой вариант — обратиться к специалисту по людским делам и мозгам.

Если исключить фантастические предположения и визит дорогостоящего профессионала, остается один замечательный выбор.

Это ВЫ!

Так выберите себя!

Вы можете взять дела в свои руки и избавить себя от большей части проблем!

Под лежачий камень вода не течет. В зажатый лежачим камнем карман деньги не попадают!

Это значит: вам нужно подняться с томного ложа (с дивана) и активировать свой интерес!»

Если учебный материал (познавательную информацию), соединять со своей жизнью или жизнью своих знакомых, то знания с теоретического уровня, через осознание перейдут на уровень практического применения. Меняя себя (свое мировоззрение), мы меняем свою жизнь!

 

Связанные записи