Введение. Предмет философии.
Основные понятия и термины по теме: философия, философская категория, функции философии, разделы философии: гносеология, онтология, аксиология, антропология; мировоззрение, основные вопросы философии.
План изучения темы:
- Для чего необходимо изучать Философию? В чем ее нужность?
- Понятие и функции философии.
- Разделы философии.
- Понятие и типы мировоззрения.
Алгоритм работы с цифровым конспектом
по теме «Введение в философию»
Цифровой конспект (инфографика) по теме
Вопросы для опроса по теме:
- Этимология (история) термина «философия»: перевод данного слова; в какой стране и в какие века появилось данное слово; кто автор термина (имя античного мыслителя)?
- Кого принято считать основоположником греческой философии?
- Кого принято считать основоположником классической (гуманитарной) философии?
- Кто, наблюдая за природными явлениями, выявив взаимосвязь между сменой времен года и движением Земли вокруг Солнца, ввёл календарь по египетскому образцу (в котором год состоял из 365 дней)?
- Чей метод спора (метод философствования, заключающийся в раскрытии истины путем последовательных вопросов), был описан Платоном в его диалоге «Теэтет» и назван «майевтикой»?
- Определение термина «философия«: что такое «бытие»; на раскрытие каких оснований бытия направлена философия; что такое «рефлексия»?
- Структура философии:
а) соотнести между собой:
- пропедевтику, теоретическую, практическую и прикладную философию и
- логику, историю философии, онтологию, гносеологию, аксиологию, антропологию, социальную философию, философию и науку, философию и историю, философию и право.
б) дайте определение терминам: онтология, гносеология, аксиология, антропология.
8. Главные вопросы философии: кто автор (кто их сформулировал)? название его главного труда (книги), как соотносятся «главные вопросы философии» и разделы философии (метафизика, онтология, гносеология, этика, религия, антропология, аксиология, эстетика)?
9. Функции философии:
- Теоретическое исследование ценностей и оценок составляет содержание КАКОЙ функции философии? (мировоззренческой, методологической, аксиологической, воспитания критического мышления)
- Какую функцию философии относят к главной (основной)? (мировоззренческую, методологическую, аксиологическую, воспитания критического мышления)
- Разрушение устоявшихся мнений путем выявления противоречий (недостатков) с целью расширения границ знания составляет содержание КАКОЙ функции философии? (мировоззренческой, методологической, аксиологической, воспитания критического мышления)
Краткое изложение теоретических вопросов
- Для чего необходимо изучать Философию? В чем ее нужность?
Философия – царица наук (Т. Манн)
Философия — мать всех наук(Цицерон)
Философия — наука наук
Философия начинается с удивления (Аристотель)
Мир цитат, посвященных Философии, необъятен. Веками мыслители всего мира пытались лаконично сформулировать суть данной науки, древней, как сам род человеческий. Так что же понимается под Философией?
«Философия» — термин происходит от греческого слова, означающего в переводе (дословно) «любомудрие» или «любовь к мудрости». «Фил» переводится как «любовь», а «софия» переводится как «мудрость».
Существует разное восприятие понятия «философия»: продукт познавательной деятельности человека, особый способ восприятия мира или одна из форм мировоззрения, наука, наука наук и т.д. Обобщенно можно сказать, что Философия (философствование) – это деятельность, направленная на понимание и рациональное разрешение наиболее сложных вопросов человеческого бытия.
Суть Философии заключается в формировании рационального мировоззрения.
Что значит «рационального?
Человек от рождения по своей сути любознателен. Речь идет не только о любопытстве, а о выживании (страхи перед неизвестными природными и социальными явлениями толкают наш мозг на поисково-объяснительную деятельность). Есть два уровня познания: чувственное и рациональное (работа органов чувств и мыслительная деятельность головного мозга). Отсюда есть два источника ответов на один и тот же вопрос. Средневековый мыслитель Фома Аквинский в своих работах отмечал, что к истине ведут две дороги: вера (короткий путь откровения) и разум (долгий путь доказательств). У человека всегда будет выбор: заглянуть в иррациональную часть своего головного мозга и найти ответ там или прибегнуть к рациональному источнику знаний. В чем разница иррационального и рационального знания?
Представьте себе крестьянина, живущего на заре человеческой эпохи. Его жизнь напрямую зависела от урожая.
Ситуация 1. Наш персонаж засеял поле семенами, помолился своим богам и стал мечтать о том, что все силы помогут ему именно в этом году выручить хорошие деньги за продажу неожиданно большого урожая. И с этими мечтами (наслаждаясь фантазией о лучшей жизни) он будет ухаживать за своим полем: полоть, поливать, обрабатывать, то есть делать рациональные шаги навстречу своей мечте.
Ситуация 2. Наш персонаж принес зерно в мешке к полю, присел и стал мечтать о том, как пройдут недели и он соберет большой урожай, продаст его и будет тратить деньги. Предаваясь сладким грезам, он просидел несколько часов и не успел засеять поле. На следующий день все повторилось. Прошли дни. Крестьянин все грезил о деньгах (как он их тратит), так и не вырастив ничего на своем поле. Пришла зима и выставила свой счет. Это яркий пример иррационального мировоззрения, когда, проводя часы в грезах, человек ничего не делает для того, что бы реально приблизить свою мечту.
Задача Философии — научить мыслить рационально.
Для чего обучающемуся в образовательной организации на технической специальности изучать Философию? В чем практическая значимость курса?
Если специальные дисциплины (профессиональные модули) готовят будущего специалиста среднего звена, конкурентоспособного профессионала, то курс Философии готовит самодостаточную личность, живущую в гармонии с собой и с окружающими. Готовит через рациональное понимание закономерностей бытия (жизненных процессов) во всех аспектах.
- Понятие и функции философии.
Философия (как наука) зародилась в Древней Греции в VII — VI веках до н.э. Она называлась «натурфилософией», так как не разделяла человека и природу.
Натурфилософия (от латинского natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений.
Натурфилософия — это первые формы познания человеческого бытия. В тот период «человек» и «природа» не разделялись между собой, рассматривались как одно сущностное явление. То есть любой ученый (мыслитель) того периода был философом!
Философия — это вечный поиск ответов на вопросы. Постепенно ответы на естественно-научные вопросы были найдены и точные научные знания стали обособляться. Они оформились как самостоятельные науки: математика, физика, химия и т.д. Поэтому говорят, что «Философия – мать всех наук» (Цицерон).
Современная философия – это гуманитарная дисциплина. Она изучает человека и включает в себя такие различные дисциплины, как логику, эстетику, этику, психологию, культурологию, историю, социологию и другие. Все эти науки позволяют рассмотреть в разных аспектах такие философские категории, как «счастье», «смысл жизни», «свобода», «смерть», «Бог», «любовь» и тому подобное. Но рассмотреть не с позиции теоретического осмысления, а с позиции понимания и практического применения. В этом современному курсу философии по-прежнему помогают естественнонаучные знания, порожденные в эпоху натурфилософии.
«Философская категория» — это проблема; вопрос, на который до сих пор нет однозначного ответа.
Авторы учебников выделяются следующие основные вопросы Философии:
- Что первично: дух или материя?
- Познаваем ли мир?
- Сущность человека?
- Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?
У каждой науки есть свои функции (предназначение, роль, внешнее проявление каких-либо свойств). Перечислим функции философии:
Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.
Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.
Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретического исследования.
Функция социальной критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.
Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.
Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.
Главная функция философии – мировоззренческая (сформировать рациональное восприятие бытия).
- Разделы философии.
Философия состоит из следующих разделов:
- Гносеология (учение о познании)
- Онтология (учение о бытие)
- Аксиология (учение о ценностях)
- Эпистемология (учение о знании)
- Праксиология (учение о практике, деятельности)
- Антропология (учение о человеке)
- Понятие и типы мировоззрения.
Часто Философию сопоставляют с мировоззрением (философское мировоззрение).
Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и определение своего места в этом мире.
Выделяют следующие типы мировоззрения:
- Обыденное (житейское)
- Мифологическое
- Религиозное
- Научное
- Философское
Послесловие
Фрагмент из книги Анны Чудновской «Читать человека как книгу».
«Под лежачий камень вода не течет (Потоп в ванной — досадное исключение)
Люди! В них весь кошмар!…
Вы строите …замечательный план, а они просто не понимают..!
Вопрос: что происходит?
Хорошо бы иметь в голове …рентген!
Посмотрел на человека и определил: подходит ли он для дружбы, любви или брака.
Вот было бы здорово!
Другой вариант — обратиться к специалисту по людским делам и мозгам.
Если исключить фантастические предположения и визит дорогостоящего профессионала, остается один замечательный выбор.
Это ВЫ!
Так выберите себя!
Вы можете взять дела в свои руки и избавить себя от большей части проблем!
Под лежачий камень вода не течет. В зажатый лежачим камнем карман деньги не попадают!
Это значит: вам нужно подняться с томного ложа (с дивана) и активировать свой интерес!»
Если учебный материал (познавательную информацию), соединять со своей жизнью или жизнью своих знакомых, то знания с теоретического уровня, через осознание перейдут на уровень практического применения. Меняя себя (свое мировоззрение), мы меняем свою жизнь!