Модуль 1. Пропедевтика. Средние века

Модуль 1. Пропедевтика.

Философия Средневековья

Основные понятия и термины по теме: патристика, догматы, теоцентризм, апологетика, схоластика, креационизм, провиденциализм, экзегеза, теодицея, реалисты и номиналисты, априори, атеизм, теософия, теология, теократия.

План изучения темы:

  1. Основные черты средневековой философии
  2. Спор между реалистами и номиналистами
  3. Идеи Августина Блаженного и Фомы Аквинского

 

Цифровые конспекты по теме

 

 

Вопросы по цифровому конспекту :

1. Средние века – самый продолжительный период в жизни человечества, он длился около ________ лет. В истории нет единой позиции по хронологии средних веков. Одной из версий является: начало средних веков связно с падением Западной ________ империи под нашествием варваров, а окончание – с Великими географическими открытиями. Средневековая европейская  философия характеризуется ________ —  данный термин происходит от греческого ______, что означает «Бог». Яркими представителями средневековой философии являются ________ Аврелий и Фома _______ . Все религии зародились на________: буддизм  в _______,  конфуцианство в ________, _________ в Палестинеислам – на _______  полуострове (_______).

2. Какие понятия из перечня не попадают в логику списка?

теоцентризм, Веды, религиозность,индульгенция,  синкретичность, А. Македонский, 1000 лет, Римская империя, 313 год, 7-6 вв до н.э., император, Палестина, Фома Аквинский,  крестовые походы, Фалес Милетский, Ватикан.

3. Соотнесите понятия между собой.  

Патристика Синтез богословия и логики Аристотеля
Фома Аквинский Автор книги «Исповедь», прозван Блаженным
Христианство император Константин делает христианство религией Рима
Неоспоримый авторитет римского папы
Августин Аврелий Палестина
313 год Причислен к лику святых

(привел 5 доказательств существования Бога)

Применяет схоластику для доказательства существования Бога
Константин Уничтожили Западную Римскую империю
Израиль Палестина
Варвары (гунны и готы) Автор книги «О граде Божием»
Китай римский император, легализовавший христианство в Риме

 

Краткое изложение материала 

Основные черты средневековой философии.

Средневековье —это период  господства религиозного мировоззрения, выраженного в богословии.

Философия становится служанкой теологии.

Теология – это учение о Боге, богословие, раздел философии, в котором осмысляется бытие человека в отношении к Богу.

Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.

Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты)

Термины Определения
Теократия «власть Бога» (форма правления, при которой духовная власть  находится над светской властью);
Теология богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и бытии Бога;
Теософия религиозная мудрость, мистическое богопознание;
Патристика философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века;
Апологетика преимущество веры над знанием;
Схоластика синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля;
Креационизм Мир есть творение Бога;
Провиденциализм рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека;
Экзегеза толкование библейских текстов;
Теодицея «богооправдание»;
Атеизм неверие в существование сверхъестественных  сил;
Монотеизм вера в ОДНОГО Бога;
Политеизм «многобожие»;
Априори доопытные знания.

Споры между реалистами и номиналистами.

реалисты номиналисты
показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии. Согласно средневековым реалистам универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум способен познавать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие. Для многих реалистов познание возможно лишь при помощи разума, так как лишь разум способен постигать общее. представлял собой зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.Номинализм  связан с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носит свое  название номинализма от латинского слова «nomen» — имя. Согласно этому учению общие понятия — только имена. Они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для ряда вещей. Например, понятие «человек» получается откладыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек — это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто-либо из животных, у него одна голова, две ноги и прочее.Некоторые номиналисты даже доказывали, что общие понятия не более чем звуки человеческого голоса. На этом особенно настаивал философ Росцелин. Он доказывал, что общие понятия не более чем звуки человеческого голоса. Реально только единичное, а общее — лишь иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.

Идеи Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Августин Аврелий Блаженный(354—430г.г.) —епископ Гиппонский,философ,

влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик.

Философия Августина очень теоцентрична: в центре ее Бог, который находится во взаимосвязи с миром, им созданным. Его работы: «Исповедь». «О граде Божием». «О Троице».  Свое учение он противопоставляет пантеизму, считая, что у Бога нет телесного обличия, но при этом считает его отдельной личностью. В связи с этим выдвигает идею о бесконечности божественного начала. Считает, что каждому человеку открыто для изучения его внутреннее сознание. Стало быть, познание возможно. Считает социальное неравенство объективным фактом, с которым нет смысла бороться. В утешение говорит о том, что «бедный наг, но счастлив, богатый же является рабом своих страстей». Разделяет церковь («царство божие на земле») и государство («дом дьявола»). Существуя и развиваясь параллельно, они пройдут шесть стадий, начиная от Адама и Евы и заканчивая Страшным Судом, после которого граждане «града Божия» попадут в рай, а для граждан «земного града» уготовлены вечные муки.

 

Фома Аквинский (иначе Фома АквинатТомас Аквинат, (родился примерно в 1225 — умер 7 марта 1274) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальнойсхоластики, учитель церкви, основатель томизма, член орденадоминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиознымфилософом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философиейАристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога.

В 1323 г. Фома Аквинский был причислен к лику святых. Его работа «Сумма теологий».  Основным положением его философии является то, что для спасения человеку нужно знать что-то такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение. Считает, что философия, как «истина разума», должна находиться в услужении богословия, как «истины откровения». Философию считает настолько менее значимой, чем богословие, на сколько человеческий разум слабее мудрости божественной. Примирил науку и религию.

Привел пять доказательств существования Бога:

1. Доказательство от движения;

2. Доказательство от производящей причины;

3. Доказательство от необходимости и случайности;

4. Доказательство от степени совершенства;

5. Доказательство от божественного руководства миром.

Связанные записи