Тема 1.5 Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Тема 1.5 Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Руины способствуют возрождению…

Ешь, Молись, Люби (Eat, Pray, Love)

Знание – сила!

(Ф. Бекон)

Я мыслю, следовательно, я существую

(Р. Декарт)

 

Основные понятия и термины по теме: антропоцентризм, пантеизм, гуманизм, ренессанс, секуляризация, гелиоцентрическая теория, сенсуалисты, эмпирики, рационалисты, агностики, скептики, субъективный идеализм, материализм и диалектика.

 План изучения темы:

  1. Философия эпохи Ренессанса
  2. Гелиоцентрическая теория Коперника и секуляризация сознания
  3. Познаваем ли мир? – главный вопрос философии Нового времени
  4. Концепции немецкой классической философии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель)
  5. Материализм и диалектика (Л. Фейербах и К.Маркс)

Метальная блок-схема для изучения темы по инфографике 

 

 

 

 

Вопросы по инфографике

1. Дайте определение понятиям: антропос, возрождение, ренессанс, пантеизм, гелиоцентрическая теория, агностики, сенсуалисты, скептики, эмпирики, рационалисты.

2. Что в списке является лишним:

Агностик, эмпирики, Италия  наукоцентризм, познаваем ли мир? Данте, Леонардо да Винчи, антропоцентриз, Фома Аквинский, гелиоцентрическая теория, Д. Бруно, даосизм, пантеизм, схоластика, Зенон из Кития,  монотеизм, скептики, И. Кант, скептики. 

3. Какому направлению нового времени принадлежит фраза:

-познать окружающий мир нельзя

-нет ничего в уме, чего  не было бы  в чувстве

-знание – это записанный опыт

— все опыт, опыт. Опыт это вздор и силу разума он не перекроет

-достоверных знаний не существует, любое знание – относительное.

-все чувствования подлежат велению глупости. Тем и отличен от дурня мудрец, что руководствуется разумом, а не чувствами.

4. Какое понятие является обобщающим для всех перечисленных?В ответе напишите это понятие (или имя)

наука, античность, Д. Бруно, гелиоцентрическая теория, возрождение, пантеизм.

5. Какое понятие является обобщающим для всех перечисленных?

В ответе напишите это понятие (или имя)

Леонардо да Винчи, статуя Давида, ренессанс, Данте, Рафаэль, «Божественная комедия», Джоконда.

6. Соотнесите между собой:

  • Ренессанс, Возрождение, Просвещение, Новое время
  • Вольтер, Д Бруно, И. Ньютон, А. Смит, Р. Декарт, Микеланджело, Ш. Л. Монтескье, Коперник, Леонардо да Винчи, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бэкон, Г. Лейбниц, Рафаэль

 

Краткое изложение материала 

Философия эпохи Ренессанса.

Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).

Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Философия Возрождения-

направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности.

Леонардо да Винчи

Эту эпоху еще называют Ренессансом — расцветом итальянского искусства.  Как ты думаешь. почему?

Такие титаны как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Данте творили свои шедевры в тот период.

 

 

О их творчестве можно рассказывать часами…

Статуя Давида Микеланджело, фреска «Афинская школа»  и «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Божественная комедия» Данте, «Джоконда» Леонардо да Винчи — это произведения нельзя описать словами, их надо прочувствовать душой!

Загадкой для человечества остался Леонардо да Винчи. Как мог один человек быть настолько талантливым (художник, скульптор, архитектор, механик, изобретатель, естествоиспытатель, анатом — «универсальный человек», при этом он был высок, красив, божественно пел и легко гнул подкову (невероятно силен).

Возрождение – это возврат к античному научному мышлению.

Переход к Новому времени связывают в эпохой Великих географических открытий.

Философия Нового времени наукоцентрична

Ее основной вопрос: Познаваем ли мир?

1. Агностицизм ( Д.Юм) направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта. Таким образом, агностицизм подвергает сомнению истинность или возможность доказательства или опровержения утверждений в некоторой области, особенно в метафизике и теологии.

2. Скептицизм (М. Монтень) направление в философии, считающее, что любое знание носит относительный характер.

3. Сенсуализм (Дж. Локк) направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания.  Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».

4. Эмпирики (Ф. Бекон) направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории).

5. Рационализм (Р. Декарт) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

6. Субъективный идеализм (Дж. Беркли) отрицает существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

 

Иммануил Кант (1724 -1804) —немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

И. Кант примирил эмпириков, рационалистов и сенсуалистов, введя  понятиетрансцендентальности,  что означает соединение в голове человека данных от всех пяти органов чувств.

Кант считал, что человек обладает априорными знаниями. «Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей» Поэтому истина не может быть абсолютной, на общечеловечна.

И. Кант вводит понятие категорического императива:

  1. «Поступай так, чтобы максима своей воли была основой всеобщего законодательства»
  2. «Человек может быть лишь целью, но не может быть средством»

Вопросы Канта

1. Что я могу знать?

Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, т.е. познать можно, но не всё.

2. Что я должен делать?

Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы.

3. На что смею надеяться?

Надеяться можно на себя и на государственные законы.

4. Что такое человек?

Человек — это высшая ценность.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 —1831) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.

В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики.

Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограничены, то есть содержат отрицание самих себя.

Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость», метод исследования, противоположный метафизике.

 Законы диалектики:

  1. Единства и борьбы противоположностей.
  2. Перехода количественных изменений в качественные.
  3. Отрицание отрицания.

Вопросы для самоконтроля

  1. Сопоставьте понятия Возрождение и Ренессанс между собой.
  2. Почему произошла секуляризация сознания людей в 15-16 вв.?
  3. Главным вопросом философии Нового времени был вопрос: «Познаваем ли мир?» Как на него ответили агностики, скептики, сенсуалисты, эмпирики и рационалисты?
  4. Сделайте сравнительный анализ античной философии и философии эпохи Возрождения.
  5. Почему в философии  Нового времени происходит смена акцента с поиска смысла жизни на наукоцентричность? Почему философы Нового времени критикуют античных философов?
  6. Дайте определение «трансцендентальности» и «Категорического императива» И. Канта.
  7. Перечислите законы диалектики Г.В.Ф. Гегеля и приведите примеры в их подтверждение.