Тема 1.6 История русской философской мысли
Я люблю свое отечество,
как Петр Великий научил меня любить его.
Мне чужд, признаюсь, это блаженный патриотизм,
этот патриотизм лени,
который умудряется все видеть в розовом свете
и носится со своими иллюзиями.
( П.Я. Чаадаев)
Ни один народ не может жить в себе,
через себя и для себя,
но жизнь каждого народа
представляет лишь определенное участие
в общей жизни человечества.
(В.С. Соловьев)
Основные понятия и термины по теме: западники, славянофилы, философия «Всеединства».
План изучения темы:
- Особенности русской философской мысли
- Западническая и антизападническая традиции в философии русской истории.
- Философские концепции П.Я. Чаадаева, В.С. Соловьева, Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева, А.В. Луночарского
БЛОК-СХЕМА
ИНФОГРАФИКА
. Соедините между собой
1 | Рационализм | А | Л.Н. Толстой |
2 | Философия свободы | Б | В.Г. Белинский |
3 | Философия «Всеединства» | В | Ф.М. Достоевский |
Г | Н.Г. Чернышевский | ||
4 | Панморализм | Д | В.С. Соловьев |
5 | Экзистенциализм | Е | Н.А. Бердяев |
Особенности русской философской мысли.
Согласно Занковскому В.Н. («История русской философии») до 19 века русская философия представляла собой лишь подражание византийским образцам.
По мнению же Федотова Г. («Святые древней Руси»), Русь с жаром неофита (новообращенного) восприняла саму суть христианства – идею подобия человека Богу, в образе Иисуса Христа, в отличие от византийского христианства, которое к этому времени «забыло о человеке» и стало утверждать рабскую философию.
Особенности русской философии
- «Особый путь» через противопоставление русской духовности с ее культом жертвенности, непротивления злу рациональной рефлексии Западной Европы.
- Национально-религиозный характер идей.
- Христианский символизм (необходимость применения метода философской экзегетики – философского толкования символов)
- Двоеверие (соединение язычества и христианства), т.е. «трансплантация» новой веры, пересадка новых мыслей не привела к «созданию» нового типа людей.
- Неразвитость индивидуального начала, принцип коллективизма, упование на «мир» привело к безответственности («хотелось как лучше, получилось как всегда») Расхождение между мыслью и делом, горячим желанием и прозой результатов, целью и средствами приводит к формулировке чисто русского вопроса: «кто виноват? И что делать?»
- Основная проблема: судьба России: спор западников (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин) и славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, И.С. Аксаков).
Философские концепции русских философов
П.Я. Чаадаев
(1794-1856)
«Философические письма»
«Апологии сумасшедшего»
«Сознание жизни» не есть разум обособленного индивида. Только в акте соотнесения собственного индивидуального с универсальным разумом человек обретает силу и мощь, если «нравственный закон будет только в нас, то человек начнет опускаться все глубже в витальность, в природное, растительное существование»
Чаадаев лишь обозначает идею самобытности России. «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, — пишет он, — мы — народ исключительный». Смысл России — быть уроком всему человечеству. Однако Чаадаев был далёк от шовинизма и веры в исключительность России. Для него цивилизация едина, а все дальнейшие попытки поиска самобытности — суть «национальные предрассудки».
Философия «всеединства»
В.С. Соловьев
(1853-1900)
«Духовные основы жизни»,
«История и будущность теократии»,
«Красота в природе»
«Все есть одно- это было первым словом философии, и этим словом впервые возвещались человеку его свобода и братское единение» Он пытается синтезировать науки, философию и религию Материальное и идеальное. Одним из средств достижения является магия любви, эстетическое творчество как «общение с высшим миром путем внутренней творческой деятельности» Идея «вселенской культуры», культуры богочеловеческой.
Рационализм
Н.Г.Чернышевский (1828-1889)
«Что делать?»
«Антропологический принцип» единства организма человека. Сущность человека заключается в его эгоизме. «Надобно бывает только всмотреться попристальней в поступок или чувство, представляющиеся бескорыстными, и мы увидим, в основе их все-таки лежит все та же мысль о свободной личной пользе, личном удовольствии, личном благе, лежит чувство, называемое эгоизмом».
Экзистенциализм
Ф.М. Достоевский
(1821-1881)
Дух цинизма, расчета, эгоизма, перерастающих в человеческое равнодушие. Антиномия свободы. Идея «абсурдного человека» (князь Мышкин «Идиот») Человек не есть совокупность того, что в нем есть. Напротив, человек есть то, что он может стать усилием собственного сознания и воли. Для него свобода-это не право поступать как хочется, а призвание быть человеком! Для этого надо пройти путь страданий «всяк перед всеми и за всех виноват» и смириться с самим собой! Смириться – значит увидеть в себе и другом испорченную икону Человека Христа и попытаться сохранить в себе остаток Человека.
Философия свободы
Н.А. Бердяев
(1874-1948)
«Философия свободы»,
«Смысл творчества»
«О назначении человека»
Душе человека необходима религия иначе жизнь становиться абсурдны, т.к. теряется смысл жизни. Проблема свободы у него представлена проблемой выбора. «Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри, и свобода есть моя творческая сила, не выбор между поставленным предо мной добром и злом, а мое созидание добра и зла». Носитель свободы – САМ ЧЕЛОЕК! Бог свободу не создавал, она предвечна миру, поэтому Бог не нуждается в теодиции (оправдании). Человек сам ответственен за свои поступки. Нет рая или ада. Единственная реальность –это сам человек. Человек творит себя и мир.
Социальный прагматизм
А.В. Луночарский
(1875-1933)
марксист,
А.А.Богданов
((1873-1928)
тектология –всеобщая организационная наука
Человек их «богочеловека» трансформируется в «богостроителя», насыщенного энергией революционных преобразований. Высшая ценность человека – это жизнь, следовательно идеи прогресса (усовершенствования) жизни и есть религия. После мерти «Бога» по Ницше, человек сам занял место Бога. Человек «новой религии» должен : развиваться в коллективе, стремится к счастью и делить его с социумом, вершить социально-полезные дела.
Задания для самостоятельного выполнения
Подготовить презентацию на одну из тем:
— «Спор славянофилов и западников об историческом пути России»
— «Философия «Всеединства» В.С. Соловьева»
— «Философия свободы Н.А. Бердяева»
Список рекомендуемой литературы:
- Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wik
- Губин В.Д. Основы философии. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003 г.
Форма контроля самостоятельной работы
Работа выполняется в электронном виде и высылается на проверку. Возможен вариант защиты работы.
Вопросы для самоконтроля
- Дайте характеристику особенностям русской философской мысли.
- Какова Ваша позиция в споре между западниками и славянофилами? В чем предназначение Росси? Какова ее судьба?
- Дайте общую характеристику философии «Всеединства» В.С. Соловьева.
Сопоставьте рационализм Н.Г. Чернышевского, панморализм Л.Н.Толстого, экзистенциализм Ф.М. Достоевского, философию свободы Н.А. Бердяева и социальный прагматизм А.В. Луначарского