Тема 1.6 История русской философской мысли

Тема 1.6 История русской философской мысли

Я люблю свое отечество,

как Петр Великий научил меня любить его.

Мне чужд, признаюсь, это блаженный патриотизм,

этот патриотизм лени,

который умудряется все видеть в розовом свете

и носится со своими иллюзиями.
  ( П.Я. Чаадаев)

Ни один народ не может жить в себе,

через себя и для себя,

но жизнь каждого народа

представляет лишь определенное участие

в общей жизни человечества.
   (В.С. Соловьев)

 

Основные понятия и термины по теме: западники, славянофилы, философия «Всеединства».

План изучения темы:

  1. Особенности русской философской мысли
  2. Западническая и антизападническая традиции в философии русской истории.
  3. Философские концепции П.Я. Чаадаева, В.С. Соловьева, Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева, А.В. Луночарского

БЛОК-СХЕМА

ИНФОГРАФИКА

 

. Соедините между собой            

1 Рационализм А Л.Н. Толстой
2 Философия свободы Б В.Г. Белинский
3 Философия «Всеединства» В Ф.М. Достоевский
Г Н.Г. Чернышевский
4 Панморализм Д В.С. Соловьев
5 Экзистенциализм Е Н.А. Бердяев

Особенности русской философской мысли.

Согласно Занковскому В.Н. («История русской философии») до 19 века русская философия представляла собой лишь подражание византийским образцам. 

По мнению же Федотова Г. («Святые древней Руси»), Русь с жаром неофита (новообращенного) восприняла саму суть христианства – идею подобия человека Богу, в образе Иисуса Христа, в отличие от византийского христианства, которое к этому времени «забыло о человеке» и стало утверждать рабскую философию.

Особенности русской философии

  1. «Особый путь» через противопоставление русской духовности с ее культом жертвенности, непротивления злу рациональной рефлексии Западной Европы.
  2. Национально-религиозный характер  идей.
  3. Христианский символизм (необходимость применения метода философской экзегетики – философского толкования символов)
  4. Двоеверие (соединение язычества и христианства), т.е. «трансплантация» новой веры, пересадка новых мыслей не привела к «созданию» нового типа людей.
  5. Неразвитость индивидуального начала, принцип коллективизма, упование на «мир» привело к безответственности («хотелось как лучше, получилось как всегда») Расхождение между мыслью и делом, горячим желанием и прозой результатов, целью и средствами приводит к формулировке чисто русского вопроса: «кто виноват? И что делать?»
  6. Основная проблема: судьба России: спор западников  (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин) и славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, И.С. Аксаков).

 Философские концепции русских философов 

П.Я. Чаадаев

(1794-1856)

«Философические письма»

«Апологии сумасшедшего»

 

«Сознание жизни» не есть разум обособленного индивида. Только в акте соотнесения собственного индивидуального с универсальным разумом  человек обретает силу и мощь, если «нравственный закон будет только в нас, то человек начнет опускаться все глубже в витальность, в природное, растительное существование»

Чаадаев лишь обозначает идею самобытности России. «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, — пишет он, — мы — народ исключительный». Смысл России — быть уроком всему человечеству. Однако Чаадаев был далёк от шовинизма и веры в исключительность России. Для него цивилизация едина, а все дальнейшие попытки поиска самобытности — суть «национальные предрассудки».

Философия «всеединства»

В.С. Соловьев

(1853-1900)

«Духовные основы жизни»,

«История и будущность теократии»,

«Красота в природе»

 

«Все есть одно- это было первым словом философии, и этим словом впервые возвещались человеку его свобода и  братское единение» Он пытается синтезировать науки, философию и религию Материальное и идеальное. Одним из средств достижения является магия любви, эстетическое творчество как «общение с высшим миром путем внутренней творческой деятельности» Идея «вселенской культуры», культуры богочеловеческой.

Рационализм

Н.Г.Чернышевский (1828-1889)

«Что делать?»

 

«Антропологический принцип» единства организма человека. Сущность человека заключается в его эгоизме. «Надобно бывает только всмотреться попристальней в поступок или чувство, представляющиеся бескорыстными, и мы увидим, в основе их все-таки лежит все та же мысль о свободной личной пользе, личном удовольствии, личном благе, лежит чувство, называемое эгоизмом».

Экзистенциализм

Ф.М. Достоевский

(1821-1881)

 

Дух цинизма, расчета, эгоизма, перерастающих в человеческое равнодушие. Антиномия свободы. Идея «абсурдного человека» (князь Мышкин «Идиот»)  Человек не  есть совокупность того, что в нем есть. Напротив, человек есть то, что он может стать усилием собственного сознания и воли. Для него свобода-это не право поступать как хочется, а призвание быть человеком! Для этого надо пройти путь страданий «всяк перед всеми и за всех виноват» и смириться с самим собой! Смириться – значит увидеть в себе и другом испорченную икону Человека Христа и попытаться сохранить в себе остаток Человека.

Философия свободы

Н.А. Бердяев

(1874-1948)

«Философия свободы»,

«Смысл творчества»

«О назначении человека»

 

Душе человека необходима религия иначе жизнь становиться абсурдны, т.к. теряется смысл жизни. Проблема свободы у него представлена  проблемой выбора. «Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри, и свобода есть моя творческая сила, не выбор между поставленным предо мной добром и злом, а мое созидание добра и зла».  Носитель свободы – САМ ЧЕЛОЕК! Бог свободу не создавал, она предвечна миру, поэтому Бог не нуждается в теодиции (оправдании). Человек сам ответственен за свои поступки. Нет рая или ада. Единственная реальность –это сам человек. Человек творит себя и мир.

Социальный прагматизм

 

А.В. Луночарский

(1875-1933)

марксист,

 

А.А.Богданов

((1873-1928)

тектология –всеобщая организационная наука

Человек их «богочеловека» трансформируется в «богостроителя», насыщенного энергией революционных преобразований. Высшая ценность человека – это жизнь, следовательно идеи прогресса (усовершенствования) жизни и есть религия. После мерти «Бога» по Ницше, человек сам занял место Бога.  Человек «новой религии» должен : развиваться в коллективе, стремится к счастью и делить его с социумом,  вершить социально-полезные дела.

Задания для самостоятельного выполнения

      Подготовить презентацию на одну из тем:

— «Спор славянофилов и западников об историческом пути России»

— «Философия «Всеединства» В.С. Соловьева»

— «Философия свободы Н.А. Бердяева»

         Список рекомендуемой литературы:

  1. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wik
  2. Губин В.Д. Основы философии. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003 г. 

 

Форма контроля самостоятельной работы

Работа выполняется в электронном виде и высылается на проверку. Возможен вариант защиты работы.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте характеристику особенностям русской философской мысли.
  2. Какова Ваша позиция в споре между западниками и славянофилами? В чем предназначение Росси? Какова ее судьба?
  3. Дайте общую характеристику философии «Всеединства» В.С. Соловьева.

Сопоставьте рационализм Н.Г. Чернышевского, панморализм Л.Н.Толстого, экзистенциализм Ф.М. Достоевского, философию свободы Н.А. Бердяева и социальный прагматизм А.В. Луначарского