Тема 2.2 Происхождение и сущность человека

Тема 2.2 Происхождение и сущность человека

«Владыка, я не могу допустить мысли, чтобы человек,

достигший ступени полного самосознания

на одной цепи миров, даже низшей,

должен был бы продолжать свою эволюцию на новой высшей цепи,

начав снова с погружения в минеральное царство.

— Человек в настоящем понимании этого слова,

конечно, будет продолжать человеческую эволюцию,

но количество сора велико!»

(Дневники Е.И.Рерих)

«Человек – это животное, делающее орудие»

(Б. Франклин )

«Человек- это птица без перьев»

(Платон)

Основные понятия и термины по теме:

теория эволюции Ч. Дарвина, соотношение биологического и социального в человеке, социализация.

План изучения темы:

  1. Теории происхождения человека
  2. Соотношение социального и биологического в человеке.

 

 

 

 

Опрос по инфографике

  1. Что свойственно человеку в отличие от животного?

а) инстинкты              б) эмоции

в) потребности           г) сознание

 

  1. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает

а) знания и умения              б) чувства и волю

в) физическое развитие       г) возрастные особенности

 

  1. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Психологическая составляющая включает

а) половые и возрастные особенности          б) наследственные признаки

в) волю и характер                                        г) моральные принципы

 

  1. Какой признак характеризует человека как личность?

а) особенности внешности                  б) общественная активность

в) свойства темперамента                  г) физическое развитие

 

  1. Как деятельность человека, так и поведение животного характеризуются

а) выдвижением целей                             б) удовлетворением потребностей

в) осознанным выбором средств             г) механизмами самоконтроля

 

  1. И человек, и животное способны

а) использовать природные объекты

б) изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

в) передавать трудовые навыки последующим поколениям

г) осознавать собственные потребности

 

  1. Признаком понятия «человеческая деятельность» является

а) доминирование биологических потребностей

б) приспособительный характер

в) сознательная постановка цели

г) обязательное использование инструментов

 

  1. Понятие «индивидуальность» отражает

а) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму

б) темперамент человека, его характер

в) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке

г) совокупность человеческих потребностей и способностей

 

  1. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в

а) подходящем жилье                            б) самопознании

в) физической активности                      г) самосохранении

 

  1. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?

а) индивид               б) деятель

в) творец                  г) индивидуальность

 

  1. Человека от животного отличает

а) использование природных объектов  б) стремление понять окружающий мир

в) приспособление к условиям среды     г) инстинкт самосохранения

 

12 К видам активности, характерным только для человека, относится

а) организация питания                                     б) обучение потомства

в) изменение условий своего существования    г) коллективное взаимодействие

 

  1. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его

а) социальной сущности                            б) биологической природы

в) физиологических особенностей            г) психологических качеств

 

  1. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Биологическая обусловлена

а) половая дифференциация                   б) система ценностей

в) мировоззренческая культура              г) профессиональная деятельность

Краткое изложение теоретических вопросов

 Возникновение человека — это чудо, не разъясняемое никакими научными теориями. Прежде чем возник человек, должна была возникнуть жизнь на Земле, а ее возникновение — не меньшее чудо. Для этого должны были совпасть десятки факторов: чтобы наша солнечная система находилась на самом краю нашей Галактики, в относительно спокойном месте; чтобы оптимальным были расстояние от Земли до Солнца (на Венере слишком жарко, а на Марсе слишком холодно) и объем планеты (малые планеты не удерживают атмосферы, а на больших она жидкая и ядовитая), и т.д.

До сих пор неизвестно, была ли жизнь занесена на Землю из космоса или возникла на самой планете

химическим путем. Но и возникнув, жизнь не обязательно должна была развиваться до человека, она вполне могла существовать в виде грибков или плесени. Во Вселенной, по-видимому, нет какого-то однонаправленного развития в сторону усложнения, скорее наоборот — Вселенная стремится из состояния упорядоченности к хаосу, от сложного — к более простому

То, что возник человек, было совершеннейшей случайностью, непредсказуемой мутацией. Природа наобум пробовала десятки вариантов: питекантропы, неандертальцы, синантропы, зинджантропы, родезийские люди и, наверное, множество других не известных нам видов И вот возник вид человекообразных обезьян — кроманьонцы, у которых был чуть больше мозг, быстрее скорость реакции. Они начали с того, что перебили своих конкурентов и стали быстро распространяться по Земле. Название (кроманьонцы) происходит от скального грота Кро-Маньон во Франции, где в 1868 году французский палеонтолог Луи Ларт обнаружил и описал несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита (палеолит — это каменный век. Возраст этой популяции оценивается в 30 тыс. лет

Существуют разные теории происхождения человека, самые популярные из них:

1. Теологическая (Тео — Бог) — религиозная теория происхождения человека (Душа — отличает человека от все иных живых форм на Земле)

2. Теория палеовизита (космического происхождения) — человек был «заброшен» иноземными разумными существами.

3. Теория эволюции Ч. Дарвина — человек есть результат эволюции (развитие от простых существ к сложным, поэтому человек так связан с высшими млекопитающими.

4. Материалистическая теория Ф. Энгельса — труд сделал из обезьяны человека. Именно под влиянием труда у человека сформировалась речь, сознание и способность к творчеству.

Homo habilis

Homo habilis

Человек принадлежит к млекопитающим гоминидам

Люди ( латынь Homo) — род приматов семейства гоминид. 

Различают Homo habilis — человек умелый (появился 2,8 млн лет назад)  и Homo sapiens — человек разумный (70-60 тыс лет назад). Около 2,5 млн лет назад от австралопитеков (тупиковой ветви эволюции) отделились Homo (люди). 

 Теории сущности человека

Киническая концепция человека: довольствуйся малым, будь свободным, искусству жизни учись на практике. (Диоген)

Эпикурейская концепция человека: не чурайся удовольствий, помни, что основа жизни — чувственные наслаждения, высокие общественные дела оставь другим, живи один или среди друзей.  (Эпикур)

Стоическая концепция человека: живи в единстве с природой и обществом, все, что не зависит от тебя, принимай спокойно, как должное, не робей перед судьбой, будь мужественным и мудрым. (Зенон из Кития)

Скептическая концепция человека: сомневаясь во всем, будь безмятежным, развенчивай мнения других. (Монтень, Юм)

Христианская концепция человека: стремись к Богу, молись, верь, надейся, люби его. Строй град Божий на Земле.

Феноменологическая концепция человека: пропускай все через чувственные переживания и на их основе вырабатывай свои ценности и, следовательно, и правила поведения.  (Гуссерль)

Герменевтическая концепция человека: стремись понять суть дела, для этого налаживай диалог, расширяй горизонты своего понимания, совершенствуйся в языковом отношении. (Гадамер, Дильтерей, Рикёр)

Аналитическая концепция человека: будь рационалистом, придавай словам четкое значение, разрабатывай ясные схемы действий и реализуй их. (Витгенштейн)

Постмодернистская концепция человека: избегай тоталитаризма во всех его проявлениях, не позволяй навязывать себе чужую волю, стремись к многообразному, виртуальному, страстному и возвышенному. (Фуко, Деррид, Барт, Лиотар)

Марксистская концепция человека: человек — это ансамбль общественных отношений; выпрыгнуть из этой клетки невозможно, но лишь трус не работает на скорейшее приближение социальной справедливости.

2. Соотношение социального и биологического в человеке.

Поскольку человек рождается с открытой программой, из него можно вылепить все что угодно, в его наследственности ничего жестко не записано. Вырастет среди волков — будет волком (Маугли), среди обезьян — обезьяной, а среди людей. — если повезет, может стать человеком. Правда, те, кто с первых дней рос среди животных, вернувшись к людям, больше людьми не становятся, потому что человеческий мозг с первых часов жизни формируется под влиянием человеческого окружения.

Проблема соотношения социального и биологического в человеке находит отражение в ряде социологических  и психологических теорий, например:

1. Теории «зеркального Я» Ч. Кули.

Чарльз Кули

Наиболее образно понятие зеркального «Я» можно проиллюстрировать словами Уильяма Теккерея из его романа «Ярмарка тщеславия»: «Мир — это зеркало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, и оно вернет вам недоброжелательный взгляд, смейтесь вместе с ним, и оно будет вашим радостным и добрым компаньоном».

Ч.Кули предполагал, что “зеркальное Я” представляет собой постоянный ментальный процесс, для которого характерны три фазы. Во-первых, мы представляем себе, как мы выглядим в глазах других людей. Например, мы можем решить, что поправляемся и становимся “жирными”. Во-вторых, мы воображаем, как другие люди будут оценивать нашу внешность. Мы прекрасно знаем, что обычно окружающие рассматривают тучных людей как непривлекательных. В-третьих, мы вырабатываем некий тип внутреннего самоощущения, например, чувство гордости или стыда, на базе которого создаем для себя представления о том, что думают о нас прочие люди. В нашем случае мы, скорее всего, будем испытывать беспокойство или неловкость, связанные со своей воображаемой тучностью.

2. Теории структурного (символического) интеракционизма Д. Мида и Г. Блумера

Джордж Мид

Структурный интеракционизм это отражение в нашем сознании общества как нашего собственного «Я»

Крупнейшими представителями символического интеракционизма  были американские социологи Джордж Герберт Мид (1863-1931) и Герберт Блумер (1900-1986). Концепция «межиндивидуального взаимодействия» Мида основывается на том, что восприятие индивидом окружающей соц. действительности обусловлено его опытом общения с другими, особенно его способностью воспринимать мир и себя таким образом, чтобы это соответствовало видению других и значению символов. Символ обозначает предмет или событие , предполагая определенную реакцию на него, выражающуюся в соответствующих соц. действиях. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в своей естественной и соц. среде.

Поведение человека определяется структурой его личности, его соц. ролью. Важной заслугой Мида является разработка им ролевой теории личности, согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие определяются и проявляются прежде всего через выполняемые ею соц. роли, а сама соц. деятельность личности представляется как совокупность ее соц. ролей, зафиксированных в системе языковых и других символов. Через процесс принятия роли индивиды развивают самостьспособность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли. Социолог различает 2 аспекта формирования самости:

1) Я (соотв. английскому «i») — спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя

2) Я (соотв. английскому «me») — это то, как люди видят себя, но глазами других.

2 стадии развития самости:

1) стадия игра (play) — ребенок играет роли, которые не являются собственно его (отец, доктор);

2) стадия соревнования (game) — принимая участие в соревновании (футбол), дети видят себя со стороны других участников.

Любое организованное сообщество, которое обеспечивает индивиду организованность, Мид называет обобщенным другим. Индивиды видят себя с точки зрения обобщенного другого. (труд «Сознание, самость и общество»).

Можно констатировать, что САМОСТЬ (наша психика) есть сумма внутреннего «Я» и социального «Я», то есть,

  Самость = I+  ME 

3. Теории этапов жизни человека Э. Эриксона.

Эрик Эриксон

Согласно  теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому. Если этап пройден психологически правильно, то личность приобретает новое качество, а если нет — то комплекс.

8 стадий развития личности по Э.Эриксону

Стадия 1. Базовое чувство довериянедоверия. От рождения до 18 месяцев

Cтадия 2. Автономностьстыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев

Cтадия 3. Инициатива (предприимчивость)вина. От 3 до 5 лет

Стадия 4. Трудолюбиенеполноценность. От 6 до 11лет

Стадия 5. Идентичность ролевой беспорядок. От 11 до 18 лет

Cтадия 6. Интимностьизоляция. Ранняя взрослость. От 18 лет до начала среднего возраста

Стадия 7. Производительность застой. Взрослость

Стадия 8. Целостностьотчаяние, безысходность. Поздняя взрослость, зрелость

  P.S.синим отмечено достоинство , приобретаемое в данный периода, красным — комплекс.

ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ЗНАТЬ как для правильного воспитания детей, так и для выявления причин своих комплексов (где был сбой), правильная диагностика является дорогой к лечению.

 

Подробно можно почитать о 8 стадиях жизни (теория Э. Эриксона) на http://child-stories.chat.ru/ericson.htm

4. Психоанализ  З. Фрейда и интерпретация психики человека К. Юнга. 

З. Фрейд

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Не ограничившись изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что «психология — это и есть Фрейд». Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке — социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.

Сознательное и бессознательное
Бессознательное — это пласт психики больший, чем вся сознательная жизнь.
Теория З. Фрейда
         1.   Сверх-Я НАД-сознательное («Нельзя»), представлено общественными запретами («табу»), парвилами поведения, их знает каждый, но не каждый исполняет.
        2.    Я  СО-знательное (обладает рефлексией — оценкой, то есть, выбирает между НАД-сознательным (правилом поведения в обществе) и ПОД-сознательным (личными желаниями) — определяет поведение человека.
        3.   ОНОПОД-сознательное (БЕСсознательное) («Хочу»)
       Фрейд вводит понятия: либидо (сексуальное влечение) и танатос (жажда смерти)
   Из всех бессознательных желаний Фрейд на первое место ставит именно либидо, как самое  не реализуемое в жизни человека. Объясняя причины стресса и агрессии неудовлетворенностью бессознательного.
Вывод: человек не может знать себя до конца, так как бессознательное не просвечивается разумом, оно как темный колодец.
Бессознательное может проявляться во сне, в оговорках.
      Фрейд считал, что человека интересуют только три группы вопросов:
       — сексуальные темы;
        — денежные;
        — самоактуализация (повышение своей значимости) .
       Исходя из этого Д. Карнеги и будет разрабатывать методы «завоевания друзей» — определит три круга вопросов, всегда вызывающих интерес у собеседника!

К.Г. Юнг

        Ученик З. Фрейда К. Юнг внес свои корректировки в теорию учителя. В теории К. Юнга в психике человека существует коллективное бессознательное — архетипы. 

Если у Фрейда — «ОНО» — индивидуально и враждует с обществом («Хочу» враждует с «нельзя»), то у Юнга — архетип — порожден обществом и дружит с ним.

 

Тезаурус

Человек — биологическая особь, отличающаяся от животных сознанием, мышлением, трудом (преобразовательной деятельностью), творчеством, культурой, целерациональностью. – (человеком  РОЖДАЮТСЯ)

Индивидодин из людей

Индивидуальность– отличие одного индивида от другого – (индивидом  РОЖДАЮТСЯ, но и часть индивидуальности приобретается в течение жизни)

Личность–формируется в процессе деятельности, общения; социальное + биологическое;    — (личностью СТАНОВЯТСЯ)

Био— инстинкты, наследственность, физиология, репродукция,

Психо— темперамент, гендер(половозрастные характеристики)

Социо—  знания, умения, навыки, образование, культура

Свобода  — СВОБОДА – это выбор…

Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух истоков — природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени —человеческой личности.

Теории личности

1. Адлер А. вводит понятие «сверхкомпенсации» (компенсация личностной неполноценности).

Одно из самых известных достижений Альфреда Адлера – введение им понятия «комплекс неполноценности».

Эти представления Адлера во многом сложились под впечатлением концепции фикционализма, разработанной немецким философом-позитивистом Гансом Файхингером (1852-1933). В опубликованной в 1911 году работе «Философия «как если бы» Файхингер выдвинул положение о том, что поведение огромного числа людей определяется некими социальными «фикциями» (такими, например, как «все люди равны в своих возможностях» или «чтобы добиться успеха в жизни, главное — желание»), которые совершенно не соответствуют действительности.

В погоне за этими фикциями люди понапрасну расточают свои силы и энергию, так ничего реального и не добиваясь. Аналогичным образом, согласно Адлеру, протекает жизнь невротика, который, стремясь компенсировать чувство собственной неполноценности, преследует цель достижения фиктивного превосходства. Хотя компенсация и сверхкомпенсация чувства неполноценности через стремление к превосходству может приносить свои неожиданные плоды (именно сверхкомпенсацией чувства неполноценности, вызванного, в частности, физическими недостатками, Адлер объясняет, например, творчество Бетховена и Шиллера, ораторское искусство Демосфена), чаще всего, однако, это стремление остается неудовлетворённым, порождая всё новые проблемы и резко ограничивая круг интересов личности. Поэтому, считает Адлер, в жизни человека должны быть иные ориентиры, другой источник душевной энергии. И таким источником, на его взгляд, является присущая каждому человеку, врождённая потребность ощущать себя частицей мироздания, человечества в целом — чувство общности.

В отличие от Фрейда, Адлер рассматривает человека прежде всего в контексте общественных связей, считая его изначально социальным существом, нс способным без ущерба для себя жить обособленно от других людей, на что обрекает его желание возвыситься над остальными. В этом смысле чувство общности выступает антитезой стремления к власти, одновременно являясь мерой душевного здоровья и социальной адаптации личности».

2. Хорни К. разрабатывает теорию «стремление к безопасности»

 В книге «Наши внутренние конфликты» К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:

а) к людям,

б) от людей,

в) против людей.

При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности:

а) услужливая, ищущая любви и одобрения любой ценой;

б) пытающаяся отрешиться от общества;

в) агрессивная, жаждущая престижа и власти.

3. Экзистенциализм – Хайдеггер(«Бытие и время»), Ясперс,  Камю, Сартр –экзистенция – это существование, существование предшествует сущности. «Пограничные ситуации» ставят человека перед выбором- это и есть свобода – но это порождает тревогу за будущее.

4. А. Шопенгауэр «Воля к жизни» (жизнь- это лишь наше ее восприятие)

Шопенгауэр А.

Согласно Шопенгауэру, жизнь человека отражает особенности его психики, поэтому, наша жизнь такова, какие мы сами.  Для человека с хорошим воображением любая мелочь — это приключение, а вот для примитивной личности и жизнь и люди вокруг кажутся скучными.

Психика, подобно коже, она априорно с человеком и создает эмоциональную иллюзию, поэтому важно знать свой темперамент (холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик), так как это напрямую определяет наше восприятие окружающей действительности,  которая, сама по себе, нейтральна. Мозг человека не может быть нейтральным, он постоянно рефлексирует, то есть придает всему оценку. меланхолик во всем видит негатив, тогда как сангвиник излишне все упрощает.

 

  1. Ф. Ницше- теория сверхчеловека  («Воля к власти»), нигилист (отрицание норм) и декадент

 

Лабораторные работы/Практические занятия – не предусмотрено

 

Задания для самостоятельного выполнения

      Сделайте подборку материала по концепциям происхождения и сущности человека. Примените информацию последних научных исследований в области антропологии, психологии, культурологи, истории и др. наук.

         Список рекомендуемой литературы:

  1. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wik
  2. Губин В.Д. Основы философии. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018 г. 

 

Форма контроля самостоятельной работы

Работа выполняется в электронном  виде и присылается на проверку. Возможен вариант презентации. 

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Дайте характеристику теориям происхождения человека. Какая из них Вам кажется наиболее правдоподобной?
  2. Что, по Вашему мнению, в соотношении биологического и социального превалирует в человеке?
  3. Как происходит процесс формирования личности? От чего, на Ваш взгляд, зависят личностные качества человека?
  4. Как темперамент человека влияет на его восприятие мира?