Тема 2.6 Познавательная деятельность человека
«Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств».
(Франческо Патрици)
Основные понятия и термины по теме: чувственное и рациональное познание, истина, критерии истины, эмпирики и рационалисты, гносеология, агностики, скептики, сенсуалисты.
План изучения темы:
- Понятие и формы познания (чувственное и рациональное)
- Виды познания
- Истина как философская категория
ВНИМАНИЕ!!! На паре — решаем ситуационные задачи, на следующей паре — ЗАЧЕТ№ 2 !
На следующей паре — зачет № 2 !!!
Краткое изложение теоретических вопросов
Понятие и формы познания
Эпистемология – наука о знании
Гносеология – наука о ПОзнании
Познание – это духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося знания, для получения нового.
Познание есть процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.
Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо – означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предмете.
Познание и знание различаются как процесс и результат.
В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Под отражением обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего с ним объекта (отражающей системы). В случае познания в качестве отражения как раз и выступает научный образ изучаемого объекта, представленный в форме научных фактов, гипотез, теорий. Между отражением, данным в научном образе, и изучаемым объектом существуют отношения структурного сходства. Это означает, что элементы образа соответствуют элементам изучаемого объекта.
Главным вопросом философии Нового времени был вопрос — «Познаваемым ли мир? » (см. Тему 1.5 Философия эпохи Возрождения и нового времени.)
Утрировано на него были даны такие ответы:
Уровни познания и их формы
Чувственное Бекон, Локк, Гоббс Первичная информация |
Рациональное Декарт, Спиноза, Лейбниц Мышление-процесс созданияобобщенных, опосредованных образов действительности |
Ощущение – работа органов чувств (отдельные части образа)Восприятие – целостный чувственный образ Представление (чувственно-наглядный образ сохраняется в памяти; память – способность сохранять и воспроизводить) Воображение– способность психики вызывать мысли и чувства
|
Понятие – набор признаков, свойствСуждение (утверждение или отрицание) Умозаключение (вывод по конкретной ситуации) Рассудок= руководство при мышлении (абстракция, аналогия, шаблоны) Разум – высшая степень логического мышления (инновация, новизна, творчество) |
Взаимосвязаны (И. Кант – трансцендентальность — как единение в головном мозге информации от органов чувств |
Основным вопросом теории познания является вопрос о том отношении, которое существует между мыслью и действительностью, между познающим существом и познаваемым предметом или, как выражаются философы, между субъектом и объектом.
Теория познания, из которой исходит современная научная философия, кладет в свое основание положение о неразрывной связи, существующей между субъектом и объектом. Наши представления являются первоначально сами объектами. В первоначальном «представлении-объекте» нельзя найти ни понятия объекта, ни понятия о мыслящем субъект, как таковом, но оно является одновременно и тем и другим, и мыслимым и мыслящим. Только теоретическое размышление разрушает это единство и отделяет представление от объекта. Но раз это единство нарушено, раз познавание из наивной формы, еще не знающей различия между представлением и объектом, перешло к той размышляющей форме познания, которая объект представления противополагает самому представлению, – возвращение к наивному пониманию уже более невозможно.
Таким образом, предмет, из которого должна исходить общая философская теория познания, есть «представление-объект» со всеми свойствами, которыми оно непосредственно обладает, следовательно, также в особенности со свойством быть реальным объектом. Пытаясь проследить правильную последовательность возникающих в мышлении мотивов и их действие на развитие понятий, мы должны будем, смотря по роду и объему применяемых при этом интеллектуальных функций, различать определенные ступени познания, которые вкратце могут быть обозначены как воспринимающее, рассудочное и разумное познание. К области первого следует причислить все те преобразования, которым подвергаются первоначальные «представления-объекты», если только эти преобразования совершаются уже внутри обыкновенных процессов восприятия, без вспомогательных средств и методов научного образования понятий. К рассудочному познанию, напротив, причисляются все те улучшения и дополнения, которые вносятся в содержание и связь представлений при посредстве методического логического анализа. Наконец, под именем разумного познания следует понимать все усилия мышления связать отдельные достигнутые рассудочным познанием результаты в одно целое.
Виды познания.
- Обыденное (житейское)
- Мифологическое (одушевление, объяснение)
- Художественное (чувственные опыты, рефлексия)
- Религиозное (вера в Создателя)
- Философское (духовная ориентация) — ЧЕЛОВЕК
- Научное (достоверное, объективное) — ПРИРОДА
- Социальное (субъективное) – ЛЮДИ
- Оккультизм, метафизика (ненаучное)
Часто причиной ссор между людьми становится непонимание друг друга. Как же соотносятся «познание» и «понимание»? Изучая это вопрос, следует иметь в виду, что познание — это процесс, который не сводится только к чувственному и рациональному уровням (увидел, услышал и проанализировал). На познавательный процесс оказывают влияние воображение, фантазия, интуиция и др. Понимание же — это способность осмыслять содержание. То есть, человек может познать нечто новое (получить новое знание), но не осмыслить его — не принять. Все знают, что курение вредит здоровью, но не все осознали это (не убеждены в этом), поэтому продолжают курить — вот примерно так. Как же знание перевести в понимание? Через эмоциональную строну (благодаря воображению). Если человек мысленно поменяется местами с другим человеком (возможно в игровой ситуации), то понимание возникнет раньше. Помнишь, когда тебе друг рассказывал о своих проблемах, ты его не понимал, но попав в такую же ситуацию сразу же осознал о чем он говорил.
Еще античные мыслители говорили, что человека нельзя ничему научить извне, он должен все вспомнить сам (то есть , осознать изнутри).
3. Истина как философская категория.
соответствия | когерентности | прагматичности |
истинными являются высказывания (а вслед за ними также чувства, мысли, интерпретации), которые соответствуютдействительности | под когерентностьюпонимают сцепление и непротиворечивостьвысказываний. | критерием истинности выступает практика, называетсяпрагматической концепцией истины |
Решер (амер философ) теории дополняют друг друга |
История теории истины
Античность | Средневековье | Новое время | ХХ век |
1. соответствие идее (Эйдосу) – Платон2. соответствие форме — Аритсотель | Истинав Боге | 1. Чувства , опыт (сенсуалисты, Локк, эмпирики Бэкон)2. Разум , мысли-идеи (Декарт, Лейбниц) | 1. неопозитивисты, аналитики- как употребляется слово2. феноменология- истина в соответствии с феноменом, эйдосом3. герменевтика – контакт вещи и человека
4. постмодернисты – у текста может бытьразный смысл |
Лабораторные работы/Практические занятия – не предусмотрено
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Древние мудрецы считали, что человек должен тридцать лет учиться,
тридцать лет путешествовать и тридцать лет работать — писать книги, философствовать и т д Для нас такая схема явно не годится. А какую схему жизни можете вы предложить?
2. Чем больше мы читаем, тем больше мы приучаемся жить чужими мыслями, но в то же время читать в юности нужно, причем очень много А Горький писал: «Всему, что есть хорошего во мне, я обязан книгам». Может быть, вся его мудрость чисто книжная? Но мы знаем, что это не так: Горький прошел суровую жизненную школу. Кто же прав — М. Горький или А.Шопенгауэр, который считал, что чтение есть суррогат чужого мышления?
3. Мыслители считают, что для разумного человека слово обладает такой же силой, как и материальное действие. Словом можно даже убить. Или это преувеличение? Если нет, то всегда ли вы соизмеряете силу своих слов с возможными последствиями? Что имел в виду Ф. Тютчев, когда писал- «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется …»?
4. Практические люди утверждают, прежде чем чему-нибудь научиться, надо много «набить шишек», много раз попасть впросак, помучиться. А философы говорят, что только глупые люди учатся на собственных ошибках, —достаточно изучить чужие ошибки, чтобы их не повторять Кто, по-вашему, ближе к истине?