Тема 2.6 Познавательная деятельность человека

Тема 2.6 Познавательная деятельность человека

«Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств».

(Франческо Патрици)

Основные понятия и термины по теме: чувственное и рациональное познание, истина, критерии истины, эмпирики и рационалисты, гносеология, агностики, скептики, сенсуалисты.

План изучения темы:

  1. Понятие и формы познания (чувственное и рациональное)
  2. Виды познания
  3. Истина как философская категория

 

ВНИМАНИЕ!!! На паре — решаем ситуационные задачи, на следующей паре — ЗАЧЕТ№ 2

 

 

На следующей паре — зачет № 2 !!! 

 

Краткое изложение теоретических вопросов

 

 

Понятие и формы познания

 Эпистемология – наука о знании

Гносеология – наука о ПОзнании

Познание – это духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося знания, для получения нового.

Познание есть  процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.

Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо – означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предмете.

Познание и знание различаются как процесс и результат.

                       Со-знание                                                                                        По-знание
             отражение в головном мозге                                                       процесс получения новых знаний
                     информации об
          окружающем +  социуме  +  «Я»                                                           первичная
                                       мире                                                                                 информация
                                                                                                                                 чувственное                                               рациональное

В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Под отражением обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего с ним объекта (отражающей системы). В случае познания в качестве отражения как раз и выступает научный образ изучаемого объекта, представленный в форме научных фактов, гипотез, теорий. Между отражением, данным в научном образе, и изучаемым объектом существуют отношения структурного сходства. Это означает, что элементы образа соответствуют элементам изучаемого объекта.

Главным вопросом философии Нового времени был вопрос — «Познаваемым ли мир? » (см. Тему 1.5 Философия эпохи Возрождения и нового времени.)

Утрировано на него были даны такие ответы:

1. Агностики — мир познать нельзя
2. Скептики — истина носит относительный характер (абсолютных , т.е. вечных) знаний не существует.
3. Сенсуалисты — мир познаваем благодаря функционированию органов чувств.
4. Эмпирики — достоверность знаний надо проверить (провести опыт).
5. Рационалисты — мир познаваем благодаря разуму (мышлению).
      В спор вступили две школы: эмпириков  и рационалистов, они по разному оценивали значимость уровней   познания (чувственного и рационального).

Уровни  познания и  их формы 

Чувственное

Бекон, Локк, Гоббс

Первичная информация

Рациональное

Декарт, Спиноза, Лейбниц

Мышление-процесс созданияобобщенных, опосредованных образов действительности

 Ощущение – работа органов чувств (отдельные части образа)Восприятие – целостный чувственный образ

Представление  (чувственно-наглядный образ сохраняется в памяти; память – способность сохранять и воспроизводить)

Воображение– способность  психики вызывать мысли и чувства
Фантазия, мечта – формы воображения

Понятие – набор признаков, свойствСуждение (утверждение или отрицание)

Умозаключение (вывод по конкретной ситуации)

Рассудок=  руководство при мышлении (абстракция, аналогия, шаблоны)

Разум – высшая степень логического мышления

(инновация, новизна, творчество)

Взаимосвязаны (И. Кант – трансцендентальность  — как единение в головном мозге информации от органов чувств

     Основным вопросом теории познания является вопрос о том отношении, которое существует между мыслью и действительностью, между познающим существом и познаваемым предметом или, как выражаются философы, между субъектом и объектом.

Теория познания, из которой исходит современная научная философия, кладет в свое основание положение о неразрывной связи, существующей между субъектом и объектом. Наши представления являются первоначально сами объектами. В первоначальном «представлении-объекте» нельзя найти ни понятия объекта, ни понятия о мыслящем субъект, как таковом, но оно является одновременно и тем и другим, и мыслимым и мыслящим. Только теоретическое размышление разрушает это единство и отделяет представление от объекта. Но раз это единство нарушено, раз познавание из наивной формы, еще не знающей различия между представлением и объектом, перешло к той размышляющей форме познания, которая объект представления противополагает самому представлению, – возвращение к наивному пониманию уже более невозможно.

Таким образом, предмет, из которого должна исходить общая философская теория познания, есть «представление-объект» со всеми свойствами, которыми оно непосредственно обладает, следовательно, также в особенности со свойством быть реальным объектом. Пытаясь проследить правильную последовательность возникающих в мышлении мотивов и их действие на развитие понятий, мы должны будем, смотря по роду и объему применяемых при этом интеллектуальных функций, различать определенные ступени познания, которые вкратце могут быть обозначены как воспринимающеерассудочное и разумное познание. К области первого следует причислить все те преобразования, которым подвергаются первоначальные «представления-объекты», если только эти преобразования совершаются уже внутри обыкновенных процессов восприятия, без вспомогательных средств и методов научного образования понятий. К рассудочному познанию, напротив, причисляются все те улучшения и дополнения, которые вносятся в содержание и связь представлений при посредстве методического логического анализа. Наконец, под именем разумного познания следует понимать все усилия мышления связать отдельные достигнутые рассудочным познанием результаты в одно целое.

Виды познания.

  1. Обыденное (житейское)
  2. Мифологическое (одушевление, объяснение)
  3. Художественное (чувственные опыты, рефлексия)
  4. Религиозное (вера в Создателя)
  5. Философское (духовная ориентация) — ЧЕЛОВЕК
  6. Научное  (достоверное, объективное) — ПРИРОДА
  7. Социальное (субъективное) – ЛЮДИ
  8. Оккультизм, метафизика (ненаучное)

Часто причиной ссор между людьми становится непонимание друг друга. Как же соотносятся «познание» и «понимание»? Изучая это вопрос, следует иметь в виду, что познание — это процесс, который не сводится только к чувственному и рациональному уровням (увидел, услышал и проанализировал). На познавательный процесс оказывают влияние воображение, фантазия, интуиция и др.  Понимание же — это способность осмыслять содержание. То есть, человек может познать нечто новое (получить новое знание), но не осмыслить его — не принять. Все знают, что курение вредит здоровью, но не все осознали это (не убеждены в этом), поэтому продолжают курить — вот примерно так. Как же знание перевести в понимание? Через эмоциональную строну (благодаря воображению). Если человек мысленно поменяется местами с другим человеком (возможно в игровой ситуации), то понимание возникнет раньше. Помнишь, когда тебе друг рассказывал о своих проблемах, ты его не понимал, но попав в такую же ситуацию сразу же осознал о чем он говорил.

Еще античные мыслители говорили, что человека нельзя ничему научить извне, он должен все вспомнить сам (то есть , осознать изнутри). 

3. Истина как философская категория.

Целью познания является получение истинного знания.
Теории истины
соответствия когерентности прагматичности
истинными являются высказывания (а вслед за ними также чувства, мысли, интерпретации), которые соответствуютдействительности под когерентностьюпонимают сцепление и непротиворечивостьвысказываний. критерием истинности выступает практика, называетсяпрагматической концепцией истины
Решер (амер философ) теории дополняют друг друга

История теории истины

Античность Средневековье Новое время ХХ век
1. соответствие идее (Эйдосу) – Платон2. соответствие форме — Аритсотель Истинав Боге 1. Чувства , опыт (сенсуалисты, Локк, эмпирики Бэкон)2. Разум , мысли-идеи (Декарт, Лейбниц) 1. неопозитивисты, аналитики- как употребляется слово2. феноменология- истина в соответствии с феноменом, эйдосом3. герменевтика – контакт вещи и человека

4. постмодернисты – у текста может бытьразный смысл

Истина — это соответствие действительности (своему предмету).
        Виды истины
1. Объективная — не зависит от эмоций человека
2. Абсолютная — исчерпывающее достоверное знание, которое не может быть опровергнуто
3. Относительная — неполное знание, соответствующее каким-либо условиям.
        Заблуждение — содержание знания, не соответствующее действительности, но принимающееся за истину.
          Ложь — это сознательное искажение образа объекта.
   Критерий истины — это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

Лабораторные работы/Практические занятия – не предусмотрено

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Древние мудрецы считали, что человек должен тридцать лет учиться,

тридцать лет путешествовать и тридцать лет работать — писать книги, философствовать и т д Для нас такая схема явно не годится. А какую схему жизни можете вы предложить?

2. Чем больше мы читаем, тем больше мы приучаемся жить чужими мыслями, но в то же время читать в юности нужно, причем очень много А Горький писал: «Всему, что есть хорошего во мне, я обязан книгам». Может быть, вся его мудрость чисто книжная? Но мы знаем, что это не так: Горький прошел суровую жизненную школу. Кто же прав — М. Горький или А.Шопенгауэр, который считал, что чтение есть суррогат чужого мышления?

3. Мыслители считают, что для разумного человека слово обладает такой же силой, как и материальное действие. Словом можно даже убить. Или это преувеличение? Если нет, то всегда ли вы соизмеряете силу своих слов с возможными последствиями? Что имел в виду Ф. Тютчев, когда писал- «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется …»?

4. Практические люди утверждают, прежде чем чему-нибудь научиться, надо много «набить шишек», много раз попасть впросак, помучиться. А философы говорят, что только глупые люди учатся на собственных ошибках, —достаточно изучить чужие ошибки, чтобы их не повторять Кто, по-вашему, ближе к истине?