Раздел 3 Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство) Тема 3.1 Философия и научная картина мира

Тема 3.1 Философия и научная картина мира

Основные понятия и термины по теме: наука, теория, принципы, парадигма, гипотеза, интерпретация, индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, сциентизм.

План изучения темы:

  1. Особенность «научной картины мира» (понятие «науки», виды наук)
  2. Истина
  3. Сциентизм и антисциентизм
  4. Практическая философия: архетипичность поведения, роль гормонов в жизни человека
  5. Прагматизм

Опрос по инфографике

  1. И абсолютная, и относительная истины
  2. всегда находят свое подтверждение в практике
  3. носят объективный характер
  4. дают полное, исчерпывающее знание о предмете
  5. могут быть опровергнуты со временем

 

  1. Истинное знание в отличие от ложного
  2. добывается в ходе познавательной деятельности
  3. соответствует самому предмету познания
  4. абстрагируется от второстепенных черт
  5. изложено научным языком

 

  1. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, — это
  2. выводы, полученные научным путем
  3. экспериментально установленные факты
  4. знание, которое никогда не будет опровергнуто
  5. суждения, лишенные субъективных оценок

 

  1. Истинным можно считать лишь то знание, которое

 

  1. имеет теоретическое обоснование
  2. соответствует предмету изучения
  3. имеет практическую значимость
  4. поддерживается авторитетным мнением

 

  1. В каком веке наука стала профессиональной. А «ученый» стало профессией?
  2. в 7-8 вв. до н.э.
  3. в 16-17 веках
  4. в 19 веке
  5. в 21 веке

 

  1. Какое философское направление новейшего времени отрицает возможность науки заменить мораль и религию в духовной жизни общества?
  2. агностики
  3. атеисты
  4. антисциентисты
  5. скептики

 

  1. Научные знания, в отличие от обыденных,
  2. предполагают проверку истинности полученных сведений
  3. отражают окружающую действительность
  4. формируются на основе жизненного опыта
  5. передаются из поколения в поколение

 

  1. К какому виду наук относится философия?
  2. общественным наукам
  3. техническим наукам
  4. точным наукам.
  5. гуманитарным наукам

 

  1. Верны ли следующие суждения об относительной истине?

А. Относительной истиной называют знание, с которым не все согласны.

Б. Относительной истиной называют неполное знание, верное лишь в определенных условиях.

1) верно только А                             2) верно только Б

3) верны оба суждения                     4) оба суждения неверны

 

  1. Верны ли следующие суждения о научном познании?

А. Любая совокупность тех или иных взглядов — наука.

Б. Наука всегда предполагает логически построенную систему взаимосвязанных утверждений.

1) верно только А                               2) верно только Б

3) верны оба суждения                        4) оба суждения неверны

 

 

  1. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения об истине?

А. Относительной ис­ти­ной называется знание, обя­за­тель­но порождающее раз­ные точки зрения.

Б. От­но­си­тель­ной истиной на­зы­ва­ет­ся неполное знание, вер­ное лишь в определённых условиях.

1) верно толь­ко А                 2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения          4) оба суж­де­ния неверны

 

  1. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о на­уч­ном познании?

А. Научное по­зна­ние отличается от обы­ден­но­го стремлением к мак­си­маль­ной объективности в опи­са­нии изучаемых пред­ме­тов и явлений.

Б. Научное по­зна­ние отличается от обы­ден­но­го особым языком (терминами), ис­поль­зу­е­мым для опи­са­ния изучаемых пред­ме­тов и явлений.

1) верно толь­ко А                        2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения                4) оба суж­де­ния неверны

 

 

Краткое изложение теоретических вопросов

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и соУтечка мозговзнании

Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. 

Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное. Наука зародилась в древности, но длительное время научное знание находилось в зачаточном состоянии.

  1. Почему появилась наука в жизни человека? С какой потребностью это связано?
  2. В какую эпоху сформировались первые научные теории?
  3. Когда сформировалась наука в классическом смысле (назовите эпоху и имена)? 

В XVI-XVII вв. ( Новое время) наука становится широко распространенным явлением.

Цель науки – поиск ИСТИНЫ

но в последние годы + ЭТИКА

(подчеркивали Н. Бор и В. Гейзенберг)

Различают

абсолютную истину               относительную истину

(исчерпывающее знание)                           (неполное знание)

объективную истину                       субъективную истину 

(не зависит от эмоций человека)              (зависит от эмоций человека)

существуют разные классификации наук, например по предметной области различают: технические (техника), естественные (природа), социальные (общество), гуманистические (человек).

Баденская школа (Виндельбанд В., Риккерт Г.) науки делятся на естественные, и науки окультуре

Уровни исследований в науке (законы науки)
Эмпирический Теоретический(формы теоретического знания)
ПРАКТИКА Теория –совокупность обобщенных положение, система знаний, логически обоснованнаяПринципы – основополагающие понятияПарадигма – совокупность устойчивых принципов

Закон – устойчивая связь между фактами и обобщениями

Факт – свершившееся событие

Обобщение – выявление общего (абстрагирование)

Научная проблема – противоречия

Гипотеза – предположение

Закономерности – причинно-следственные связи

Интерпретация

Эксперимент (чистота эксперимента)Наблюдение

Моделирование

Измерение

Методы научного познания

— Это приемы и операции (наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д.)

 Например,  анализ – разложение на части, синтез – обобщение; индукция – от частного к общему, дедукция – от общего к частному; абстрагирование – отказ от несущественных признаков, аналогия, обобщение; аксиоматический подход (аксиомы), гипотетико-дедуктивный (гипотеза), описательный.

Методы научного познания

Научное познание — это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человек и социуме.
              Особенности научного познания (его отличие):
—  объективность добываемого знания;
— развитость понятийного аппарата;
— рациональность, доказательность и системность;
— проверяемость;
— высокий уровень обобщения знаний;
— универсальность;

-использование специальных способов и методов познавательной деятельности.Квест-вопрос:

Критерии научности

  1. Истинность. Нельзя отождествлять научность и истинность. Ильин выделил в науке три элемента: наука переднего края, предназначенная для проигрывания альтернатив (творческий поиск, гипотезы); твёрдое ядро науки — непроблематизируемый пласт знаний, выступающий фундаментом; история науки — вытесненное за пределы науки (морально устаревшее) знание, возможно, не окончательн. Только ядро образовано из истинного знания, однако и ядро претерпевает изменения (научные революции). Абсолютного истинного знания в науке не существует.
  2. Проблемность: наука — попытка решения проблемных ситуаций. Историк Коллингвуд: всякая наука начинается с сознания незнания.
  3. Обоснованность. Нельзя абсолютизировать обоснованность: не каждое высказывание должно быть доказано; наука опирается на ненаучные предпосылки, которые принимаются без доказательства. С течением времени очевидность этих предпосылок может измениться; тогда происходит пересмотр предпосылок (пример — возникновение квантовой механики).
  4. Интерсубъективная проверяемость. Научное знание считается обоснованным, если существует принципиальная возможность его проверки всем сообществом.
  5. Системность: научное знание должно быть логически организовано.
  6. Прогрессизм: научное знание должно самосовершенствоваться. К искусству это требование не применимо — могут одновременно существовать несколько направлений (например, реализм и сюрреализм).

Ступени научного познания 

Ступени научного познания

Техника выполнения научно-исследовательской работы

При выполнении научно-исследовательской работы необходимо выдержать «научный аппарат»!

Алгоритм:

ШАГ 1. Тема должна быть актуальной (значимой на данный момент времени)

Например, угнетенное состояние молодежи на занятиях в любом учебном заведении сказывается на качестве образовательного процесса (быстрая утомляемость, рассеянность внимания, непонимание учителя, нежелание делать уроки), приводит к росту криминала в стране, деградации личности, увеличения числа конформистов – все это делает тему нашего исследования актуальной.

ШАГ 2. Выявление проблемы (противоречия в теории или практике)

Например, по самой природе человек любознателен, особенно в детском и подростковом возрасте, когда возникает много вопросов, что не соответствует инертности молодежи на занятиях и отсутствию у них интереса к занятиям.

ШАГ 3. Формулировка ТЕМЫ

(Тема должна отражать актуальность, проблему и цель, но не быть громоздкой)

Например, Уровень познавательного интереса к учебной деятельности современной молодежи: реалии и перспективы (на примере студентов ГАОУ СПО «АПТ»)

ШАГ 4. Формулировка ЦЕЛИ (для чего вы делаете свою работу)

Например, Цель работы: определить уровень интереса молодежи к учебе, причины потери интереса для того, чтобы попытаться их устранить.

ШАГ 5. Определение ЗАДАЧ

 (Это «шаги» на пути достижения цели, как правило: изучение теории (что было) – проведение эксперимента (что есть) – разработка предложений (что будет после вашего исследования)

Например, Для достижения цели нами определены следующие задачи:

  1. Изучить что влияет на познавательный интерес обучающегося
  2. Провести опрос студентов для выявления, что мешает им получать удовольствие от учебы
  3. Систематизировать и обобщить полученный материал (Разработать рекомендации для усовершенствования образовательного процесса в техникуме)

ШАГ6 Определение предмета и объекта исследования

Предмет – что изучаете, Объект – на ком изучаете

Например, предмет – уровень познавательного интереса молодежи. Объект – студенты АПТ

ШАГ 7. МЕТОДЫ

Используя какие приемы вы планируете провести свои исследование

Например: анкетный опрос.

ШАГ 8 Формулировка ГИПОТЕЗЫ –

 предположения, что вы получите в результате исследования

Например, мы считаем, что причиной падения интереса к учебе являются:

Большой объем материала, что не позволяет его усваивать, устаревшие методики преподавания (на запись материла уходит много времени), отсутствие мотива (не понимаешь, где получаемые знания могут пригодиться) и т.д.

Все вышеперечисленное пишется в введении работы.

На защиту выносят введение и заключение (выводы по работе) при оглашении выводов и дают пояснения по работе

                                     Флуктуации внимания

        Психологи установили, что внимание человека нестабильно – мозг как бы отключается от приема информации каждые 6-10 секунд. Эти колебания получили название флуктуаций внимания.

Проверить флуктуации своего внимания вы можете сами. Возьмите какой-нибудь текст (лучше всего большую статью в газете) и, читая, вычеркивайте какую-нибудь часто встречающуюся букву – к, о или е. Когда вы перепроверите себя, вы увидите, что ряд букв вы пропустили, причем встречаться по тексту они будут более или менее равномерно.

Принято считать, что флуктуации внимания имеют биологическое происхождение.

Знание о колебаниях внимания, как ни странно, может помочь вам в учебной деятельности. Проверять диктант или сочинение нужно несколько раз и в разном темпе.

Новые направления в философии, порожденные увлечением наукой: 

Сциентизм (от лат. scientia наука, знания) — общее название идейной позиции, представляющей научное знание  наивысшей культурной ценностью  и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику  и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку во главу идейной и культурной жизни общества.

Антисциентизм — полная противоположность сциентизма, отрицающая положительную роль науки в идейной жизни общества.

Лабораторные работы/Практические занятия – не предусмотрено

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Какое мировоззрение (познание) мы называем научным? Каковы критерии научности?
  2. Перечислите методы научного познания и приведите примеры.
  3. Какие уровни исследований в науке принято выделять? Дайте их характеристику и приведите примеры.
  4. В литературе часто встречается символ «остановившегося мгновения». Фауст у Гете говорит: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!». Счастливые дни быстро кончаются, ускальзают, хочется остановить их сделать вечно длящимися. Но в таком случае они быстро перестают быть счастливыми, приедаются, наскучивают. Или это не так, и вы согласились бы остановить время, в котором вы счастливы?
  5. Когда мы напряженно работаем, время летит быстро. Когда бездельничаем, оно тянется медленно. Потом, когда мы вспоминаем насыщенные работой дни, они кажутся нам длинными, а дни безделия-одним мгновением. Может быть, для того чтобы жизнь казалась долгой, надо меньше бездельничать?
  6. Мы живем в ритме современного производства-ему подчинены транспорт, работа магазинов, учреждений, даже театров. Хотим мы этого или нет, но мы втянуты в определенный довольно быстрый ритм. Можно ли то же самое сказать об Илье Обломове? Может быть, он был более счастлив, поскольку его жизнь не подчинялась сколько-нибудь заметному ритму?