Тема 6.3 Российское общество в эпоху перемен (1992-2008 гг.)

Тема 6.3 Российское общество в эпоху перемен (1992-2008 гг.)

План

  1. Перемены в начале 1990-х гг.

— новые процессы в развитии культуры.

  1. Коммерциализация искусства и массовая культура

— масскульт отечественного образца.

  1. Новая эстетика.

— постмодернизм и информационные технологии.

  1. Историко-культурное наследие

-возрождение культурной среды.

  1. Религиозная жизнь

— рост религиозного сознания.

  1. Работа с текстом
  2. Вопросы по теме
  3. Задание для самостоятельной работы
  4. Список литературы
  5. Перемены в начале 1990-х гг

 

Новые процессы в развитии культуры

Последнее десятилетие XX в. было отмечено радикаль­ными переменами в духовной жизни страны и новыми процес­сами в развитии культуры.Важнейшими условиями экономи­ческих и политических преобразований стало утверждение сво­боды слова, развитие Интернета, рост вовлеченности России в мировое культурное и информационное пространство.

Стремительно менялась привычная для советского чело­века картина мира. Перестройка открыла возможности не только для переосмысления трудностей внутреннего развития, но и для сравнения уровня жизни, политической и творческой свободы в Советском Союзе и на Западе. Сравнение оказалось не в пользу советской действительности. Развал социалистичес­кой системы и распад СССР, кризисное внутреннее развитие поставили вопрос о месте страны в мире и о поддержании статуса великой державы, которым советские люди по праву гордились.

В результате в обществе первой половины 90-х гг. широ­ко распространились настроения разочарования. Исчезла уве­ренность в завтрашнем дне, у многих людей появилось чувство незащищенности. Становление институтов рыночной экономики сопровождалось стремительным ростом цен и падением жизнен­ного уровня, которое заставило вспомнить о трудностях прош­лых лет. Происходила дальнейшая дифференциация уровня до­ходов разных групп населения. Подъем общественной активнос­ти, вызванной надеждами на перемены, сменился растущей апатией. Размывались представления о социально допустимых нормах поведения. Яркой иллюстрацией стали изменения в языковой культуре. В языке быстро укоренились не только многочисленные англоязычные заимствования, но и привнесен­ные из словаря маргинальных социальных групп слова и поня­тия. Потребность в общественном идеале была поставлена под сомнение, культура перестала формировать публичное простран­ство. В результате интеллигенция стала терять роль глашатая общественных настроений.

Социальные процессы в российском обществе первых Постсоветских лет не были однонаправленными. Происходило и высвобождение долгое время сдерживавшейся идеологическим диктатом творческой и социальной энергии. Люди получи возможность выбора рода занятий, не связанных с государственной опекой, желающие стали уходить в сферу частного предпринимательства. Становление рыночных отношений поста­вило уровень жизни в прямую зависимость от готовности людей встраиваться в такие отношения и адаптировать свои трудовые навыки к потребностям рынка. В результате с середины 90-х гг. резко возрос спрос на второе образование. Наиболее востребо­ванными и популярными стали связанные с развитием новых рыночных институтов профессии (менеджер, финансист, юрист риэлтор, аудитор).

Культурная жизнь первых постсоветских лет чутко реа­гировала на происходившие перемены. Частная инициатива стимулировала становление новых для отечественной культуры направлений деятельности. Появились многочисленные част­ные книгоиздательства. Рынок стал насыщаться пользовавшей­ся спросом литературой, ушло в прошлое понятие «дефицит». Открылись частные картинные галереи, появились многочис­ленные театральные и выставочные проекты, рассчитанные на разные вкусы.

В первой половине 90-х гг. резко сократилось государ­ственное финансирование объектов культуры — музеев, теат­ров, библиотек. После невиданного взлета перестроечных лет столь же стремительно упали тиражи газет и журналов. Боль­шинство бывших читателей были

коммерческий успех

просто не в состоянии их вы­писывать. Но во многом такое падение интереса было связано и с ростом влияния телевидения, в изобилии предлагавшего информационные и развлекательные программы. Огромную ауди­торию стали собирать развлекательные телевизионные проекты и нескончаемые сериалы. Широкое распространение на радио и ТВ получили многочисленные заимствованные из западной практики интерактивные формы взаимодействия с аудиторией. На российский рынок хлынул поток зарубежной культурной продукции, зачастую низкого качества. Но многое из этой продукции имело коммерческий успех, так как спрос на нее долгое время искусственно сдерживался, и требовалось время, чтобы насытить рынок. Быстрыми темпами стала развиваться индустрия досуга — коммерческие развлекательные центры и ночные клубы появились в больших и малых городах.

  1. Коммерциализация искусства и массовая культура

 

Масскульт отечественного образца

Массовая культура в первые послеперестроечные годы ориентировалась почти исключительно на заимствован­ные образцы. В кинопрокате успех име­ли в основном кассовые американские фильмы. Лидерами книжных продаж стали переводные издания, рассчитан­ные на массовую аудиторию. В моло­дежной культуре распространилась мода на западные музыкальные стили и моде­ли поведения. Символы западного обра­за жизни — рестораны быстрого пита­ния «Макдоналдс», западные торговые марки и фирменная реклама стали не­отъемлемой частью пейзажа российских городов.

Быстро сформировался и рынок продукции масскульта отечественного образца. Первыми заявили о себе глянцевые журналы, рассчитывавшие на приверженность российской ауди­тории печатному слову. Этот рынок быстро дробился на сегмен­ты развлекательного чтения «для всех», для женской и мужс­кой аудитории, «по интересам» (кулинария, садоводство, дизайн, спорт и т.п.). Широкое хождение получили книги лег­кого жанра, особенно детективы (А.Маринина, Д. Донцова, Б. Акунин и др.), любовные романы, фэнтези (Ник Перумов, А. Бушков и др.).

Ночной дозор

Размежевание на рок и легкую Развлекательную музыку (попсу) проис­ходило на эстраде. Попса заняла значи­тельную часть телевизионного эфирного времени. На рубеже нового тысячелетия стали появляться российские коммерческие ленты, использовавшие опробован­ие в производстве мировой кассовой ки­нопродукции приемы (такие, как «Ноч­ной дозор» или «Турецкий гамбит»).

«Расползание» массовой культуры создавало в постсоветском обществе культурное пространство непривычного качества в котором мерилом

театральные антрепризы

творческого успеха оказывался успех комерческий.Процессы коммерциализации захватили в первую очередь рассчитанные на массового зрителя зрелищные искусства. В первые постсоветские годы театр и кино потеряли значительную часть своей аудитории ввиду роста цен на билеты конкуренции теле- и видеопродукции. Театр искал пути вжива­ния в новую реальность. В результате родились театральные антрепризы — временные творческие коллективы, создаваемые под конкретную постановку, а также экспериментальные сту­дии и разнообразные фестивальные проекты.

  1. Новая эстетика

Постмодернизм и информационные технологии

Появились новые формы общения со зрителем. Спектак­ли ставились вреальных исторических декорациях (так, опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении труппы Мариинского театра прозвучала на Соборной площади Московского Кремля в мае 2003 г.). В театральных постановках стали широ­ко использоваться приемы документального жанра, в текст вво­дились интервью или «подслушанные на улице» разговоры. Драматургия таких спектаклей строилась на взаимодействии со зрителем в небольшом зале.

В кино использовались не только дорогостоящие спецэф­фекты и компьютерные технологии, но и приемы съемки в ре­жиме реального времени («Русский ковчег», реж. А. Сокуров, 2002) и подходы документального кино, в том числе в харак­терном ироническом ключе («Первые на Луне», реж. А.Федорченко, 2005). В телевизионной документалистике стал широко применяться метод «исторической реконструкции» реальных событий. Все эти технологии были призванывовлечь зрителей в действие, сделать их соучастниками происходящего.

В культурной жизни страны выделились коллективы-лидеры. Таким стал Мариинский театр оперы и балета, осуществивший под руководством В.А. Гергиева масштабные проекты постановок русской  (все оперы  С.С.Прокофьева) и мировклассики («Кольцо Нибелунга» Р. Вагнера). Театр обратился наследию русского зарубежья, поставив неизвестные в России балетыДж. Баланчина и Л.Ф. Мясина, широко привлекал изве­стных зарубежных постановщиков и исполнителей. Развитие этого коллектива отличают динамичность, поиски новых форм обращения к зрителю и слушателю.

Российский национальный оркестр (РНО) — первый не­государственный оркестр, созданный под руководством выдаю­щегося пианиста М.В. Плетнева, стал одним из ведущих му­зыкальных коллективов страны. РНО — признанный испол­нитель музыки Чайковского и относительно редко звучащих произведений классического репертуара. Ежегодные гастроль­ные туры оркестра по волжским городам поддерживают вели­кие просветительские традиции отечественного классического искусства.

Сам опыт жизни современного человека становился объ­ектом актуального искусства. Художники, работающие в этой стилистике, искали в своем творчестве пути стирания границ между публичным и частным жизненным пространством, вовле­кая в активное взаимодействие зрителей. Актуальное искусство обживало новые выставочные помещения — переоборудованные объекты городского хозяйства (вестибюли метро, крытые мос­ты-переходы), неиспользуемые заводс­кие цеха и склады.

Полем художественного творчест­ва становились природная среда (ленд-арт) и улица. В привычный элемент го­родской среды превратилисьграффити — вид самодеятельного художественного высказывания, быстрого по исполнению и не требующего особых художествен­ных навыков (хотя в этой технике рабо­тали и профессиональные художники).

Общественные настроения опреде­лили тональность современного литера­турного творчества. Оно ориентирова­лось на постмодернистскую интерпрета­цию современной действительности. Постмодернизм на Западе еще в 70-е гг. стал формой протеста против общества потребления. В России первые написанные в 70-е гг. в этом ключе произведения стали своего рода вызовом идеоло­гизированным ценностям (С.Д. Довдятов,   В.В. Ерофеев),   жизнь   их   героев протекала вне социального контекста В 90-е гг. характерная для постмодер­низма ирония и пересмотр классичес­ких канонов любого жанра во многом отразили процессы деидеологизации об­щественного сознания. Писатели обра­щались к своей аудитории, готовой под­держать авторскую форму самовыраже­ния своим участием в игре намеков, отсылок и цитат, разных временных и пространственных измерениях жизни героев («Ча­паев и Пустота» В.О. Пелевина). Читателю предлагалось осмыс­ливать историю места и времени как текст («Меssage: Чусовая» А.Д. Иванова), современность как игру смыслов. Широкое приз­нание получила историческая фантастика (Б. Акунин), книги в жанре литературной биографии («Пастернак» Д.Л. Быкова).

Заметное влияние на духовную жизнь оказало вступление России в глобальное информационное пространство и рост воз­можностей доступа к различным источникам информации. Быст­ро стали расширяться каналы оперативного получения информа­ции и взаимодействия через Интернет, в том числе в осуществле­нии проектов в сфере образования, в организации общественной деятельности. Появились многочисленные электронные периоди­ческие издания, электронные библиотеки и образовательные пор­талы, художественные сайты. Число постоянных пользователей Интернета достигло по итогам 2006 г. 27 млн человек. Хотя это пока меньше, чем в ведущих европейских странах, но отличи­тельной особенностью современной российской ситуации являет­ся бурный рост числа пользователей Сети. В 2007 г. завершено подключение к Интернету за счет государственного финансиро­вания всех школьных учебных заведений страны. Расширение информационного пространства открывало новые воз­можности для научного творчества, для быстрого обмена идеями и для кон­тактов между людьми. В первой половине 90-х гг. объемы финансирования отечественной науки резко сократились. Многие ученые уехали работать за рубеж. В результате недофинансирования и нехватки кадров многие отече­ственные разработки были приостановлены. В начале текущего десятилетия объемы  государственных   вложений  в науку постепенно стали расти. Появи­лись масштабные проекты и научные разработки в медицине, в сфере нано-технологий. Большее внимание стало уделяться развитию университетской науки и внедрению новых достижений научной мысли в образовательный про­цесс, в подготовку специалистов для значимых для отечественной экономи­ки производств. Важнейшим приорите­том является развитие инновационных отраслей и технологий.

Повседневная жизнь отражает эти стремительные переме­ны. Появляются разнообразные возможности для выбора про­фессии, образования, сферы досуга. Развивается зарубежный и российский туризм. Рынок потребительских товаров вырос до непредставимых еще в предыдущее десятилетие масштабов. В городах и в пригородной местности развернулось бурное стро­ительство. Меняется облик городов, появились пешеходные зо­ны, досуговые центры. Быстрыми темпами продолжает расти автопарк, многие семьи в результате повышения уровня дохо­дов смогли приобрести в личное пользование автомобиль.

Правда, эти перемены порой негативно сказываются на состоянии окружающей среды и культурного ландшафта. Проб­лема «экологии культуры», сохранения и поддержания благо­приятной культурной и социальной среды обитания людей при­обретает в наше время самое актуальное звучание.

4. Историко-культурное наследие

Возрождение культурной среды

Самоорганизация культурной жизни принимала все более многообразные формы с начала нового тысячелетия, когда ста­ла расширяться материальная база для осуществления инициа­тив в сфере культуры. Магистральным направлением оставалось освоение национального культурного наследия, рост интереса к которому был связан с поиском устойчивых мировоззренческих основ в переходную эпоху. Процесс возрождения традиционной культурной среды способствовал восстановлению исторических Памятников в больших и малых городах России, открытию новых музеев, в том числе на основе частных коллекций, развитию музейных комплексов (например,  вокруг музея-усадьбы «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого). Предлагались необычные формы прочтения историко-культурных традиций (исторические этнографические        инсценировки,        формирование       узнаваемого лица города и региона),  на этой основе развивало культурный туризм. После болезненного периода перехода коммерческие принципы хозяйствования появились возможнос­ти для возрождения многих исчезнувших ремесел, развития на­родных промыслов — глиняной и деревянной игрушки (дым­ковской, богородской), кружевоплетения и ткачества, лаковой миниатюры и деревянной посуды.

Состоялись торжества по случаю юбилеев больших и ма­лых городов России — 850-летия Москвы, 300-летия Санкт-Пе­тербурга, 1100 -летия Пскова, 1000-летия Казани, 1250-летия Старой Ладоги.

Масштабные выставки вернули имена выдающихся дея­телей культуры прошлого, в первую очередь русского авангар­да, в современное культурное пространство. Персональные вы­ставки большинства выдающихся художников начала XX в. и известных представителей «другого искусства» 60—70-х гг. прошли в ведущих музеях страны.

Интерес к историческим традициям России способствовал изданию  массовыми  тиражами  фундаментальных  трудов по отечественной   истории   (Н.М. Карамзина,   В.О. Ключевского, СМ. Соловьева, С.Ф. Платонова). Публикация трудов русских мыслителей    Н.А. Бердяева,    И.А. Ильина,    В.С. Соловьева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Г.П. Федотова и др. открыла не­известные массовому читателю страницы отечественного духов­ного наследия. Возвращение на Родину произведений русских философов и писателей «первой волны»  эмиграции, окончив­ших    свои   дни    в    изгнании    (И.А. Бунина,    И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, Вяч. И. Иванова, Г.В. Иванова, В.В. Набокова и многих других), позволило говорить о начале процесса восстановления общего поля русской культуры XX в. и историческ памяти. В начале XXI в. в России был перезахоронен прах Федора Шаляпина, Анны Павловой, Ивана Ильина, Ивана Шмеева. Домой возвратились некоторые представители послереволюционной   эмиграции   (вдова   поэта Г.В. Иванова   писатель Й.В. Одоевцева, певица А.Н. Баянова). В 1994 г. в  Россию вер­нулся А.И. Солженицын.

Непрерывность нравственной, духовной и интеллектуаль­ной традиции воплощает отечественное культурное наследие. На рубеже нового тысячелетия заметно вырос интерес к творческо­му прочтению этого наследия. К массовому зрителю были обра­щены экранизации произведений русских писателей, лучшие ленты («Идиот» по мотивам романа Ф.М.Достоевского, реж. В.В. Бортко, 2003, «В круге первом» по роману А.И. Солже­ницына, реж. Г.А. Панфилов, 2006, и др.) собрали многомил­лионную аудиторию.

островОгромный интерес вызвали произведения нового рос­сийского кино, посвященные осмыслению духовных исканий человека в современном мире. Ряд получивших признание ху­дожественных лент («Возвращение» и «Изгнание» А.П. Звягин­цева) был снят в жанре притчи. Лидером зрительских предпоч­тений стал фильм П.С. Лунгина «Остров». Воплощение на экра­не религиозной картины мира, темы веры и покаяния вызвало широкую дискуссию, переросшую рамки обсуждения конкрет­ного художественного произведения.

5. Религиозная жизнь

Важнейшим процессом в развитии духовной жизни новой России стал рост религиозного сознания людей. Религиозное возрождение коснулось всех традиционных конфессий пра­вославия, ислама, иудаизма, буддизма.

Большинство населения страны относило себя к право­славному вероисповеданию. Особенно заметно выросло число воцерковленныхлюдей — тех, кто регулярно посещает богослуже­ния, участвует в церковных таинствах. Русская православная Церковь имеет сегодня более 27 тыс. приходов (в 1988 г. — ме­нее 7 тыс.) и более 700 монастырей (в 1988 г. — 21), и их чис­ло продолжает расти. При многих храмах работают библиотеки и воскресные школы для детей. В 2000 г. на юбилейном Архиерейском соборе РПЦ были приняты «Основы социальной кон­цепции», сформулировавшей взгляд церкви на государство, на­цию, культуру и науку и на такие вызывающие в современном обществе споры проблемы, как биоэтика, регулирование семьи. Продолжая традиции социальной работы,  прерванные после 1917 г., церковные организации стали заниматься обустройств детских приютов, реабилитацией наркозависимых и пострадавших от сект, уходом за престарелыми. Были открыты православные молодежные центры. Развивалась сфера религиозного об­разования (общее число духовных школ в 2007 г. достигло 87) книгоиздания, началось возрождение церковной науки (в част­ности, было начато издание 25-томной «Православной энцикло­педии»). Полным ходом шло восстановление разрушенных хра­мов и монастырей, обустройство церковной жизни. Впервые за долгие годы были построены и освящены новые храмовые зда­ния. Возрождалось религиозное искусство, многие мастера — носители знаменитых традиций, например палехской школы занимались возрождением иконописи и фресковой живописи.

Религиозные праздники и события церковной жизни стали для многих неотъемлемой частью духовного опыта. Огромным событием в жизни церк­ви и верующих стало прославление в год 2000-летия Рождества Христова 1200 новомучеников и исповедников, пострадавших в годы советской власти. В том же году был открыт и освящен воссозданный храм Христа Спасителя в Москве. Церкви были переданы почитаемые святыни.

Литургия в храме Христа Спасителя в Москве

Литургия в храме Христа Спасителя в Москве

В 2007 г. произошло долгожданное историческое собы­тие — после почти 90-летнего разделения и отчуждения было восстановлено церковное единство русского православия. Оно было закреплено подписа­нием Акта о каноническом общении РПЦ и русской Православной Церкви Заграницей.

Рост религиозного самосознания на­иболее заметен среди горожан молодого и среднего возраста. Это касается не только православия, но и других конфессий. Так, средний возраст посещавших мечети рос­сийских мусульман составляет 45 лет. В стране действует более 7 тыс. мечетей (в 1991 г. было зарегистрировано 870 мече­тей), больше всего — на Северном Кавказе, в Татарии и Башкирии, и более 100 цент­ров исламского образования.

 

Мечеть Кул-Шариф в Казани

Важнейшей их задачей является под­готовка мусульманских священнослужите­лей и специалистов по различным направлениям исламской нау­ки, а также новой учебной литературы в рамках традиционных для России толков ислама. Большими тиражами были изданы русские переводы Корана. Мусульмане получили возможность со­вершать хадж (паломничество в Мекку). Мусульманские религи­озные обычаи (такие, как соблюдение поста в священный месяц Рамадан) и праздники прочно вошли в жизнь миллионов людей.

В регионах традиционного распространения буддизма про­исходило возрождение религиозных практик. К настоящему вре­мени в России действует более двух сотен буддийских общин как в регионах традиционного распространения буддизма (Буря­тия, Калмыкия, Тыва), так и во многих городах страны, в том числе в столице и Санкт-Петербурге, где почти век назад был открыт первый в Европе буддистский храм. Буддисты отправля­ют юношей на многолетнее обучение в тибетские монастыри.

Быстрым ходом шло восстановление иудейских религиоз­ных общин, они получили в свое распоряжение помещения для организации религиозной и культурной жизни. Вокруг синагог Развернулась деятельность культурно-просветительских центров. Появились еврейские религиозные учебные заведения, школы и еврейские университеты (в Москве и Петербурге). Ак­тивно развивались связи с зарубежными еврейскими организациями (тем более тесные, что за рубеж еще в советское врем позднее выехало немало граждан еврейской национальности большие русскоязычные общины, поддерживавшие связь с русской культурой, появились в Израиле, США, Австрии и ряд других стран). Были опубликованы фундаментальные исследо­вания на русском языке по иудаике и истории евреев в России и СССР. Центром еврейской религиозной жизни стала Москва

Новые общины появились у Армяно-григорианской церк­ви, католиков, представителей различных протестантских церк­вей, им возвращались закрытые в годы советской власти храмы Старообрядческим общинам разных согласий также передава­лись закрытые храмы; наибольшее число последователей имела Русская Православная Старообрядческая Церковь(260 храмов с центром в Рогожской Слободе в Москве).

Нормализовались отношения религиозных организаций и государства. Созданный в декабре 1998 г. Межрелигиозный совет России объединил представителей традиционных религий нашей страны. Их программы появились на телевидении и радио, сай­ты — в Интернете. Это помогало вести диалог, в том числе и по вопросам, которые вызывали разногласия в обществе, — о переда­че церковным организациям находившегося в государственной собственности имущества, о статусе музеев, расположенных в цер­ковных зданиях, о введении института военного духовенства, о проблемах религиозного образования в школе.

В феврале 2008 г. право государственной аккредитации и выдачи дипломов государственного образца получили    церков­ные вузы. Проблема воссоздания системы образования и подго­товки священнослужителей, которых не хватает для открываю­щихся новых храмов, наряду с восстановлением самих храмов и приходов оставалась в начале нового века насущной   для всех традиционных конфессий. Общей задачей было и возрождение религиозной науки. За прошедшие со времени принятия закона «О свободе совести и религиозных объединениях»  (сентябрь 1997 г.) годы острота этих проблем заметно снизилась. Но глав­ной задачей всех конфессий остается возрождение религиозной жизни, развитие межконфессионального диалога и взаимодействия с обществом, утверждение непреходящих духовно-нравственных ценностей в новых условиях информационного общества и размывания устойчивых ценностных ориентиров.

Российская культура и российское общество обращаются сегодня к осмыслению своих истоков и наследия, своего места в современной цивилизации. После периода радикальных перемен и широкого вовлечения страны в мировые культурные процес­сы приходит осознание преемственности российской истории, неотъемлемой частью которой был и советский период. Оценка тенденций мирового развития века минувшего позволяет взве­шенно взглянуть на опыт культурного строительства советских лет и использовать его достижения. Широко обсуждаются при­оритеты формирования личности в современную эпоху высоких технологий, масштабы и формы участия государства в этих про­цессах, задачи государственной политики в развитии культуры.

Новое прочтение сегодня получает тема патриотизма. Это чувство причастности к прошлому, настоящему и будущему сво­его народа, гордость за его достижения, бережное отношение к истории страны и своей малой родины. Патриотизм предполага­ет личную ответственность за становление гражданского и пра­вового сознания, за судьбу страны и за будущее нашей культуры.

Работа с текстом

Социолог М.В. Конкин о проблемах российской молодежи:

В настоящее время в России часто приходится сталкиваться с намеренным противопоставлением молодежи как носителя передовых идей, ценностей и форм деятельности старшему поколению, воплоща­ющему консерватизм, пассивность и социальное иждивенчество. Од­нако молодежь является частью общества, ее ценности, культурный и образовательный уровень, а также все проблемы и противоречия определяются состоянием общества в целом. Поэтому невозможно решать проблемы молодежи изолированно от других групп населения и от оздоровления состояния всего социума.

Вопросы для обсуждения:

Определите проблемы молодежи в современной России и пу­ти их решения.

Вопросы  по теме

1)Какие перемены произошли в духовной жизни России в кон­це XX — начале XXI в.? С чем связаны эти перемены?

 

2)Каким образом происходящие в стране и за ее пределами процессы отразились на языковой культуре граждан?

 

3)Как экономическое положение россиян отражается сегодня на развитии культуры?

 

4)Какие новые виды массовой культуры появились в России в постсоветский период?

 

5)Почему в постсоветский период в России произошло резкое снижение читательской активности населения? С какими социальными и культурными процессами связано это явление?

 

6)Почему в постсоветской России у экономически активной части населения вырос спрос на второе образование? Какие новые виды профессий, не существовавшие в СССР, стали востребованными в этот период? Почему?

 

7)Какие изменения произошли в религиозном сознании населе­ния России в конце XX — начале XXI в.? С чем связаны эти изменения?

 

8)Какие изменения произошли в культуре потребления? Что но­вого появилось в этой сфере?

 

 

Задание  для самостоятельной работы

             Соберите и оформите в виде реферата или презентации информацию об одном из новых направлений искусства в современный период.

 

Литература

Основная

  1. История России, 1945-2008 гг. (А.И. Уткин, А.В. Филиппов, С.В. Алексеев и др.); под ред. А.А. Данилова. – М.: Просвещение, 2008. – 368 с.

 

Дополнительная

  1. Бакштейн И.  О будущем искусства в России

Интернет ресурс: Иосиф Бакштейн о будущем искусства в России

  1. Малашенко А. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Том I. Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М.: Издательство «Логос», 2004. – 328 с.
  2. Постмодернизм и культурное пространство России

Интернет ресурс: http://www.nasledie.ru/kyltyra/4_4_2/article.php?art=21