Тема 6.2 Новые направления в искусстве во второй половине XX — начале XXI в.

Тема 6.2 Новые направления в искусстве во второй половине XX — началеXXI в.

План

  1. От модернизма к постмодернизму

— абстрактный экспрессионизм;

— поп-арт;

— авангардные течения в музыкальной и художественной культуре.

  1. Контркультура и культура молодежного бунта

— парадокс молодежных движений.

  1. Подъем национальных культур

— массовизация национальных культур.

  1. Работа с текстом
  2. Вопросы по теме
  3. Задание для самостоятельной работы
  4. Список литературы

 

  1. От модернизма к постмодернизму

 

Абстрактный экспрессионизм

абстракционизм

В послевоенное десятилетие вновь большую популярность

абстракционизм.

приобрелабстракционизм,явившийся своего рода ответом на развитие искусства фотографии. Абстракционисты сочли, что только они  теперь способны выразить внутренний мир чело­века. Большую популярность получила такая разновидность этого направления живописи, как абстрактный экспрессионизм. Его основоположниками выступили несколько нью-йоркских  художников. Их полотна передавали динамику чувств, становились формой спонтанного самовыражения ав­тора. Метод написания таких картин известен  как «живопись действия». Джексон Поллоксамый известный абстрактный экспрессионист.

Джексон Поллок

Поллок искал свои собственные индивидуальные ме­тоды и техники работы. Он покрывал холсты беспоря­дочными брызгами, полосами красок и клякс; иногда он прокалывал банки с краской и размахивал ими над буду­щей картиной так, что краска лилась на холст. Вместо ки­стей он использовал палочки, ножи и лопатки, добавляя в краску песок, битое стекло и другие материалы. В ре­зультате создавались большие картины с узорами из красочных пятен, которые вызывали множество разных эмоций.

ВМанифесте Миланской группы абстракционистов (1956) утверждалось, что целью абстракционизма является утвержде­ние подлинно человеческих качеств в мире, становящемся все более бесчеловечным.

Поп-арт

Своеобразным противовесом идеям абстрактного экспрес­сионизма сталпоп-арт

поп-арт

(популярное искусство). Возникновение этого художественного  течения было связано развитием «об­щества благосостояния», когда произошел самый настоящий бум производства товаров массового потребления и развлече­ний. Художники поп-арта считали, что любая вещь достойна стать произведением искусства, что она может утратить свои потребительские качества и приобрести художественные.

поп-арт Ричарда Гамильтона

Первую композицию в стиле поп-арта создал в 1956 г. английский художник Ричард Гамильтон. На коллаже представлена современная  комната. Мужчину-культури­ста с огромным леденцом с английской надписью «Рор» и женщину окружают разные

Энди Уорхола

потребительские товары: пы­лесос, магнитофон, банка ветчины, плакат и другие. Эта работа — пародия на рекламу и быт «идеальной пары». Королем поп-арта современники называли Энди Уорхола.  Он первым превратил долларовую купюру, банку консервированного супа и бутылку из-под кока-колы в объекты искусства. Художники использовали образы зна­менитостей, персонажей комиксов, мультфильмов и т.д.

В поп-арте понятие «произведение искусства» было лишено привычного смысла, так как каждый предмет мог стать «фактом искусства», то естьартефактом. Художники пытались увидеть в вещах или образах гуманную или антигуманную сущность.

граффити

Развитием поп-арта стала печатная и телевизионная рекла­ма, где материальные объекты преподносятся как символы прекрасного. К поп-арту  относят такой вид художественного творчества, как граффити— уличные надписи, рисунки на за­борах, стенах гаражей и т.д. Дань этому направлению изобрази­тельного искусства отдают как профессиональные авторы, так и любители.

Авангардные течения в музыкальной и художественной культуре

 

В середине 1960-х гг. в США появилось новое течение в жи­вописи и скульптуре — гиперреализм. Его характерной чертой является точечное,  фотографическое отображение действи­тельности: детально выписанные предметы, изображение го­родской среды, портрет «человека с улицы». Наиболее извест­ные художники-гиперреалисты — Роберт Коттингем и Чак Клоуз.

хеппенинг.

Элементы поп-арта проявились в такой форме современно­го художественного творчества, какхеппенинг. Это гибрид жи­вописи, скульптуры и театра. Первые театральные постановки в стиле хеппенинга состоялись в 1958—1959 гг. в США для раз­влечения артистической богемы. Затем они приобрели попу­лярность в Европе и Азии. Для хеппенинга характерно отсут­ствие четкого сюжета, импровизация актеров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кино­кадров, реквизита, световых и звуковых эффектов, современ­ной музыки.

В музыкальной культуре второй половины XX в. получили развитиеразличные авангардные течения.

Родоначальником сонористикисчитается польский композитор Кшиштоф Пендерецкий. Для сонористики характерно особое внимание к тембру звука, поиску ис­точников нетрадиционного звучания: игра на пиле, на рояле — непосредственно на струнах, шепот, крики и т.д. Основателем алеаторикистал немецкий музыкант Карл-хайнц Штокхаузен, написавший в 1957 г. пьесу для фор­тепьяно, фрагменты которой могли исполняться в любой последовательности. Алеаторика претендовала на осво­бождение искусства, причем не только музыкального, от диктата формы. Появились художественные произведе­ния, в которых могут переставляться страницы, абзацы в зависимости от выбора читателя.

Хрупкость мира, отсутствие логики и четкости в его облике, иллюзорность его устоев отразило так называемое исчезающее искусство. Примерами могут служить картины, написанные выцветающими на глазах зрителей красками, саморазрушаю­щиеся скульптуры, музыка без звука, исполняемая на развали­вающихся инструментах. Самым наглядным образцом этого вида творчества была книга «Ничто», изданная в США в 1975 г. и выдержавшая переиздание в Англии, на 192 страницах кото­рой не было написано ни единой строчки.

«Самоуничтожающееся» творчество символизировало со­бой закат модернистского направления в искусстве и наступле­ние современного этапа его развития — эпохи

инсталляция

постмодернизма. Для постмодернизма характерно использование различных стилей прошлого и настоящего, Запада и Востока, элементов фольклора, массовой культуры, поп-арта, соединение художе­ственной формы с нехудожественным содержанием.

Подобное сочетание всевозможных форм и стилей, исполь­зование новых материалов и технологий для создания арт-объектов(выставочных конструкций) характерны длясовре­менного искусства. Распространенной его формой является инсталляция— пространственная композиция, сконструиро­ванная из разных материалов и бытовых предметов.

Современные художники вынесли свои произведения за пределы галерей и музеев. Они создают их на природе или пре­образуют городской ландшафт. Так возник инвайронментизменение окружающей среды в соответствии с замыслом ху­дожника.

Йозеф Бойс

Немецкий художник Йозеф Бойс, один из основате­лей партии зеленых в ФРГ, осуществил крупный проект«7000 дубов» (1982). На центральной городской площа­ди немецкого города Касселя началась посадка моло­дых дубков. Она сопровождалась лозунгом «Градоозеленение вместо градоправления». Дубы, являвшиеся элементом дохристианской мифологии, обрамлялись базальтовыми глыбами. Художник стремился пробудить «экологическое сознание» у городских жителей. Мас­штабы проекта, приведшие Бойса к конфликту с властя­ми, были превзойдены американским художником бол­гарского происхождения Христо Явашевым. Он в 1983 г. создал композицию «Окруженные острова». Одинна­дцать островов вблизи Майами окружили розовой поли­пропиленовой пленкой, соответствующей конфигурации островов, общей площадью более 600 тыс. кв. м и дли­ной 11 км. Работа обошлась в 3,5 млн долларов и про­должалась два года, после чего острова на две недели были открыты для посетителей. Прекрасная девствен­ная природа необитаемых тропических островов, став­шая арт-объектом, служила напоминанием о необходи­мости защиты и сохранения окружающей среды.

Еще в 1960—1970-е гг. появилось международное художе­ственное движение — концептуализм. Его сторонники утвер­ждали, что идея произведения имеет большее значение, чем его визуальное изображение. Концептуальное искусство тесно связано с философией и другими науками. Новые технологии информационной эры не остались вне поля зрения художни­ков. Основателями видеоискусства или видеоартастали кореец Нам Чжун Паки американский композитор и исследователь эстетикиДжон Кейдж. По мнению Нам Чжун Пака, электрон­ные средства коммуникации воздействуют на интеллект лич­ности. Это способно привести к перегруженности человека информацией, конфликту между ним и машиной. Видеоискус­ство разрешает этот конфликт, внося эстетическое начало в те­лекоммуникации. Обращение непосредственно к внутреннему миру человека стало использоваться в таких новых видах ис­кусства, каккомпьютерная графика, производство видеоклипов, а отчасти — и в современном кино.

  1. Контркультура и культура молодежного бунта

 

Парадокс молодежных движений

Влюбом обществе господствующим течениям в культуре про­тивостоитконтркультура. Она отвергает базовые ценности об­щества, предлагает альтернативное видение мира и свои моде­ли поведения. Контр культура является формой протеста со стороны людей, не нашедших себе места в жизни. Их поведе­ние нередко эпатирует, возмущает окружающих. В то же время в молодежной среде герои контркультуры часто приобретают популярность и становятся образцом для подражания.

Джек Керуак был уволен из рядов ВМС США с диаг­нозом шизофрения. Некоторое время он

битники

служил моря­ком в торговом флоте, затем бродяжничал, писал стихи, литературные эссе. В 1957 г. Керуак написал книгу в стиле «потока сознания» под названием «На дороге». Не имея четкого сюжета, книга прославляла романтику бродяжничества, наслаждение окружающей природой, свободу от каких-либо обязательств. Эта работа стала бестселлером, а у Керуака появилась масса после­дователей,   известных  как  битники  —   в  основном молодые люди, считающие, что у них нет  обязательств перед обществом, и желающие, чтобы оно оставило их в покое. Они предпочитали обеспеченной жизни скита­ния, свободную любовь, наркотики. Ореол романтизма, созданный вокруг битников средствами массовой ин­формации, породил такое направление авангардист­ской музыки, как бит, отрицающий классические, акаде­мические формы музыкального творчества. Парадокс молодежных движений (битники, хиппи, рокеры и другие) заключался в том, что первоначально они несли вызов господствующей культуре «общества потребления». За­тем — становились частью этой культуры, модой, приносящей немалые прибыли предпринимателям от индустрии досуга и шоу-бизнеса.

Показательна судьба популярного музыкального ан­самбля 1960-х гг. «Битлз».

.  «Битлз».

Первоначально они выступали в небольших клубах, привлекая внимание слушателей не столько исполнительским искусством, сколько свобод­ной манерой поведения на сцене и умением затронуть в своих песнях темы, которые волновали молодежь. Со временем «Битлз» получили мировую известность. Воз­никло множество подражавших им музыкальных коллек­тивов.

Дад пропастьюТема молодежного бунта занимала важное место в творчестве многих писателей, представителей критического реализма — в частности, Джерома  Сэлинджера. Его роман «Над пропастью во ржи»вошел в сокровищницу мировой литературы. Англий­ский драматург Джон Осборнстал членом группы писателей, на­зывавших себя «злая молодежь». Его герои выражали тревогу и неудовлетворенность окружающей действительностью, осуж­дая буржуазное общество. Проблемы неустроенности человека в комфортабельном мире высоких технологий, протеста против попыток манипулирования сознанием поднимались многими писателями-фантастами, в частности Рэем Брэдбери в романе«451° по Фаренгейту», Куртом Воннегутомв антивоенной сати­ре«Крестовый поход детей».

       Подъем национальных культур

Массовизация национальных культур

Одна из особенностей эпохи глобализации — всестороннеераспространение продукции массовой культуры. При этом ве­дущие позиции в индустрии развлечений занимают США. Американские кинофильмы составляют 80 % европейского кинорынка, а европейские — только 5 % рынка Соединенных Штатов. Среди ста наиболее прибыльных фильмов мира — 88 американских. Подобное положение вызывает озабочен­ность интеллигенции многих стран. Массовая американизиро­ванная культура ведет к унификации и упрощению языка, об­раза жизни различных народов. Возникли движения деятелей искусства и науки в защиту национальных обычаев и культур­ных традиций. Во Франции был принят закон, согласно кото­рому доля американских фильмов в прокате не должна превы­шать 60 %. При этом благодаря существованию глобальной сети информационного обмена, достижения национальных культур стали достоянием всего человечества.

Всемирную известность приобрел сенегальский поэт Лео­польд Сенгор,который в годы войны, находясь во Франции, участвовал в движении Сопротивления. В 1948 г. он стал лауре­атом Нобелевской премии за сборник стихов «Антология». В 1949 г. Пулитцеровскую премию — наиболее престижную награду США в области литературы — впервые в истории полу­чила темнокожая поэтесса Гвендолин Брукс, обратившаяся к те­ме положения афроамериканской общины США. В 1982 г. Но­белевской премии был удостоен латиноамериканский писатель Габриель Гарсиа Маркес, в 1988 г. — египетский прозаик На­гиб Махфуз, в 1992 г. — вест-индский поэтДерек Валкотт, в 1994г. — японский писатель Оэ Кензабуро.

Показательно, что многие деятели национальной культуры, затрагивающие в своих произведениях акту­альные проблемы современности, как правило, непо­средственно принимали участие в общественно-полити­ческой деятельности. Л. Сенгор выдвинул теорию «негритюда» — создания эгалитарного общества на основе африканских традиций. Она получила при­знание во многих африканских странах, стала составной частью идеологии движения афроамериканцев за рав­ноправие. В 1960—1980-е гг. Сенгор был президентом Сенегала.

В октябре 2005 г. по решению ЮНЕСКО была принята кон­венция о культурном многообразии. Она закрепляет за всеми странами право развивать различные формы культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку на­циональным культурным проектам.

Работа с текстом

Из книги Д. Нэсбитта и П. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции: Год 2000» (1982):

 

Чем больше человечество видит себя живущим на единой планете, тем больше необходимость для каждой культуры земного шара иметь свое уникальное наследие. Есть желание пробовать кухню друг друга, приятно одеваться в джинсы, наслаждаться иногда одинаковыми представлениями. Но если другой процесс начинает разрушать сферу более глубо­ких культурных ценностей, то люди вернутся к демонстрации своих различий, и это будет чем-то вроде культурного проте­ста. История каждой нации, ее язык и традиции уникальны. Поэтому парадоксально то, что чем более похожими мы ста­новимся, тем больше мы будем подчеркивать свою уникаль­ность.

Вопросы для обсуждения:

Как по мнению авторов сочетается универсализация мировой культуры с ростом значимости ее националь­ных особенностей?

Вопросы  по теме

1) Охарактеризуйте основные направления в развитии изобразительного искусства и музыкальном творче­стве. Определите их сходство и различия с искусством первой половины XX в.

2) Что вы можете сказать о развитии абстракционизма во второй половине XX в.? Как художники-абстракциони­сты определяли главную цель своего творчества?

3) Как вы думаете, с появлением каких черт в жизни обще­ства связано возникновение поп-арта? Что находится в центре внимания приверженцев этого направления?

4) Что знаменовало собой появление «самоуничтожаю­щегося искусства»? Назовите основные особенности постмодернизма.

5) Что такое бит, битники? Какие еще молодежные движе­ния протеста вы знаете? Как они связаны с массовой культурой?

6)  Чем вызван подъем национальных, самобытных куль­тур в эпоху распространения массовой культуры?

Задание  для самостоятельной работы

Собрать материал для дидактической папки и оформить в виде  портфолио на тему: «Национальная культура Татарстана на современном этапе»

Литература

Основная

  1. Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в./ Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2010. – С. 380-389.

 

Дополнительная

  1. Культура Республики Татарстан.

Интернет ресурс: http://culture.tatar.ru/