Тема 2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Тема 2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Норматив по теме

  1. Теории происхождения человека
  2. Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.
  3. Атрибуты личности: воля, свобода, рассудок, разум (И. Кант)
  4. Сознательное и бессознательное (теория личности З. Фрейда)

Термины: человек, индивид, индивидуальность, личность, антропогенез, гоминид, феральный человек, психоанализ З. Фрейда. 

Теории происхождения человека 

 

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным  существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Теория происхождения человека получила свое название —антропогенез.

   Антропогенез — часть биологической эволюции,  которая привела к появлению человека разумного (Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид (человекообразных обезьян), процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека.

Род Homo отделился от австралопитеков или подобных им гоминид около 2 млн лет назад в  Африке.

Важнейшими этапами антропогенеза, отделившими человека от других гоминид и выделившими его из мира животных, были начало изготовления орудий труда, освоение огня, появление речи.

Начиная с Homo habilis, люди использовали каменные орудия, всё более искусно изготовленные.

(Источник информации: https://ru.wikipedia.)

Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее

— членораздельной речью,

— сознанием,

— высшими психическими функциями (абст­рактно-логическое мышление, логическая память и т. д.),

— способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

 

Биологи и философы назы­вают следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организ­ма, которые составляют биологическую основу де­ятельности человека как существа социального:

а) прямая   походка   как   анатомическая   особен­ность,   позволяющая   человеку   шире   охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и проти­вопоставленным   большим   пальцем,   позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий  видеть в трех  измерениях  и  лучше ориентироваться в пространстве;

г) большой мозг и сложная нервная система, даю­щие возможность высокого  развития  психической жизни и интеллекта;

д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифферен­цированных звуков;

е) длительная  зависимость  детей  от  родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и со­циализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потреб­ностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возмож­ность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения  —  все  это  способствует  развитию сложных образцов поведения и адаптирования к раз­личным условиям среды.

 

Личность обладает:

— самостоятельностью;

— способностью изменяться во времени;

— ответственностью и умением решать проблемы;

— контролем своего поведения, силой воли. 

Личность — это относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включения в социальный контекст.

Феральный человек — индивид, изолированный от социума («Маугли»)

 

Сознательное и бессознательное (теория З. Фрейда)

 

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание.

З. фрейд (1856- 1939) основатель психоанализа

Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний.

Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Не ограничившись изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что «психология — это и есть Фрейд». Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке — социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.

Бессознательное — это пласт психики больший, чем вся сознательная жизнь.
Теория З. Фрейда
   1.   Сверх-Я — НАД-сознательное («Нельзя»), представлено общественными запретами («табу»), парвилами поведения, их знает каждый, но не каждый исполняет.
     2.    Я — со-знательное (обладает рефлексией — оценкой, то есть, выбирает между НАД-сознательным (правилом поведения в обществе) и ПОД-сознательным (личными желаниями) — определяет поведение человека.
      3.   ОНО — ПОДсознательное (бЕСсознательное) («Хочу»)
       Фрейд вводит понятия: либидо (сексуальное влечение) и танатос (жажда смерти)
   Из всех бессознательных желаний Фрейд на первое место ставит именно либидо, как самое  не реализуемое в жизни человека. Объясняя причины стресса и агрессии неудовлетворенностью бессознательного.
Вывод: человек не может знать себя до конца, так как бессознательное не просвечивается разумом, оно как темный колодец.
Бессознательное может проявляться во сне, в оговорках.

Задания:

1. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

а) действие механизмов наследственности;

б) работа органов чувств;

в) обменные процессы;

г) творческая активность

 

2. Человек от животного отличается тем,что он

а) имеет природные инстинкты;

б) обладает наиболее совершенным слухом

в) не зависит от природных условий;

г) обладает членораздельной речью

 

3. И человеку и животному свойственна

а) трудовая активность;

б) забота о потомстве

в) познавательная деятельность

г) самореализация

 

4. Верны ли следующие суждения об отличие человека от животных?

 

А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.

Б. Человека от животных отличает способность трудиться

 

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

 

Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу:

 

а) способность к совместной преобразовательной деятельности

б) стремление к самореализации

в) умение приспосабливаться к природным условиям

г) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

д) потребность в воде, пище, отдыхе

д) способность к самосохранению