Тема 2.2. Личность как субъект общественной деятельности

Тема 2.2. Личность как субъект общественной деятельности

Норматив по теме

  1. Социализация и воспитание личности.
  2.  Теория «зеркального Я» Ч. Кули и теория социализации Д. Мида.
  3. Этапы жизни человека (Э. Эриксон).
  4. Свобода и ответственность.

Термины: социализация, десоциализация, ресоциализация,структурный интеракционизм,конформизм. 

 Социализация и воспитание личности 

Социализация это процесс вхождения индивида в общества в результате усвоения им социальных норм .

 

Этапы социализации:

1. Первичная — формирование личности (складывается своя точка зрения по любому жизненному вопросу).

2. Вторичная

—  ДЕсоциализация— отказ от своих идеалов

РЕсоциализация — приобретение новых ценностей (ролей)

Социализация происходит всю жизнь, но основа личности изменяется редко.

В отличие от социализации. которая может носить стихийный характер,воспитательный процесс всегда организован (имеет систему и цель).

Теория «зеркального Я» Ч. Кули и теория социализации Д. Мида 

Чарлз Кули (1864-1929), американский социолог

Ч.Кули предполагал, что “зеркальное Я” представляет собой постоянный ментальный процесс, для которого характерны три фазы.Наиболее образно понятие зеркального «Я» можно проиллюстрировать словами Уильяма Теккерея из его романа «Ярмарка тщеславия»: «Мир — это зеркало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, и оно вернет вам недоброжелательный взгляд, смейтесь вместе с ним, и оно будет вашим радостным и добрым компаньоном».

Во-первых, мы представляем себе, как мы выглядим в глазах других людей. Например, мы можем решить, что поправляемся и становимся «полными».

Во-вторых, мы воображаем, как другие люди будут оценивать нашу внешность. Мы прекрасно знаем, что обычно окружающие рассматривают тучных людей как непривлекательных.

В-третьих, мы вырабатываем некий тип внутреннего самоощущения, например, чувство гордости или стыда, на базе которого создаем для себя представления о том, что думают о нас прочие люди. В нашем случае мы, скорее всего, будем испытывать беспокойство или неловкость, связанные со своей воображаемой тучностью.

Теория «ИГРЫ «Джорджа Мида

Джордж Герберт Мид (1863 — 1931), американский социолог

1. Стадия имитации.

2. «Принятие роли другого»

3. Коллективная игра.

Символический интеракционизм Д. Мида — САМОСТЬ

                              (теория «зеркального «Я» Ч. Кули)

 

Мид различает два аспекта формирования самости:

1. Я (I) — это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.

2. Мне (Me) — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие,

это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю.

 Самость = I+  ME 

Индивид, считает Мид, развивает самосознание в момент, когда он видит себя так, как его видят другие.

Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально.

 Этапы жизни человека (Э. Эриксон) 

Erik Erikson.png

Эрик Эриксон (1902 — 1994), психолог

Согласно  теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому. Если этап пройден психологически правильно, то личность приобретает новое качество, а если нет — то комплекс.

8 стадий развития личности по Э.Эриксону

Стадия 1. Базовое чувство доверия — недоверия. От рождения до 18 месяцев

Cтадия 2. Автономность— стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев

Cтадия 3. Инициатива (предприимчивость) — вина. От 3 до 5 лет

Стадия 4. Трудолюбие — неполноценность. От 6 до 11лет

Стадия 5. Идентичность — ролевой беспорядок. От 11 до 18 лет

Cтадия 6. Интимность — изоляция. Ранняя взрослость. От 18 лет до начала среднего возраста

Стадия 7. Производительность — застой. Взрослость

Стадия 8. Целостность — отчаяние, безысходность. Поздняя взрослость, зрелость

  P.S. — синим отмечено достоинство , приобретаемое в данный периода, красным — комплекс.

ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ЗНАТЬ как для правильного воспитания детей, так и для выявления причин своих комплексов (где был сбой), правильная диагностика является дорогой к лечению.

 

Свобода и ответственность

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла .

Свобода — это специфический способ бытия (жизни) человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими  целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там,где есть выбор!

Ответственность — это понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Задание:

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и ___(1). Свобода — это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его __(2). В свободной деятельности человек добивается поставленных __(3) и реализует себя. Проблемы свободы чаще сводились к вопросу о том, обладает ли человек свободой ___(4), или все его поступки обусловлены внешней __(5), под которой понимали предопределение, Божий промысел, __(6), рок.

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) воля

Б) необходимость

В) смысл

Г) индивидуальность

Д) индивид

Е) цель

Ж) судьба

З) ответственность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.