Тема 3.3. Научное познание

Тема 3.3. Научное познание

Норматив по теме 

1. Понятие науки и научного познания.

2. Уровни научного познания.

3. Формы и методы научного познания

4. Проблема «утечки мозгов».

Термины: наука, эмпирио, гипотеза, теория, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстракция, формализация, математизация. 

        Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, социуме и о самом познании, имеющая цель постижения истины, открытия объективных законов.

Научное познание — это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человек и социуме.

Особенности научного познания (его отличие):

—  объективность добываемого знания;

— развитость понятийного аппарата;

— рациональность, доказательность и системность;

— проверяемость;

— высокий уровень обобщения знаний;

— универсальность;

-использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

                                       

  «Утечка мозгов»

Это означает, что образованные люди, обладающие определённым научным потенциалом, уезжают на работу за границу. Там им предоставляют соответствующие условия ведения научной деятельности, надлежащее материальное обеспечение, и эти люди охотно работают на определённые частные компании, другие государства, но не на свою Родину. Чтобы этого избежать, необходимо создать качественную систему образования, и, самое главное, создать возможности для реализации образованных людей у нас в государстве. Только тогда наше государство будет конкурентоспособным.

  Интересные факты:-)

Флуктуации внимания

Психологи установили, что внимание человека нестабильно – мозг как бы отключается от приема информации каждые 6-10 секунд. Эти колебания получили название флуктуаций внимания.

Проверить флуктуации своего внимания вы можете сами. Возьмите какой-нибудь текст (лучше всего большую статью в газете) и, читая, вычеркивайте какую-нибудь часто встречающуюся букву – к, о или е. Когда вы перепроверите себя, вы увидите, что ряд букв вы пропустили, причем встречаться по тексту они будут более или менее равномерно.

Принято считать, что флуктуации внимания имеют биологическое происхождение.

Знание о колебаниях внимания, как ни странно, может помочь вам в учебной деятельности. Проверять диктант или сочинение нужно несколько раз и в разном темпе.

Задание:

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

Свои выводы наука формулирует в __ (1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего ____ (2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим ____________ (3), она исследует со стороны закономерностей и ___ (4). Научное познание опирается на систему _ (5) и вырабатывает свой собственный ____ (6), отличный от обыденного.

А) Вопрос                                Б) предмет                В) проблема

Г) метод                                 Д) схема                       Е) теория

Ж) язык                                  З) субъект                    И) причина

Техника выполнения научно-исследовательской работы

При выполнении научно-исследовательской работы необходимо выдержать «научный аппарат»!

Алгоритм:

ШАГ 1. Тема должна быть актуальной (значимой на данный момент времени)

Например, угнетенное состояние молодежи на занятиях в любом учебном заведении сказывается на качестве образовательного процесса (быстрая утомляемость, рассеянность внимания, непонимание учителя, нежелание делать уроки), приводит к росту криминала в стране, деградации личности, увеличения числа конформистов – все это делает тему нашего исследования актуальной.

ШАГ 2. Выявление проблемы (противоречия в теории или практике)

Например, по самой природе человек любознателен, особенно в детском и подростковом возрасте, когда возникает много вопросов, что не соответствует инертности молодежи на занятиях и отсутствию у них интереса к занятиям.

ШАГ 3. Формулировка ТЕМЫ

(Тема должна отражать актуальность, проблему и цель, но не быть громоздкой)

Например, Уровень познавательного интереса к учебной деятельности современной молодежи: реалии и перспективы (на примере студентов ГАОУ СПО «АПТ»)

ШАГ 4. Формулировка ЦЕЛИ (для чего вы делаете свою работу)

Например, Цель работы: определить уровень интереса молодежи к учебе, причины потери интереса для того, чтобы попытаться их устранить.

ШАГ 5. Определение ЗАДАЧ

 (Это «шаги» на пути достижения цели, как правило: изучение теории (что было) – проведение эксперимента (что есть) – разработка предложений (что будет после вашего исследования)

Например, Для достижения цели нами определены следующие задачи:

  1. Изучить что влияет на познавательный интерес обучающегося
  2. Провести опрос студентов для выявления, что мешает им получать удовольствие от учебы
  3. Систематизировать и обобщить полученный материал (Разработать рекомендации для усовершенствования образовательного процесса в техникуме)

ШАГ6 Определение предмета и объекта исследования

Предмет – что изучаете, Объект – на ком изучаете

Например, предмет – уровень познавательного интереса молодежи. Объект – студенты АПТ

ШАГ 7. МЕТОДЫ

Используя какие приемы вы планируете провести свои исследование

Например: анкетный опрос.

ШАГ 8 Формулировка ГИПОТЕЗЫ –

 предположения, что вы получите в результате исследования

Например, мы считаем, что причиной падения интереса к учебе являются:

Большой объем материала, что не позволяет его усваивать, устаревшие методики преподавания (на запись материла уходит много времени), отсутствие мотива (не понимаешь, где получаемые знания могут пригодиться) и т.д.

 

Все вышеперечисленное пишется в введении работы.

На защиту выносят введение и заключение (выводы по работе) при оглашении выводов и дают пояснения по работе