Тема 2.3 Человеческая деятельность и ее многообразие

Тема 2.3 Человеческая деятельность и ее многообразие

Норматив по теме

  1.  Понятие деятельности, особенности человеческой деятельности.
  2.  Структура деятельности.
  3.  Потребности.
  4.  Виды деятельности.
  5.  Теория социального действия (по мотиву) М. Вебера.

Термины: деятельность, субъект — объект деятельности, мотив, цель, методы и средства деятельности, игра, общение, коммуникация, творчество.

Понятие деятельности, особенности человеческой деятельности

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигатель­ной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под кото­рой в общественных науках понимается форма ак­тивности, направленная на преобразование окружающего мира.

Деятельность — это активность.

Человеческая деятельность — это способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Особенность человеческой деятельноститворческо-преобразовательное отношение к окружающему миру.

Структура деятельности 

Потребности 

Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Существуют разные классификации видов потребностей:

Потребности бывают:

биологические (в пище, жилье, одежде и т.д.)

социальные (в общении)

духовные (в знаниях, творчестве, красоте)

Потребности бывают:

первичные потребности (врожденные)

вторичные потребности (приобретенные)

Иногда различают потребности разумные и мнимые.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Abraham Maslow.jpg

Абрахам Маслоу (1908-1970), американский психолог

Интерес (имеет значение, важное) — это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

Склонность — это врожденная или приобретенная предрасположенность к какой-либо деятельности.

Теория иерархии человеческих потребностей (пирамида потребностей)  Абрахама Маслоу, американского психолога, основателя гуманистической психологии.

Иерархия потребностей

 

Виды деятельности 

Существуют разные классификации видов деятельности

По субъекту деятельности

индивидуальная

коллективная

По характеру деятельности

репродуктивная (по образу)

творческая (новаторство)

В зависимости от сфер общественной жизни

экономическая

социальная

политическая

духовная

Теория социального действия по мотиву 

Max Weber 1894.jpg

Макс Вебер(1864-1920), немецкий социолог

(М. Вебера)

1. Целенаправленное — выгода (рациональная постановка и продуманность цели)
2. Ценностно-рациональное — симпатия/чувство (следование своим убеждениям. симпатиям, чувствам)
3. Аффективное — душевное волнение (психическое состояние характеризующееся ярким проявлением, например, страсти, агрессии, мести)
4. Традиционное — привычка (автоматическое поведение вследствие многократное повторения)

 

Следует различать общение и коммуникацию. Коммуникация — между общающимися субъектами используются предметы общения.

Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (напри­мер, между двумя людьми);

2) общение   реального   субъекта   с   иллюзорным партнером (например, человека с животным, которо­го он наделяет некоторыми несвойственными ему ка­чествами общения );

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (например,  общение человека со своим «внутренним голосом»);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

 

Задание:

Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам естественно-математического цикла. После школы он собирается продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом (-ами) учебной деятельности?

1) поступление в институт

2) предметы естественно-математического цикла

3) технический вуз

4) инженерные специальности

2. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Объектом данной деятельности являются

  1.  игровые умения младших школьников
  2.  старшеклассники, проводящие занятия
  3.  компьютеры, за которыми ведется обучение
  4.  компьютерные игры

3. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются

  1. объектами деятельности
  2. субъектами деятельности
  3. целями деятельности
  4. средствами деятельности

4. Ученик работает в библиотеке со специальной литературой, подбирая материал для реферата по обществознанию. Субъектом данной деятельности является

  1. ученик
  2. библиотека
  3. отобранная литература
  4. тема реферата

5. Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются

  1. советы и рекомендации родителей
  2. грядки с огурцами
  3. старшие подростки
  4. инструменты и дачный инвентарь

6. Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программа выступает

  1. средством
  2. cубъектом
  3. мотивом
  4. объектом

7. Игра в отличие от труда

1. носит условный характер

2. допускает использование вспомогательных предметов

3. предполагает общение

4. может носить коллективный характер

8. Завершите фразу:

«Осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность (предвосхищаемый результат) — это…»

9. Напиши пропущенные слова в схеме:

структура деятельности

мотив         ……           действие                        …….          результат

10. Соотнесите вид деятельности с особенностями проявления

1. игра                          А). освоение опыта предшествующих поколений

2. труд                        Б) преобразование окружающего мира

3. учеба                       В) преобразование информации

4. общение                   Г) осуществление действия в воображаемых условиях

 

11. Общее в деятельности изобретателя и писателя то, что она явлется

1. предметной

2. практической

3. материальной

4. творческой

12. Познавательная деятельность в отличие от трудовой

1. предполагает наличие цели

2. требует от субъекта специальной подготовки

3. направлена на получение знания  о предмете

4. носит полезный характер