Тема 2.3 Человеческая деятельность и ее многообразие
Норматив по теме
- Понятие деятельности, особенности человеческой деятельности.
- Структура деятельности.
- Потребности.
- Виды деятельности.
- Теория социального действия (по мотиву) М. Вебера.
Термины: деятельность, субъект — объект деятельности, мотив, цель, методы и средства деятельности, игра, общение, коммуникация, творчество.
Понятие деятельности, особенности человеческой деятельности
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под которой в общественных науках понимается форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.
Деятельность — это активность.
Человеческая деятельность — это способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Особенность человеческой деятельности — творческо-преобразовательное отношение к окружающему миру.
Структура деятельности
Потребности
Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Существуют разные классификации видов потребностей:
Потребности бывают:
— биологические (в пище, жилье, одежде и т.д.) — социальные (в общении) — духовные (в знаниях, творчестве, красоте) |
Потребности бывают:
— первичные потребности (врожденные) — вторичные потребности (приобретенные) |
Иногда различают потребности разумные и мнимые. |
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (имеет значение, важное) — это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Склонность — это врожденная или приобретенная предрасположенность к какой-либо деятельности.
Теория иерархии человеческих потребностей (пирамида потребностей) Абрахама Маслоу, американского психолога, основателя гуманистической психологии.
Виды деятельности
Существуют разные классификации видов деятельности
По субъекту деятельности
— индивидуальная — коллективная |
По характеру деятельности
— репродуктивная (по образу) — творческая (новаторство) |
В зависимости от сфер общественной жизни
— экономическая — социальная — политическая — духовная |
Теория социального действия по мотиву
(М. Вебера)
Следует различать общение и коммуникацию. Коммуникация — между общающимися субъектами используются предметы общения.
Выделяют несколько видов общения:
1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами общения );
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);
4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
Задание:
Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам естественно-математического цикла. После школы он собирается продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом (-ами) учебной деятельности?
1) поступление в институт
2) предметы естественно-математического цикла
3) технический вуз
4) инженерные специальности
2. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Объектом данной деятельности являются
- игровые умения младших школьников
- старшеклассники, проводящие занятия
- компьютеры, за которыми ведется обучение
- компьютерные игры
3. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются
- объектами деятельности
- субъектами деятельности
- целями деятельности
- средствами деятельности
4. Ученик работает в библиотеке со специальной литературой, подбирая материал для реферата по обществознанию. Субъектом данной деятельности является
- ученик
- библиотека
- отобранная литература
- тема реферата
5. Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются
- советы и рекомендации родителей
- грядки с огурцами
- старшие подростки
- инструменты и дачный инвентарь
6. Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программа выступает
- средством
- cубъектом
- мотивом
- объектом
7. Игра в отличие от труда
1. носит условный характер
2. допускает использование вспомогательных предметов
3. предполагает общение
4. может носить коллективный характер
8. Завершите фразу:
«Осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность (предвосхищаемый результат) — это…»
9. Напиши пропущенные слова в схеме:
структура деятельности
мотив …… действие ……. результат
10. Соотнесите вид деятельности с особенностями проявления
1. игра А). освоение опыта предшествующих поколений
2. труд Б) преобразование окружающего мира
3. учеба В) преобразование информации
4. общение Г) осуществление действия в воображаемых условиях
11. Общее в деятельности изобретателя и писателя то, что она явлется
1. предметной
2. практической
3. материальной
4. творческой
12. Познавательная деятельность в отличие от трудовой
1. предполагает наличие цели
2. требует от субъекта специальной подготовки
3. направлена на получение знания о предмете
4. носит полезный характер