Темы 2.5 и 2.6 Духовный мир человека и мировоззрение. Смысл жизни.

Темы 2.5 и 2.6  Духовный мир человека и мировоззрение. Смысл жизни. 

Норматив по теме 

  1.  Духовный мир человека и его структура (элементы)
  2. Мировоззрение и его виды.
  3. Цель и смысл жизни
  4. Концепции смысла жизни
  5. Объективное и субъективное содержание смысла жизни.
  6. Самореализация.

Термины: духовный мир, познание, эмоции, чувства, мировоззрение, убеждение, менталитет, смысл жизни, аскетизм, гедониз, прагматизм, утилитаризм, эвдемонизм, альтруизм, нигилизм, объективный и субъективный, самореализация

Духовный мир человека и его структура 

Канал Любви. Космический-Жилец Единый - ФорумВнутренний (духовный) мир человека— это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Античные философы называли внутренний, духовный мир человека «микрокосмом» — в отличие от «большого мира» — «космоса», который окружает и самого человека, и населенную человечеством область вселенной.

Духовный мир человека — это состояние его внутреннего ЭГО(Самости).

Структура духовного мира человека

 

Мировоззрение

Мировоззрение обуславливает направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации (твердость характера).

Мировоззрение формируется:

стихийно (обыденный опыт, например, наблюдение за поведением других людей)

осознанно (воспитание, саморазвитие, образование)

 

В структуру мировоззрения входят следующие элементы:

знания (информация

ценностная шкала человека (что «хорошо», а что «плохо«)

принципы (устойчивые понятия)

идеалы (некие совершенные образы, которым человек стремится соответствовать)

убеждения (устойчивые представления)

идеи.

Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нем выражается мироощущение человека.

Оно может быть оптимистичным и пессимистичным

Менталитет — это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Цель жизни — это некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.

Смысл жизниосознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.

Смысл жизни не дан человеку извне, он открывается каждому человеку по-разному.

Концепции смысла жизни

аскетизм — смысл жизни в отречение от мира, умерщвлении своей плоти ради искупления грехов

гедонизм  — смысл жизни в наслаждении (удовольствие

прагматизм — смысл жизни в самой жизни (достижение своих целей)

утилитаризм — смысл жизни в извлечении пользы из всего

эвдемонизм — смысл жизни в стремлении к счастью (блаженстве)

альтруизм — смысл жизни в самопожертвовании во имя служения идеалу

нигилизмотрицание ценности морали и иных видов социальных норм

Смысл жизни — это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его на то, что бы быть (бытие, жизнь).

Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

 

ТЕСТ 

«Оптимист или пессимист» 

А каким взглядом вы смотрите на окружающий вас мир? Ответьте на вопросы теста «Да» или «Нет».

1. Любите ли вы путешествовать?

2. Хотелось бы вам еще чему-нибудь научиться помимо того, что уже умеете?

3. Вы часто принимаете снотворное, успокоительное?

4. Нравится ли вам ходить в гости и принимать гостей?

5. Часто ли вам удается предугадать надвигающиеся неприятности?

6. Не кажется ли вам, что друзья сумели добиться в жизни большего, чем вы?

7. Находится ли в вашей жизни место каким-то спортивным занятиям?

8. Считаете ли вы, что судьба несправедлива к вам?

9. Беспокоит ли вас возможная глобальная экологическая катастрофа?

10. Согласны ли вы, что научный прогресс создает больше проблем, чем решает?

11. Удачно ли вы выбрали профессию?

12. Вы застраховали свое имущество?

13. Согласились бы вы на переезд в другой город, если бы там вам предложили интересную работу?

14. Довольны ли вы своей внешностью?

15. Часто ли вам беспокоят недомогания?

16. Легко ли вам освоиться в незнакомой обстановке, найти свое место в новом коллективе?

17. Считают ли вас окружающие энергичным, деятельным человеком?

18. Верите ли вы в бескорыстную дружбу?

19. Существуют ли для вас личные хорошие приметы – счастливые числа, удачные дни недели и т.п.?

20. Верите ли вы в то, что каждый – кузнец своего счастья?

Подведем итоги:-)

Поставьте 1 балл за ответ «Да» на вопросы 1, 2, 4, 7, 11 и 13-20, и 0 баллов за ответ «Нет» на эти же вопросы.

Поставьте 1 балл за ответ «Нет» на вопросы 3, 5, 6, 8, 9, 10, 12 и

0 баллов за ответ «Да» на эти же вопросы.

Подсчитайте очки. Если вы набрали:

0-4 баллов

Похоже, жизнь вас изрядно потрепала, и вы уже не ждете от нее ничего хорошего. Невзгоды считаете неизбежными, радости – случайными. Жалость к себе и недоверие к людям мешают вам радоваться жизни. Чтобы приободриться и хоть немного воспрянуть духом, научитесь ценить те маленькие радости, которые выпадают каждому из нас. Не забывайте: жизнь никогда не бывает настолько плоха, чтобы ее нельзя было изменить нашим отношением к ней

5-9 баллов

По натуре вы – человек жизнерадостный, но в испытаниях жизни растеряли изрядную долю своего оптимизма. Огорчения и несбывшиеся надежды часто омрачают ваше настроение. Ваши поступки преимущественно продиктованы не стремлением к цели, а желанием избежать неудачи. Из-за этого добиться удается немногого. Ведь когда ждешь неприятности, они обязательно случаются. Попробуйте изменить угол зрения. У вас достаточно сил, чтобы многое повернуть к лучшему.

10-14 баллов

Поздравляем, вы – реалист, здравомыслящий человек, знающий цену себе и людям. Умеете ставить перед собой реальные цели и добиваться их. Ясно видите теневые стороны жизни, но не склонны их смаковать. Для своих друзей и близких вы надежная опора, потому что умеете и утешить в горе, и остудить чрезмерный восторг.

15-18 баллов

Вы преисполнены жизнелюбия и оптимизма, всегда умеете найти в событиях и людях светлые стороны, если это стоит делать. Уныние редко посещает вас, так как это не совсем конструктивная эмоция, по вашему мнению. Однако такая позиция чревата некоторым непониманием с окружающими, которые не разделяют ваш оптимизм. Вам стоит задуматься над причинами как их недовольства, так и своей уверенности в том, что все будет хорошо. Есть ли под этими мнениями основание и насколько оно важно? Какова ваша успешность с таким подходом к жизни? Адекватны ли ваши усилия получаемому результату?

19-20 баллов

Ваш оптимизм просто бьет через край. Неприятности для вас словно и не существуют, и вы от них просто отмахиваетесь, спеша навстречу новым радостям. Однако задумайтесь: не слишком ли легкомысленна ваша позиция? Не исключено, что недооценка серьезных проблем однажды заставит вас столкнуться с неожиданными огорчениями.

Задания

1. «Птицы летают низко — быть дождю». Данное утверждение является примером знания

1. житейского

2. мифологического

3. научного

4. паранаучного

2. Примером какого вида знания является утверждение «Задатки — природная основа способности»?

1. паранаучного

2. мифологического

3. научного

4. обыденного

3. Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям?

1. закон падающего бутерброда

2. закон стоимости

3. закон фотоэффекта

4. закон спроса

4. Верны ли следующие утверждения:

А) Опыт повседневной жизни — это один из способов познания мира

Б) И научным, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1. верно только А.

2. Верно только Б

3. верны оба

4. оба неверны

5. Верны ли следующие утверждения:

А) Миф является одной из форм познания мира

Б) Миф является одной из форм научного познания мира

1. верно только А.

2. Верно только Б

3. верны оба

4. оба неверны

6. Соотнесите формы познания и особенности

1. Миф                        А). знание является побочным продуктом

практической деятельности

2. Наука                     Б) знание существует в форме

художественных образов

3. Обыденное знание  В) знание раскрывается в процессе повествования

4. Искусство                Г) знание является результатом целенаправленной

деятельности

7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Часто можно слышать мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья. (2) Все СМИ дружно возводят в культ, на наш взгляд, естественное желание человека быть счастливым. (3) Многие не выдерживают предложенной обществом гонки за призрачными стандартами. (4) Думается, наши обычные, спокойные представления о благополучной и достойной жизни не следует менять на стандарты внешнего облика.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

8. Верны ли следующие суждения о самореализации?

А. Самореализация представляет собой процесс воплощения в материальные предметы и духовные ценности, в саму жизнь человека инженерных и технических замыслов, моральных и художественных норм.

Б. Самореализация неразрывно связана с сознательным творчеством.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны