Тема 2.4. Деятельность и общение. Межличностные отношения

Тема 2.4 Деятельность и общение.  Межличностные отношения

Норматив по теме 

  1.  Многообразие форм общения
  2. Виды субъектов общения
  3. Функции общения
  4. Межличностные отношения
  5. Спор и скандал (конфликт)
  6. Теории конфликта (Г. Зиммель, Р. Дарендорф, К. Маркс)

Термины: общение, коммуникация, реальный субъект, иллюзорный субъект, воображаемый субъект, спор, конфликт, эскалация, консенсунс

Многообразие форм общения

Общение — это вид деятельности, при которой происходит обмен идеями и эмоциями.
Коммуникация — более широкое понятие обмена с добавлением материальных предметов.

 

 Виды общения 

По используемым средствам

непостредственное (с помощью органов чувств)

опосредованное (с помощью специальных приспособлений)

прямое (личный контакт)

косвенное (через посредников)

По субъектам 

— между реальными субъектами (существуют/существовали)

— между реальным и иллюзорным (объект, которому приписывается свойство умения общаться)

— между реальным и воображаемым (не существующим, вымышленным)

Функции общения 

1. Социализация — развитие межличностных отношений в процессе становления и развития личности

2. Познавательная — передача новых знаний

3. Психологическая — воздействие на психику человека (расслабление, получение удовольствия, поддержки и т.д.)

4. Отождествления  — определение своей причастности к коллективу

5. Организационная — организация совместной деятельности

Межличностные отношения

Межличностные отношения — это отношения между двумя и более отдельными индивидами.

 Типы межличностных взаимодействий:

— между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища)

— между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)

— между четырьмя и более людьми (певец и его слушатели)

— между многими и многими людьми (между членами неорганизованной толпы)

Характер межличностных отношений может быть:

деловой (официальный), формальный

—  личный (неофициальный), неформальный

К лич­ным относят знакомства, приятельские, товарище­ские, дружеские и семейные отношения.

Формальные межличностные отношения:

— переговоры о приеме на работу;

— беседа директора с родителями ученика

— отношения между должностными лицами в служебное время

— назначение деловой встречи по телефону

Неформальные межличностные отношения:

— вечеринка друзей;

— туристический поход;

— беседа с приятелем по телефону.

Межличностные отношения можно оха­рактеризовать как взаимодействие, взаимопо­нимание и взаимовосприятие людей.

В межличностных отношениях иногда воз­никают конфликты.

Спор и конфликт

В споре рождается истина…

Сократ

Спор — это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины.

В отличие от скандала (конфликта), стороны в споре слушают аргументы друг друга и пытаются их понять.

Правила спора ( по Л.В. Леви)

1. вникните в суть высказываний собеседников. Это значит — спрячьте в карман свои эмоции и посмотрите на того, с кем имеете дело. Поймите его точку зрения, его обстоятельства, поставьте себя, ради себя же. на его место. Узнавайте о нем заранее, изучайте незаметно. Запоминайте имена и даты, вкусы и интересы.

2. создайте благоприятную атмосферу. Это значит — улыбайтесь пошире, начинайте с «да», с согласия. Если соперник обвиняет вас, обезоруживайте его фразой: «Да, я не прав». Выражайте сочувствие, и как можно более искренне. Говорите с ним о том, о чем он хочет, или о нем самом, начинайте только с этого, никогда не начинайте с «я». Обращайтесь к мотивам личной заинтересованности — «пряник прежде всего».

3. не унижайте другого. Не царапайте по самолюбию, не задевайте его неосторожно.

Не обвиняйте, не угрожайте и не приказывайте; не выказывайте недоверия; не прерывайте собеседника; не хвалитесь; не показывайте, что он вам неинтересен или противен; отказывая, извиняйтесь и благодарите…

4. возвышайте соперника. Проявляйте к нему повышенный интерес; оказывайте доверие; слушайте и слушайте, хвалите, хвалите и хвалите; дайте ему возможность почувствовать себя значительным… Дайте похвастаться, ощутить свое превосходство, советуйтесь с ним как со старшим. Имея идею, наводите на нее исподволь, чтобы ему показалось, что это его идея

В этом случае Вам обеспечен выигрыш в споре при сохранении приятных эмоций! :-)

НО! Следует помнить, что у вашего оппонента есть индивидуальные черты характера, например,

Молодежь:

склонны к желаниям, страстны, вспыльчивы, не переносят пренебрежения, любят победу, совсем не корыстолюбивы, не злы, добродушны, легковерны, живут надеждой, чрезвычайно смелы, великодушны, любят друзей, во всем грешат крайностью, все делают через меру, считают себя всеведущими, доступны состраданию, любят посмеяться, сказать острое слово.

Возрастные :

ничего положительного не утверждают, «полагают», но ничего не «знают», злонравны, подозрительны, недоверчивы, любят и ненавидят не сильно, малодушны,  не щедры, трусливы, всего опасаются, эгоисты, живут воспоминаниями, гнев их пылок, но бессилен, руководствуются расчетом, поступают несправедливо по злобе, ворчливы, не бойки и не смешливы.

Вывод: спор между молодым человеком и пожилым редко приводит к результатам. Они лишь разругаются между собой.

Конфликт

Конфликтстолкновение противополож­ных целейинтересов, серьезное разногласие, спор. Чтобы разрешить конфликт, необходимо определить мотив, его вызвавший. От выбора дальнейшей стратегии и способов действия зависит итог конфликта. Его положительное разрешение — консенсус.

 

Консенсус — согласие, взаимное соглашение по какому-либо вопросу.

Причины межличностных конфликтов:

— неумение сдержать гнев, раздражение, ревность, злость, обиду и т.п.

— негативные чувства: зависть, корысть и т.п.

— возрастные

— из-за различных представлений по принципиальным вопросам

— из-за различных ценностных ориентаций в современной жизни

— из-за невоспитанности, бестактности, взаимного неуважения

— по «эффекту заражения» (от одного к другому)

Теории конфликтов

Немецкие философы Георг Зиммель и Ральф Дарендорф (в отличие от К. Маркса), считали, что конфликт несет в себе положительную (созидательную) силу —  он позволяет выявить и снять напряжение в обществе, способствует становлению личности, выбору друзей.

Что меня не убивает. то делает меня сильнее

Ф. Ницше

 

 

По Зиммелю, конфликт в обществе неизбежен и универсален, так как стимулирует изменения и развивает общество в лучшую сторону.

Личность образует социальные взаимодействия, которые конструируют общество. Воспринимая другого человека, мы наделяем его отчасти своими чертами и создаем «обобщенный тип». Типизируя свое окружение, индивид осознает, что этим не исчерпывается содержание личности, поэтому возникает противоречие – конфликт. Зиммель первый подчеркивает значение пространственной дистанции, которая может возникнуть в социальных взаимодействиях индивидов. Появляется статусная изоляция – статус чужака, который наиболее социально отдален, а потому свободен, вызывает негативное отношение со стороны окружающих.