Тема 8.6. Система права. Обзор основных отраслей права

Тема 8.6. Система права. Обзор основных отраслей права

План:

  1. Система права (понятие и структура)
  2. Основные отрасли системы права
  3. Система права и правовая система
  4. Систематизация законодательства

Система права (понятие и структура) 

    Под системой понимается сложноорганизованное целое, включающее отдельные элементы, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями.

    Элемент – это составная часть сложного целого. Следовательно, системам предполагает внутреннее строение, структуру, связь, дифференциацию. В то же время система есть единое целое, состоящее из отдельных элементов, упорядоченных по определенным законам или принципам. Под системой права понимается исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.

    Система права отражает его внутреннее единство, которое обусловлено системой сложившихся общественных отношений.

Элементы системы права

  1. Норма права.

Норма является регулятором конкретных правовых отношений. Одно и то же отношение, как правило, регулируется и охраняется не одной, а несколькими нормами права. Это является основанием для объединения таких норм в единый правовой институт.

  1. Правовой институт.

Это совокупность правовых норм, составляющих обособленную часть отрасли права и регулирующих определенный вид, сторону однородных общественных отношений.

  1. Отрасль права.

Это совокупность норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом.

Например:

норма: статья 209 ГК РФ «Содержание права собственности»;

институт: право собственности в гражданском праве;

отрасль: гражданское право.

    Деление права на отрасли определяют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования.

  Предмет регулирования (что регулирует?) – какие отношения регулируются нормами рассматриваемой отрасли права.

    Метод регулирования (как регулирует?) – это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных, обособленных отношений.

    В теоретическом плане можно выделить два полярных метода правового регулирования:

во-первых, метод автономии;

во-вторых, авторитарный метод.

    Метод автономии применяется главным образом в частном праве. Он предоставляет участникам отношений возможность самостоятельно определять свое поведение в отношениях друг с другом в рамках закона. При этом стороны выступают как равные субъекты, которые добровольно принимают на себя обязательства.

    Авторитарный метод основывается на использовании властных правовых предписаний, которые устанавливают основания и порядок возникновения конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений: в частности, право избирать и быть избранным в представительные органы власти, ответственность за административные проступки, уголовная ответственность за совершение преступлений и т.д.

    Одно и то же общественное отношение имеет множество граней, аспектов. С одной стороны, оно подпадает под правовое регулирование автономным методом, а с другой – авторитарным.

    Например, право собственности подпадает под автономный метод, когда речь идет о применении этого права (владении, пользовании и распоряжении) – это область гражданского права.

Но право собственности подпадает под авторитарный метод, когда речь идет о хищении или злоупотреблении собственностью – это область уголовного права.

    И в том и в другом примере предметом регулирования будет являться собственность (имущественные отношения). Поэтому только предмета недостаточно для определения отраслевой принадлежности необходимых для применения норм права.

Основные отрасли современного российского права

  1. Конституционное право

Основополагающая отрасль права. Она включает в себя правовые нормы и институты, регулирующие устройство государства, принципы и функции деятельности органов власти, закрепляет права, свободы и обязанности государства, личности, порядок избрания представительных органов власти.

  1. Административное право

Регулирует общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, в процессе организации и испонительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, определяет структуру и компетенцию, закрепляет исполнительно-распорядительную деятельность управленческих органов (правительств, кабинетов министров), министерств, государственных комитетов, ведомств, органов местного самоуправления. Регулирует взаимоотношения между административными органами управления и гражданами (соблюдение санитарных, противопожарных правил, норм общественной безопасности, правил дорожного движения и т.д.)

  1. Финансовое право

Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Финансовое право включает в себя правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с накоплением. распределением и перераспределением денежных средств государственными и иными органами. В первую очередь это связано с формированием бюджета, сбором налогов, займов и т.п.

  1. Трудовое право

Включает в себя нормы, которые регулируют трудовые отношения (заключение трудового договоры, время труда и время отдыха, изменение и расторжение трудового договора, порядок рассмотрения трудовых споров и т.п.)

  1. Гражданское право

Совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. Это отношения, которые основываются не административной подчиненности, а исключительно на равенстве сторон и предполагают их максимальную автономность и самоопределение в своих решениях и поступках. Они охраняют личные неимущественные права: право на имя, честность, достоинство, авторство. Гражданское право регулирует отношения собственности, порядок заключения различных сделок, договоров и другие вопросы.

  1. Земельное право

Отрасль права, которая включает нормы, регулирующие право собственности на землю, земельные правоотношения.

  1. Семейное право

Регулирует брачно-семейные отношения.  (Заключение и расторжение брака. Права и обязанности супругов, родителей и детей.)

  1. Уголовное право

Как отрасль права состоит из юридических норм, которые охраняют права и свободы личности, собственность, общественный и государственный строй от преступных посягательств.

  1. Гражданско-процессуальное право

Регулирует порядок судопроизводства по гражданским делам, т.е. порядок возбуждения дела в суде, порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел.

  1. Уголовно-процессуальное право

Включает юридические нормы, регулирующие основания и порядок производства по уголовным делам, т.е. порядок возбуждения уголовного дела, предварительного расследования, судебное рассмотрение уголовных дел.

  1. Уголовно-исполнительное право

Совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе и по поводу исполнения наказаний и применения мер исправительного воздействия.

  1. Международное право

Совокупность юридических принципов и норм, регулирующие отношения между государствами и другими участниками (субъектами) международного сообщества.

    Формирование системы российского права в настоящее время отражает коренные реформы, в процессе которых упраздняется всеобщее огосударствление жизни людей. Вследствие этого правовое регулирование общественной жизни осуществляется в двух сферах: публичного и частного права.

    Публичное право регулирует отношения между государством и гражданином. Это отношения власти-подчинения. К сфере публичного права относятся такие права, как конституционное, административное, уголовное.

    Частное право регулирует отношения между субъектами права на основе их взаимных обязательств, где участники отношения равны, являются сторонами, партнерами. В этой сфере субъекты выступают как частные лица. К сфере частного права относятся такие отрасли права, как гражданское, трудовое, семейное.

Система права и правовая система

    Необходимо различать понятия «система права» и «правовая система».

Как было рассмотрено выше, система права – это внутренняя структура права. Тогда как правовая система  включает в себя доктрины, источники права, саму систему права, традиции, правосознание, правопорядок и правовую культуру, т. е. правовую действительность конкретного государства.

    Группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, принято называть «правовыми семьями».

    Выделяют восемь правовых семей:

  1. Романо-германскую.
  2. Скандинавскую.
  3. Латиноамериканскую.
  4. Правовую семью общего права.
  5. Мусульманскую.
  6. Индусскую.
  7. Семью обычного права.
  8. Дальневосточную правовую семью.

Иногда выделяют семью социалистического права.

    Например, Романо-германская правовая семья, или семья «континентального права» (Франция, Италия, Испания, РФ и др.) Она сложилась в Европе в результате  усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развили начиная с XII в. на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

    Романо-германская правовая система является результатом рецепции римского права. Начиная с XIX в. основным источником права является закон. Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. Как правило. действуют гражданские, уголовные, уголовно-процессуальные и другие кодексы. Значительную роль играют подзаконные нормативные акты.

    В Романо-германской семье достаточно широко используются некоторые общие принципы, которые закладываются в законы. Например, ст.2 швейцарского Гражданского кодекса устанавливает, что осуществление какого-то права запрещается, если оно явно превышает пределы, установленные доброй совестью, или добрыми нравами, или социальной и экономической целью права.     Основной закон ФРГ 1949 г. отменил все ранее изданные законы, противоречащие принципу равноправия мужчин и женщин.

    С развитием международных связей большое значение для национальных правовых систем приобрело международное право. Конституция ФРГ 1949 года прямо предусматривает, что общие принципы международного права имеют приоритет перед национальным законодательством. Подобная норма появилась и в Конституции РФ.

    Спорным является вопрос о месте судебной практике  в системе источников германо-романского права. Компромиссным можно считать подход отношения к судебному прецеденту как вспомогательному источнику права в исключительных случаях, не затрагивающий исходного принципа господства закона.

    Англо-американская правовая семья, или семья «общего права».

    Основным источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы, сформулированные судьями в их решениях. (Англия, США, Канада, Австрия, Новая Зеландия и др.). Англо-американское «общие право» включает прежде всего группу английского права с характерным для Англии прагматически-рационалистическим образом мышления.

    «Семья общего права», как и римского права, развивалась на основе принципа: «Право там, где есть его защита». Несмотря на все попытки кодификации, дополнения и совершенствования положениями «права справедливости», оно в основе своей является прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает возрастание роли статутного права. В противовес местным обычаям это право – общее для всей Англии. Оно было создано королевскими судами, называющимися обычно Вестминстерскими – по месту, где они заседали, начиная с XIII в. В деятельности королевских судов постепенно сложилась сумма решений, которыми они и руководствовались в последующем. Возникло правило прецедента, означающее, что однажды сформулированное судебное решение становилось обязательным и для всех других судей. Характерные черты правопонимания в этой правовой семье выражаются формулой: «Средство судебной защиты важнее права».

    Для англичанина осталось главным то, чтобы дело разбиралось в суде добросовестными людьми и чтобы соблюдались основные принципы судопроизводства, составляющие часть общей этики.

    В англосаксонской правовой семье отсутствует деление права на публичное и частное. Его заменяет деление на «общее право» и «право справедливости». (В XIV – XV вв. появляется королевский канцлер, который разрешает споры по обращениям к королю. Так складывается «право справедливости» После реформ 1873-1875 гг. «общее право» и «право справедливости» объединяются в единую систему прецедентного права.)  Нет резко выраженного деления права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел, а также по причине отсутствия кодексов европейского типа. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело. При нынешней организации судебная система Англии выглядит следующим образом:

    1) решения высшей инстанции – палаты лордов – обязательны для всех судов;

    2) апелляционный суд;

    3) высший суд;

    4) окружные и магистратские суды, их решения прецедентов не создают.

    За многовековую деятельность законодательного органа общее число принятых им актов составляет около 50 томов (более 40 тыс. актов). Ежегодно английский парламент издает до 80 законов. В то же время существует около 300 тыс. прецедентов.

   Проблема соотношения закона и прецедента разрешается на основе следующего принципа: закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается закону.

Систематизация законодательства

    Систематизация нормативных правовых актов имеет целью упорядочение правового материала, расположение его по определенным разделам и рубрикам, т.е. классификацию, облегчающую поиск необходимых нормативных актов и служащую условием выполнения требований законности. В этом аспекте принято говорить о внешней систематизации нормативных актов. Во внутреннем плане систематизация направлена на достижение внутреннего единства правовых норм, т.е. на устранение коллизий и пробелов в праве.

Виды систематизации

  1. Кодификация

    Охватывает как внешнюю, так и внутреннюю обработку актов. В ходе кодификационных работ осуществляются не только классификация нормативных актов, но и внесение в их содержание существенных изменений и дополнений, отменяются устаревшие принципы и нормы, создаются новые. Она может осуществляться только правотворческими органами государства и является разновидностью правотворчества.

    Например, Уголовный Кодекс РФ, Устав Автомобильного Транспорта РСФСР.

  1. Инкорпорация

    Основывается только на внешней систематизации и простой классификации нормативных актов по определенным тематическим признакам: предметному и (или) хронологическому.

    В результате инкорпорации нормативные акты соединяются в сборники по признаку регулирования ими определенной области общественных отношений (например, области пенсионного или жилищного обеспечения).

    Инкорпорация может охватывать все законодательство по данному предмету регулирования. Тогда она называется генеральной. Если инкорпорация относится лишь к части, она является частной.

    Инкорпорация бывает официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация осуществляется компетентными органами (Например, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации). Неофициальная корпорация проводится организациями и лицами по их инициативе. Она носит справочноинформационный характер.

  1. Консолидация

    Представляет собой промежуточное звено, нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией.  В процессе консолидации несколько нормативных актов объединяются в один. При этом нормы права, включенные в прежние акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия. Возможна даже новая редакция некоторых статей. Однако консолидация не вносит существенных изменений в правовое регулирование общественных отношений, что сближает ее с инкорпорацией, хотя в то же время для консолидации характерны некоторые черты, присущие кодификации.

    В результате консолидации также создаются сборники законодательства, которые обычно носят неофициальный характер. Здесь нормы права соединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, капитальное строительство, кадровая работа и т.п.) Отдельные нормативные акты при консолидации включаются как в целом (например, Закон об образовании в РФ), так и в выдержках (например, статьи Положения о службе в органах внутренних дел и Закона о милиции, в которых закрепляются вопросы обучения в вузах и средних специальных учебных заведениях органов внутренних дел).Акты консолидации обычно используются как юридические пособия для лиц, занятых в соответствующих государственных или общественных сферах деятельности.

    Систематизация:

  • позволяет своевременно выявлять пробелы в праве и устранять их;
  • способствует оперативному поиску необходимой правовой нормы в процессе правоприменительной деятельности;
  • обеспечивает доступ широким слоям населения к первоисточникам, что повышает уровень правовой культуры.

    Следует различать понятия «система права» и «система законодательства».

Если первое означает внутреннюю структуру права (единство составляющих элементов), то второе понятие определяет иерархическое единство нормативно-правовых актов.

Закрепление темы

1).Определите принадлежность примеров к понятиям : «правовая система», «система права», «система законодательства»: англосаксонская правовая семья, уголовное право, ФЗ  РФ «О безопасности дорожного движения», институт наследства, «право справедливости», Указ Президента РФ, право собственности, Постановление Правительства РФ, прецедентное право, мусульманское право.

2).Определите, к какой отрасли права относится предложенное правоотношение: купля-продажа гаража, сбор налогов, ответственность за кражу, увольнение с работы, регистрация рождения ребенка, аренда земли, нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, рассмотрение иска в суде, допрос подозреваемого в совершении убийства, отбывание наказания в колонии для несовершеннолетних, алименты, найм квартиры, списывание на уроке.

3). Проанализируйте приведенные ниже отрывки законов и укажите, нормы каких отраслей права взаимодействуют между собой в процессе регулирования указанных в них общественных отношений:

а) ст. 3 Конституции РФ «Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону»;

б) ст. 43 СК РФ «Брачный договор может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов…»

4).Определите вид систематизации: Гражданский кодекс РФ, Собрание законодательства РФ, Устав Автомобильного Транспорта РСФСР, Сборник законодательных актов по вопросу осуществления автомобильных перевозок, Руководителю предприятия и работнику отдела кадров трудовое законодательство.

Вопросы по теме

1). Что представляет собой система права?

2). Дайте характеристику элементам системы права.

3). Какие отрасли российского права вы знаете?

4).Как соотносятся понятия «система права», «система законодательства» и «правовая система»?

5). Для чего нужна систематизация законодательства?

6). Какие виды систематизации законодательства вы знаете?

7). Приведите примеры правовых семей. Чем они различаются?