Тема 5.3. Государство и экономика. Рыночные отношения

Тема 5.3. Государство и экономика. Рыночные отношения

Основные понятия и термины по теме: Рынок, обмен, спрос, предложение.

План изучения темы:

1. Рынок как особый институт

3. Теории А.Смита и Д. Кейнса.

2. Государство и экономика.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Рынок как особый институт

Рынок (в узком смысле) — это совокупность отношений, форм и организации сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Рынок (в широком смысле) — это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества.

Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в данный момент условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Основными элементами конъюнктуры рынка являются спрос и предложение. 

Спрос — это потребности людей в предметах потребления и средствах производства, которые могут быть реально удовлетворены и обеспечены имеющимися у них денежными средствами («хочу+могу»)

Предложение — это совокупность товаров и услуг, которые могут быть предложены покупателю в данный период времени.

Рыночное равновесие — это ситуация, при которой величина спроса равна величине предложения.

Согласно закону стоимости производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами. Денежным выражением стоимости является цена, которая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он падает, то падает и цена и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:

а) цена спроса — та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;
б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.

 

В рыночной экономике вопросы производства и реализации продукции производители решают самостоятельно, а поведение и действия производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Как экономический механизм, связывающий производителей и потребителей, рынок видоизменялся на протяжении длительного времени.

В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков, которая состоит из:
а) рынка потребительских товаров;

б) рынка средств производства;

в) рынка рабочей силы;

г) рынка инвестиций, т. е. долгосрочных вложений;

д) рынка иностранных валют и ценных бумаг;

е) рынка научно-технических разработок;

ж) рынка информации.

Основными признаками свободного рынка являются следующие:

1) неограниченное число его участников;

2) абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг;

з) наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке (о ценах, спросе и предложении, размерах получаемой прибыли и т. д.);

4) мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг;

5) невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими производителями.

Подобного свободного рынка в действительности не существует — это идеальный образ. Однако элементы его обязательно присутствуют в любой рыночной экономике, во всяком реально функционирующем рынке.

Теории А.Смита и Д. Кейнса

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции (склонности) в экономике, такие, как монополизм (один производитель), олигополию (несколько производителей), безработицу и др. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX — начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929—1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица.

Кризис 1929—1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть многие положения экономической теории. В частности, до середины 30-х гг. XX в. среди них господствовало мнение о том, что безработица является по своей сути всего лишь отражением «превышения предложения» на рынке труда, вызванного слишком высокой заработной платой. А поскольку немногие работодатели могут нанимать людей, обеспечивая им высокие заработки, то результатом является безработица. Но, считали ученые, свободный рынок со временем решит эту проблему. Однако в период мирового экономического кризиса 1929— 1933 гг. этого не произошло.В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов.

(До Кейнса в экономике господствовала теория А. Смита об экономической свободе рынка.  Смит автор работы  «Исследование о природе и причинах богатства народов». Эта книга в деталях описывает последствия экономической свободы. В книгу включены обсуждения таких концепций, как laissez-faire, роль эгоизма, разделение труда, функции рынка и международное значение свободной экономики. Богатство народов открыло экономику как науку, запустив доктрину свободного предпринимательства.

Смит изложил интеллектуальную систему, которая объяснила работу свободного рынка и до сих пор является основой экономического образования. Самый известный афоризм Смита — невидимая рука рынка — фраза, которую он использовал для объяснения эгоизма, как эффективного рычага в распределении ресурсов)

Взгляды Дж. Кейнса оказали огромное влияние как на мировую экономическую мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных странах.

Государство и экономика

Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы, регулирования экономической жизни.

  1. Правовые методы

Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

  1. Финансово экономические методы

К ним относятся прежде всего налоги. (Налогобязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований (Ст.8 Налогового кодекса РФ). Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его.

Налоги являются основным источником накопления доходной части государственного бюджета.

Государственный бюджет — это основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных доходов и расходов и имеющий силу федерального закона. 

Государственный бюджет разрабатывается правительством РФ, а утверждается (принимается) — парламентом (Федеральным Собранием РФ). председатель правительства отчитывается  перед парламентом об исполнении бюджета.

Государственные бюджеты могут быть:

  • сбалансированными (доходы=расходам);
  • профицитными (доходы > расходов)
  • дефицитный (доходы < расходов).

Если расходы сильно превышают доходы. то могут провести секвестирование бюджета — ограничение государственного бюджета в отношении какого-либо направления.

Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей).

  1. Экономическое программирование

Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.

Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.).

Лабораторные работы/ Практические занятия — не предусмотрено

Вопросы  для самоконтроля по теме:

1.Каковы способы государственного регулирования рыночной экономики?

2.Закон спроса и предложения?

3Каковы главные признаки свободного рынка?

4 Виды рынков?