Тема 5.4. Экономика потребителя и экономическая культура

 

Тема 5.4. Экономика потребителя и экономическая культура

Основные понятия и термины по теме: Уровень жизни., прожиточный минимум, занятость, безработица, МРОТ

План изучения темы:

  1. Экономика потребителя (уровень жизни)
  2. Рынок труда (занятость и безработица)
  3. Экономическая культура

Краткое изложение теоретических вопросов:

Экономика потребителя (уровень жизни)

Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Цель потребителя — извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг. Ограничения на пути достижения цели потребителя: семейный бюджет — баланс денежных доходов и расходов семьи.

Одним из базовых показателей уровня развития государства являются уровень и качество жизни его населения.

Уровень жизни — это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промышленными товарами, продуктами питания, жильем и т.п.).

 

Рынок труда (занятость и безработица)

Рынок труда — это система экономических механизмов, норм, институтов, обеспечивающих воспроизводство и использование рабочей силы.

Рабочая сила — это физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенны виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготовляемой продукции.

Заработная плата — это величина денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определенного объема работ или исполнение своих служебных обязанностей в течение определенного времени.

Прожиточный минимум — это такой уровень доходов, который нужен работник для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг.

МРОТ — минимальный размер оплаты труда — законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.

Номинальная заработная плата — размер вознаграждения; реальная заработная плата — это сумма благ, которую можно приобрести на номинальную плату.

Занятость — это система отношений между людьми по поводу обеспечения рабочими местами и участия в хозяйственной деятельности.

Трудовые ресурсы — все дееспособные лица в возрасте от 16 до 60 (женщины), 65 (мужчины) лет.

Безработицей называется такое положение в экономике, при котором часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти работу.

Экономическая культура 

Экономическая культура общества — это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Экономическая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Она определяет творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления.

Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать ее, но может и отставать от нее, мешать ее развитию.

 В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы:

-знания и практические умения,

-экономическую направленность,

-способы организации деятельности,

-нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания —  его важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества.

Современное производство, экономические отношения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объема знаний. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Лабораторные работы/ Практические занятия — не предусмотрено

Вопросы  для самоконтроля по теме:

1.От чего зависит уровень жизни в стране?

2.Перечислите основные виды и причины безработицы?

3.Что такое культура потребления?

4. Заработная плата. Виды?