Раздел 5. РОЛЬ НАУКИ, ИДЕОЛОГИИ И МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ. Тема 5.1 Общественные науки, идеология и массовая культура.

Тема 5.1  Общественные науки, идеология и массовая культура

Основные понятия и термины по теме: кейнсианство, конфессия, пиар, структурализм, тоталитаризм, экуменическое движение.

План изучения темы:

  1. Общественные науки:

— экономическая теория в современных условиях;

— социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей;

— структурализм как направление современной философской мысли.

  1. От конца идеологии к реидеологизации:

— концепция «конца идеологии».

  1. Церковь и общество на рубеже веков:

— экуменическое движение.

  1. СМИ и массовая культура:

— интернационализация духовной жизни человечества.

Краткое изложение теоретических вопросов.

Общественные науки

Экономическая теория в современных условиях:

— постоянно усиливающаяся математизация экономических исследований,

эмпирический поворот в экономических исследованиях,

расширение масштабов экономических исследований в неэкономических науках, постепенно вытесняющих традиционные «исторические» школы.

Социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей. Их предметом стало исследование широкого спектра проблем, от изучения интересов социальных слоев, тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов. Крупный немецкий психолог и социолог Эрих Фромм в своих работах  уделял внимание личности и мотивам ее поведения. В 1933 г. ученый эмигрировал в США. Опираясь на психоанализ, идеи неомарксизма и экзистенциализма, он создал свою собственную социальную философию. Большое место в его трудах занимает проблема отчуждения человека в современном обществе и поиск путей ее преодоления.

Философия стала носить прикладной характер. Двадцатый век «породил» не только глобальные проблемы человечества, но угнетение нервной системы (депрессию). Перед философией встала новая задача: создать технику «выживания» человека (стрессоустойчивость). Наделить человека «смыслом жизни» сформировав адекватное мировоззрение.

От конца идеологии к реидеологизации

Идеология — целостная система идей и взглядов

В1960—1970-е гг. в странах Запада стала популярной концепция «конца идеологии», выдвинутая учеными-социологами американцами Даниелом Бэллом, Сеймуром Липсетом и др. Например, в предвыборных кампаниях главное внимание уделялось так называемому пиару, скандальным разоблачениям, популистским обещаниям для избирателей.  Однако уже конец 1970-х — начало 1980-х гг. в развитых странах стали периодом реидеологизации (восстановление идеологии).  У власти оказались лидеры (Р. Рейган в США, М. Тэтчер в Великобритании), опиравшиеся на традиционные духовные ценности либеральной демократии.

Сегодня государство вновь стало задумываться о нравственном воспитании. В жизнь общества возвращается цензура (запрет на экстремистскую,  нецензурную, умаляющую честь и достоинство информацию).

Ситуационная задача.

Крушение российского самолета А321 на Синае (Египет) тридцать первого октября 2015 года, падение самолёта Ту-154 25 декабря 2016 года в Сочи. Сотни погибших. Разве над таким шутят? Оказывается — да. Сатира — это визитная карточка французской национальной культуры. Журнал Шарли Эбдо на своих страницах отображает историю в карикатурах, в том числе и трагедии.  Теракт на борту российского самолета А321 и «Шарли Эбдо» тут же «забавляется» рисунком следующего содержания: испуганный исламист стоит под летящими на его голову обломками самолета и пассажиров, а надпись гласит, что «Россия наращивает бомбардировки ИГИЛ». И этого мало. Рисуется череп в солнечных очках с надписью: «надо было лететь не российским самолетом, а «Аир Кокаин». А в довершении, на самой обложке журнала рисуется, как ракета поражает российский самолет.

Редакция журнала подвергалась нападению террористов за карикатуры на пророка Мухаммеда. Тогда вся Европа встала за защиту ценности европейской демократии – свободы слова.

Представьте, что Вы были делегированы на митинг защиты свободы слова во Францию. Какую позицию заняли бы Вы? Есть ли нравственные пределы у сатиры? Что понимается под «свободой слова»? Купили бы Вы журнал Шарли Эбдо? Аргументируйте свой ответ.

Церковь и общество на рубеже веков

Экуменическое движение, главной его целью   является сближение христианских церквей во всем мире. Важным этапом в его развитии стала Всемирная ассамблея христианских церквей в Амстердаме (1948 г.), на которой был создан Всемирный совет церквей, призванный координировать деятельность входящих в экуменическое движение религиозных организаций.

Сегодня религия переживает новый этап развития:

—  с одной стороны, увеличилось количество верующих;

— с другой стороны, нельзя не считаться с научно-техническим прогрессом и изменением общества (легализация в Европе однополых браков, искусственное оплодотворение, генная инженерия – люди идут наперекор традиционным религиозным устоям).

В христианском мире наблюдаются тенденции сближения католической церкви и православной (Римский Папа Франциск предложил отмечать Пасху в единый день, по православному исчислению).

В исламе наблюдается озабоченность использования веры лицами с экстремистскими наклонностями. Из-за их действий, в обществе начинают соединять ислам и терроризм и относиться к мусульманам с недоверием.

СМИ и массовая культура

         Средства массовой информации (СМИ) давно относят к четвертой ветви власти из-за возможности мощного влияния на сознание и настроения людей. Если в период «холодной войны» существовал железный занавес, который приводил к искажению информации (неправильному восприятию советскими и американскими гражданами друг друга), то теперь, в эпоху IT-технологий и необъятного мультимедийного пространства в Интерне, говорят о «гибридной войне» — политическая пропаганда и искажение информации . В итоге, при наличии спутников-шпионов, беспилотников и независимых наблюдателей ОБСЕ общество не может получить исчерпывающую информацию. Например, так и не оглашены причины трагедии самолета Боинг 777, летевшего из Амстердама в Куала-Лумпур. Он был сбит 17 июля 2014 года в районе соприкосновения конфликтующих сторон в Украине (на Донбассе). Погибли 298 человек. Не привлечены к ответственности лица, причастные к Одесской трагедии  мая 2014 года, когда были заживо сожжены 48 человек в Доме профсоюзов.

         СМИ становятся ангажированными (подкупленными), они создают не объективную реальность, а заранее запланированный виртуальный мир.

         В мире искусства наблюдается акцент на коммерциализацию. Сегодня созидатели больше ориентируются на массового потребителя и формируют досуговую сферу.

Работа с текстом

Международный язык эсперанто.

Эсперанто — плановый (т.е. созданный искусственно) язык, проект которого разработал в 1887 г. польский врач Л.Заменгоф. Его основу составляют интернациональные слова, часто понятные без перевода, и очень простая грамматика. Структура и словарь эсперанто достаточно просты, чтобы человек без особых способностей к языкам мог за очень короткое время научиться вполне свободно объясняться на нем. К тому же знание эсперанто облегчает дальнейшее изучение других языков.

Относительная простота эсперанто не делает его каким-то ущербным языком: он очень благозвучен (напоминает итальянский) и обладает прекрасными выразительными возможностями, позволившими перевести на него многие произведения мировой классики (от Данте и Пушкина до Булгакова и Толкиена) и создать интересную литературу, оригинально на нем написанную. На эсперанто ежегодно издается более 200 книг и выходит около 300 периодических изданий.

Эсперанто, в идеале, предназначен стать вторым языком для всех во всемирном масштабе. Это позволило бы, во-первых, всем народам на равных развивать свои национальные языки и культуры, не боясь нежелательного чуждого влияния и ассимиляции; и, во-вторых, позволило бы достичь большего взаимопонимания между народами, так как на нейтральном и легко изучаемом международном языке могут осуществлять прямые контакты не только власть имущие или специалисты, но все простые люди. Поэтому эсперанто — путь к миру, демократии и подлинному интернационализму во всем мире.

Вопросы для обсуждения:

Как по вашему мнению, почему созданный еще в 1887 году язык эсперанто так и не нашел своего массового употребления?

Вопросы для самоконтроля по теме:

1) Почему время популярности концепции «конца идеоло­гии» в 1960-1970-х гг. сменилось периодом реидеоло­гизации? Является ли теория «конца идеологии» обоснованной?

2) Какие меры религиозные организации предпринимают для того, чтобы по-прежнему занимать лидирующее положение в духовной жизни человека? Насколько им это удается?

 3) Что вы знаете об экуменическом движении? Почему его возникновение стало возможным именно в XX в.? Рас­скажите о его развитии на современном этапе, исполь­зуя материалы СМИ и Интернета.

4) Как вы понимаете термин «массовая культура»? Какие черты послевоенного развития общества способство­вали ее всестороннему распространению?

5) Оцените результат влияния массовой  культуры на жизнь общества и отдельного человека. Какую роль она играет в современной жизни?