Тема 5.2 Новые направления в искусстве во второй половине XX — начале XXI вв.
Основные понятия и термины по теме: абстракционизм, абстрактный экспрессионизм, алеаторика, битники, граффити, инсталляция, концептуализм, поп-арт, сонористика.
План изучения темы:
- От модернизма к постмодернизму:
— абстрактный экспрессионизм;
— поп-арт;
— авангардные течения в музыкальной и художественной культуре.
- Контркультура и культура молодежного бунта:
— парадокс молодежных движений.
- Подъем национальных культур:
— массовизация национальных культур.
Краткое изложение теоретических вопросов.
От модернизма к постмодернизму
Джексон Поллок — самый известный абстрактный экспрессионист. Поллок искал свои собственные индивидуальные методы и техники работы. Он покрывал холсты беспорядочными брызгами, полосами красок и клякс; иногда он прокалывал банки с краской и размахивал ими над будущей картиной так, что краска лилась на холст.
Своеобразным противовесом идеям абстрактного экспрессионизма стал поп-арт (популярное искусство). Возникновение этого художественного течения было связано развитием «общества благосостояния», когда произошел самый настоящий бум производства товаров массового потребления и развлечений. Художники поп-арта считали, что любая вещь достойна стать произведением искусства, что она может утратить свои потребительские качества и приобрести художественные.
Первую композицию в стиле поп-арта создал в 1956 г. английский художник Ричард Гамильтон. На коллаже представлена современная комната. Мужчину-культуриста с огромным леденцом с английской надписью «Рор» и женщину окружают разные потребительские товары: пылесос, магнитофон, банка ветчины, плакат и другие.
Развитием поп-арта стала печатная и телевизионная реклама, где материальные объекты преподносятся как символы прекрасного.
К поп-арту относят такой вид художественного творчества, как граффити— уличные надписи, рисунки на заборах, стенах гаражей и т.д. Дань этому направлению изобразительного искусства отдают как профессиональные авторы, так и любители.
Инсталляция— пространственная композиция, сконструированная из разных материалов и бытовых предметов.
Современные художники вынесли свои произведения за пределы галерей и музеев. Они создают их на природе или преобразуют городской ландшафт. Так возник инвайронмент— изменение окружающей среды в соответствии с замыслом художника.
Перформанс — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время.
Контркультура и культура молодежного бунта
В любом обществе господствующим течениям в культуре противостоит контркультура. Парадокс молодежных движений (битники, хиппи, рокеры и другие) заключался в том, что первоначально они несли вызов господствующей культуре «общества потребления». Затем — становились частью этой культуры, модой, приносящей немалые прибыли предпринимателям от индустрии досуга и шоу-бизнеса.
Показательна судьба популярного музыкального ансамбля 1960-х гг. «Битлз». Первоначально они выступали в небольших клубах, привлекая внимание слушателей не столько исполнительским искусством, сколько свободной манерой поведения на сцене и умением затронуть в своих песнях темы, которые волновали молодежь. Со временем «Битлз» получили мировую известность. Возникло множество подражавших им музыкальных коллективов.
Тема молодежного бунта занимала важное место в творчестве многих писателей, представителей критического реализма — в частности, Джерома Сэлинджера. Его роман «Над пропастью во ржи» вошел в сокровищницу мировой литературы. Рэй Брэдбери в романе«451° по Фаренгейту», Патрик Зюскинд «Парфюмер», Чак Паланик «Бойцовский клуб», Э. Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого», Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» и т.д.
Одна из особенностей эпохи глобализации всестороннее распространение продукции массовой культуры.
В октябре 2005 г. по решению ЮНЕСКО была принята конвенция о культурном многообразии. Она закрепляет за всеми странами право развивать различные формы культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку национальным культурным проектам.
Подъем национальных культур
Татарстан стал центром духовного притяжения многомиллионного народа, разбросанного волею исторических судеб по всем континентам. В то же время в татарских общинах, развивающихся по принципу национально-культурных автономий, появились собственные возможности для сохранения и возрождения родного языка, культуры и самобытности. Новый статус Татарстана открыл широкие горизонты для развития культуры, системы образования татарского и других народов республики. Несомненные достижения в этой сфере получили высокое признание мирового сообщества. Татарстан стал очагом новаторских инициатив, пилотных проектов в области народного образования, профессионального искусства, в проведении международных форумов по самым актуальным проблемам современности. Празднование 1000-летия города Казани стало не только событием, коренным образом изменившим облик столицы республики, ее инфраструктуры, но и поворотным моментом в историческом самосознании татарстанцев.
Признание Казани одним из древнейших городов планеты, с высоким уровнем военной, градостроительной и производственной культуры, органичным сплавом ислама и православия, тюркской, славянской и финно-угорской цивилизаций, прочно закрепило за ним статус третьей столицы России, крупного центра мирового культурного наследия.
В 2004 г. Казанский университет отмечал свое 200-летие. Существование этого прославленного учебного заведения сформировало особые традиции вузовской науки и образования в Татарстане. Создание в Татарстане Академии наук дало новый импульс фундаментальным исследованиям по самым разным отраслям знания, стало одним из важнейших условий современного экономического и культурного развития.
Самостоятельная социально-экономическая политика Татарстана, направленная на повышение уровня жизни населения, приближение его к европейским стандартам, диктует новые подходы в стратегии и тактике. Главным условием эффективности экономики является отход от сырьевой зависимости, создание инновационных производств на основе имеющегося научно-технического и промышленного потенциала республики.
Самостоятельность Татарстана позволяет решать масштабные социальные проекты, такие как Программа ликвидации ветхого жилья, программа социальной ипотеки, газификации населенных пунктов и др. В 2010 г. Новым Президентом Татарстана был избран опытный политик и экономист Р. Н. Минниханов, под руководством которого продолжают эффективно развиваться нефтехимический комплекс, жилищное строительство, автомобильная и авиационная промышленность, сельское хозяйство, культура, в республике прошла Универсиада- 2013 г., готовится к Чемпионату мира по футболу 2018 г. и другим событиям международного уровня. Иными словами, начинается новый этап в государственном строительстве Татарстана.
Народы республики с уверенностью смотрят в завтрашний день. Путь, пройденный ими в ХХ столетии, несмотря на все сложности и противоречия, стал историей возрождения государственности, восстановления традиций, поиска своего уникального места в мировой цивилизации.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1) Охарактеризуйте основные направления в развитии изобразительного искусства и музыкальном творчестве. Определите их сходство и различия с искусством первой половины XX в.
2) Что вы можете сказать о развитии абстракционизма во второй половине XX в.? Как художники-абстракционисты определяли главную цель своего творчества?
3) Как вы думаете, с появлением, каких черт в жизни общества связано возникновение поп-арта? Что находится в центре внимания приверженцев этого направления?
5) Что такое бит, битники? Какие еще молодежные движения протеста вы знаете? Как они связаны с массовой культурой?