Тема 5.3 Российская культура на рубеже новой эры.

Тема 5.3  Российская культура на рубеже новой эры

Основные понятия и термины по теме: коммерциализация культуры, конфессия, патриотизм.

План изучения темы:

  1. Перемены в начале 1990-х гг.:

— новые процессы в развитии культуры.

  1. Коммерциализация искусства и массовая культура:

— массовая культура отечественного образца.

  1. Новая эстетика:

— постмодернизм и информационные технологии.

  1. Историко-культурное наследие:

— возрождение культурной среды.

  1. Религиозная жизнь:

— рост религиозного сознания.

Краткое изложение теоретических вопросов.

Новые процессы в развитии культуры

Важнейшими условиями экономических и политических преобразований стало утверждение свободы слова, развитие Интернета, рост вовлеченности России в мировое культурное и информационное пространство. В результате в обществе первой половины 90-х гг. широко распространились настроения разочарования. Исчезла уверенность в завтрашнем дне, у многих людей появилось чувство незащищенности. Становление институтов рыночной экономики сопровождалось стремительным ростом цен и падением жизненного уровня, которое заставило вспомнить о трудностях прошлых лет. В языке быстро укоренились не только многочисленные англоязычные заимствования, но и привнесенные из словаря маргинальных социальных групп слова и понятия. Потребность в общественном идеале была поставлена под сомнение, культура перестала формировать публичное пространство. В результате интеллигенция стала терять роль глашатая общественных настроений.

В первой половине 90-х гг. резко сократилось государственное финансирование объектов культуры — музеев, театров, библиотек. После невиданного взлета перестроечных лет столь же стремительно упали тиражи газет и журналов. Большинство бывших читателей были просто не в состоянии их выписывать. Но во многом такое падение интереса было связано и с ростом влияния телевидения, в изобилии предлагавшего информационные и развлекательные программы. Огромную аудиторию стали собирать развлекательные телевизионные проекты и нескончаемые сериалы. Широкое распространение на радио и ТВ получили многочисленные заимствованные из западной практики интерактивные формы взаимодействия с аудиторией.

 Массовая культура отечественного образца

Массовая культура в первые после перестроечные годы ориентировалась почти исключительно на заимствованные образцы. Быстро сформировался и рынок продукции массовой культуры отечественного образца. Первыми заявили о себе глянцевые журналы, рассчитывавшие на приверженность российской аудитории печатному слову. Этот рынок быстро дробился на сегменты развлекательного чтения «для всех», для женской и мужской аудитории, «по интересам» (кулинария, садоводство, дизайн, спорт и т.п.). Широкое хождение получили книги легкого жанра, особенно детективы (А. Маринина, Д. Донцова, Б. Акунин и др.), любовные романы, фэнтези (Ник Перумов, А. Бушков и др.).

Картинки по запросу кассовые фильмыРазмежевание на рок и легкую развлекательную музыку (попсу) происходило на эстраде. Попса заняла значительную часть телевизионного эфирного времени. На рубеже нового тысячелетия стали появляться российские коммерческие ленты, использовавшие опробование в производстве мировой кассовой кинопродукции приемы (например, «Сталинград», «Батальон», «Викинг» и др.).

«Расползание» массовой культуры создавало в постсоветском обществе культурное пространствоКартинки по запросу современный театр непривычного качества, в котором мерилом творческого успеха оказывался успех коммерческий. Процессы коммерциализации захватили в первую очередь рассчитанные на массового зрителя зрелищные искусства. В первые постсоветские годы театр и кино потеряли значительную часть своей аудитории ввиду роста цен на билеты конкуренции теле — и видеопродукции. Театр искал пути вживания в новую реальность. В результате родились театральные антрепризы — временные творческие коллективы, создаваемые под конкретную постановку, а также экспериментальные студии и разнообразные фестивальные проекты.

Постмодернизм и информационные технологии

Появились новые формы общения со зрителем. Спектакли ставились в реальных исторических декорациях (так, опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении труппы Мариинского театра прозвучала на Соборной площади Московского Кремля в мае 2003 г.). В театральных постановках стали широко использоваться приемы документального жанра, в тексты вводились интервью или «подслушанные на улице» разговоры. Драматургия таких спектаклей строилась на взаимодействии со зрителем в небольшом зале.

В кино использовались не только дорогостоящие спецэффекты и компьютерные технологии, но и приемы съемки в режиме реального времени («Русский ковчег», режиссер А. Сокуров, 2002 г.) и подходы документального кино, в том числе в характерном ироническом ключе («Первые на Луне», режиссер А.Федорченко, 2005 г.). В телевизионной документалистике стал широко применяться метод «исторической реконструкции» реальных событий. Все эти технологии были призваны вовлечь зрителей в действие, сделать их соучастниками происходящего.

Заметное влияние на духовную жизнь оказало вступление России в глобальное информационное пространство и рост возможностей доступа к различным источникам информации. Быстро стали расширяться каналы оперативного получения информации и взаимодействия через Интернет, в том числе в осуществлении проектов в сфере образования, в организации общественной деятельности. Появились многочисленные электронные периодические издания, электронные библиотеки и образовательные порталы, художественные сайты. Число постоянных пользователей Интернета достигло по итогам 2006 г. 27 млн. человек.

 

Возрождение культурной среды.

музея-усадьбы «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого)

Самоорганизация культурной жизни принимала все более многообразные формы с начала нового тысячелетия, когда стала расширяться материальная база для осуществления инициатив в сфере культуры. Магистральным направлением оставалось освоение национального культурного наследия, рост интереса к которому был связан с поиском устойчивых мировоззренческих основ в переходную эпоху. Процесс возрождения традиционной культурной среды способствовал восстановлению исторических памятников в больших и малых городах России, открытию новых музеев, в том числе на основе частных коллекций,развитию музейных комплексов (например, вокруг музея-усадьбы «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого).

Состоялись торжества по случаю юбилеев больших и ма­лых городов России — 850-летия Москвы, 300-летия Санкт-Петербурга, 1100 -летия Пскова, 1000-летия Казани, 1250-летия Старой Ладоги.

Интерес к историческим традициям России способствовал изданию массовыми тиражами фундаментальных трудов по отечественной истории (Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, С.Ф. Платонова). Публикация трудов русских мыслителей Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Г.П. Федотова и др. открыла неизвестные массовому читателю страницы отечественного духовного наследия. Возвращение на Родину произведений русских философов и писателей «первой волны» эмиграции, окончивших свои  дни в изгнании (И.А. Бунина, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, В. И. Иванова, Г.В. Иванова, В.В. Набокова и многих других), позволило говорить о начале процесса восстановления общего поля русской культуры XX в. и исторической памяти. В начале XXI в. в России был перезахоронен прах Федора Шаляпина, Анны Павловой, Ивана Ильина, Ивана Шмелева. Домой возвратились некоторые представители послереволюционной эмиграции (вдова поэта Г.В. Иванова, писатель И.В. Одоевцева, певица А.Н. Баянова). В 1994 г. в Россию вер­нулся А.И. Солженицын.

Андрей Звягинцев

Огромный интерес вызвали  произведения нового российского кино, посвященные  тематике войны, осмыслению духовных исканий человека в современном мире. Ряд получивших признание художественных лент («Возвращение» и «Изгнание» А.П. Звягинцева) был снят в жанре притчи. Лидером зрительских  предпочтений стал фильм П.С. Лунгина «Остров». Воплощение на экране религиозной картины мира, темы веры и покаяния вызвало широкую дискуссию, переросшую рамки обсуждения конкретного художественного произведения.

 

 Рост религиозного сознания

Важнейшим процессом в развитии духовной жизни новой России стал рост религиозного сознания людей. Религиозное возрождение коснулось всех традиционных конфессий — православия, ислама, иудаизма, буддизма.

Религиозные праздники и события церковной жизни стали для многих неотъемлемой частью духовного опыта.

Новое прочтение сегодня получает тема патриотизма. Это чувство причастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа, гордость за его достижения, бережное отношение к истории страны и своей малой родины. Патриотизм предполагает личную ответственность за становление гражданского и правового сознания, за судьбу страны и за будущее нашей культуры.

Задания для самостоятельного выполнения:

             На выбор обучающегося: рисунок, коллаж, презентация, ролик на тему: «Национальная культура Республики Татарстан».

             Ответьте на вопрос: для чего необходимо сохранять национальные традиции в век IT-технологий (технической унификации)?

Форма контроля самостоятельной работы:

Проверка выполнения самостоятельной  работы: зачтено/не зачтено (начисление баллов за выполнение задания).

Вопросы для самоконтроля по теме:

  • Какие перемены произошли в духовной жизни России в кон­це XX — начале XXI в.? С чем связаны эти перемены?
  • Какие новые виды массовой культуры появились в России в постсоветский период?
  • Какие изменения произошли в религиозном сознании населе­ния России в конце XX — начале XXI в.? С чем связаны эти изменения?
  • Какие изменения произошли в культуре потребления? Что но­вого появилось в этой сфере?