Раздел 1 Общество

Раздел 1 Общество 

Тема 1.1 Общество как система

Основные понятия по теме: Общество как сложная динамичная система. Структура общества. Общества и природа. Общества и культура. Взаимосвязь сфер общественной жизни.

Кейс  (1.1)

Тип: учебный (аудиторный)

 Сюжет

На день самоуправления Н. назначили преподавателем обществознания. Перед ним была поставлена задача наглядно объяснить обучающимся понятие «сферы общественной жизни». Н. в учебнике по обществознанию за 10 класс прочитал следующий текст: «Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни их обычно выделяют четыре:

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые  в  их  взаимоотношении  и  взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания,  которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы   называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим».

                Формулировка проблемы:

  1. Для наглядности и лучшего усвоения материала переделайте текст в табличную форму:

— какие графы Вы бы рекомендовали Н. использовать в таблице?

— какую можно добавить графу для расширения информационной базы материала?

  1. Помогите Н. сформулировать три вопроса по теме обучающимся.

 

Тема 1.2 Социальные институты

Основные понятия по теме: Понятие социального института. Причины возникновения  и процесс формирования социальных институтов. Виды социальных институтов. Семья как социальный институт.

Кейс  (1.2) – 1

Тип: практический (внеаудиторный)

Выносится на самостоятельную работу.

Сюжет

Быт русской семьи по «Домострою», XVI века

(«Домострой» приводится в извлечениях по изданию

Гуревич Я., Павлович Б. Историческая хрестоматия по русской истории.

В трех частях,  часть 2, СПб. 1889. С. 53-55.

Режим доступа: http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/9/chrest/X2_5.htm)

«Как детей учить и страхом спасать. Наказывай сына твоего в юности, и он успокоит тебя в старости и принесет  тебе честь. Не будь скуп на удары дитяти, ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет; нанося удары телу, спасешь душу от смерти.  Не улыбайся ему, не играй с ним; ибо в малом деле посмеявшись, в большом пострадаешь. Не дай ему власти в юности и сокруши ему ребра, пока он растет, чтобы, возмужав, не перестал повиноваться тебе, ибо в таком случае будет больно и досадно твоей душе, убыточно твоему дому, будет погибель имению твоему, укоризна от соседей…

Как научать мужу жену свою, как угодить Богу и мужу своему, как хорошо устроить дом… Мужья должны поучать жен своих с любовью и разумно. Жены должны спрашивать мужей своих, как Богу и мужу угодить, дом свой устроить. Они должны им во всем покоряться… Хозяйка сама должна знать, как мука сеется, как квашня приготовляется…; она должна знать приготовление калачей и пирогов, количество муки, необходимое для этого…; меру должна знать во всем. … Всему она должна знать счет, отдавать в стирку по счету и принимать по счету. Старые вещи должны быть бережно починены, ибо они пригодятся для сироток. … Сама хозяйка никогда, разве в случае болезни, не должна быть без дела; слуги, глядя на нее, должны вести себя так же. …..

…Но если муж  увидит, что у жены и слуг нет порядка…, то должен он жену научить. Когда она делает все как следует, то заслуживает любви и жалования; если же она не живет по наставлению, сама не исполняет своих обязанностей и слуг не учит исполнять, то пусть муж накажет и постращает ее наедине, а, наказав, пожалует и скажет доброе слово. Должно наказывать с любовью; не следует мужу сердиться на жену, а жене на мужа, но жить им в любви  и откровенности….

Но если жена, или сын, или дочь слова и приказания не слушают, не боятся, не делают того, что муж, отец или мать повелевают, то их плетью постегать, смотря по вине… Когда вина велика, когда ослушание или небрежение было значительное, снять рубашку и плеткою вежливенько побить, за руки держа, да побив, чтобы гнева не было, сказать ласковое слово. Да чтобы люди этого не видели и не слышали».

Формулировка проблемы:

  1. Можно ли данные правила (полностью или частично) применить в современной семейной жизни? Поясните свой ответ и приведите примеры.
  2. Подчеркните те выражения из «Домостроя», которые вам наиболее понравились своей практичностью или мудростью изречения.
  3. Попробуйте прописать наставления мужу (отцу семейства) в духе «Домостроя».

Кейс  (1.2) – 2

Тип: практический (внеаудиторный)

Выносится на самостоятельную работу.  

Сюжет 1

В последнее время ребенок очень изменился. Мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу о чем-то думает. На все расспросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов.

Формулировка проблемы:

  1. Что могло стать причиной подобного изменения в поведении ребенка?
  2. Как поступить в такой ситуации родителям?

Сюжет 2

В конце учебного семестра вы получаете зачетку своего ребенка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный.  Вы рады, хвалите ребенка за достигнутые успехи, но через пару дней вас приглашают в техникум и сообщают, что ваш сын отчислен из-за пропусков и долгов (он просто сам проставил оценки в зачетке и расписался за преподавателей).

Формулировка проблемы:

  1. Что могло стать причиной подобного поведения ребенка?
  2. Ваши действия (как родителя) в данной ситуации?

 

Сюжет 3

Ваш ребенок учится в меру своих способностей, но вот беда – он ничем не хочет помогать по дому, в комнату к нему лучше не заходить – всюду беспорядок, а на предложение, что-либо сделать отвечает категорическим отказом. Как поступить в такой ситуации?

Формулировка проблемы:

  1. О чем говорит подобное поведение ребенка?
  2. Ваши действия (как родителя) в данной ситуации?

 

Кейс (1.2) – 3

Тип: учебно-практический (внеаудиторный)

Выносится на самостоятельную работу.

Сюжет

О. выбрала дня написания мини-сочинения по обществознанию следующую цитату: «Семья – это та первичная среда, где человек должен творить добро» (В. Сухомлинский).

Формулировка проблемы:

  1. Помоги О. составить правильную структуру мини-сочинения. Для этого заполни таблицу.

Таблица 2 – Структура мини-сочинения

Задание

 

Ответ
Какую проблему поднимает В. Сухомлинский в своем высказывании

 

Ваша позиция по данной проблеме

 

Какие термины и понятия из курса обществознания Вы будете использовать в своем мини-сочинении в подтверждение вашей точки зрения

 

Какой факт из СМИ, истории или литературы Вы приведете в подтверждение своей точке зрения

 

Какой факт из личного опыта вы приведете в подтверждение своей точки зрения

 

Сформулируйте вывод  

 

 

 

Тема 1.3 Культура и цивилизация

Основные понятия по теме: Культура и цивилизация. Типы цивилизаций. Современные цивилизации. Перспективы постиндустриального  общества.

Кейс  (1.3)

Тип: учебный  (аудиторный)

Сюжет

(Материал из презентации Горунович О.Н.

по теме «Цивилизация и общество»

Режим доступа: https://edudocs.info)

Известный английский философ Арнольд Тойнби (1889 — 1975)  выделил 6 типов цивилизаций

Арнольд Тойнби

, которые когда-либо существовали на земном шаре. К ним он относил первичные — то есть те, которые быстро возникали и быстро погибали, не достигнув высокого уровня развития. Любое вмешательство приводило к их закату. Те, кто оказывался сильнее, умея приспосабливаться к жизни в любых условиях, образовали «вторичные» цивилизации. Из последних вырастали «третичные» на основе объединения их религиозных воззрений. Религия и церковь объединяет людей, она поддерживает их существование, в противном случае цивилизация неизбежно погибнет».

Прогресс человечества — в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов — в духовном обновлении. Движущей силой круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций выступает «творческая элита», которая увлекает за собой инертное большинство.

Формулировка проблемы:

  1. К какому виду цивилизаций, по мнению автора, можно отнести исламскую или христианскую цивилизацию? Почему?
  2. Согласны ли вы с позицией автора? Что, на ваш взгляд, звучит весьма убедительно?
  3. Какие тенденции в развитии общества подмечены автором?
  4. Как вы относитесь к идее о необходимости создания единой высшей религии и вселенского государства, которые способны будут предотвратить гибель цивилизаций?
  5. В стране Z информационные технологии являются важнейшими факторами производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество?

а) Наибольшее развитие получают наукоемкие, ресурсосберегающие технологии;

б) Осуществляется переход к электронике на всех уровнях производственной деятельности;

в) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества;

г) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами;

д) В структуре высок удельный вес среднего класса;

е) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

 

Тема 1.4 Общество в развитии. Глобальные проблемы развития общества

Основные понятия по теме: Объективные и субъективные факторы развития общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Прогресс и регресс. Революция и эволюция. Реформирование. Стагнация. Противоречия современного общественного развития. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем. Перечень глобальных проблем и их анализ (суть, причины, способы разрешения).

Кейс  (1.4)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет

Вы являетесь участником Международной конференции «Угрозы 21 века (глобальные проблемы»).

Термин «глобальные проблемы» появился в конце двадцатого века  и представляет собой совокупность проблем (вопросов, требующих разрешения), затрагивающих интересы жителей всего Земного шара. От решения данных проблем напрямую зависит, будет ли существовать человеческая цивилизация или нет. Прошло полвека, а человечество не только не смогло разрешить глобальные проблемы, а наблюдает процесс их обострения и углубления.

Итак, Вам предстоит сделать анализ причин возникновения и направлений разрешения глобальных проблем на современном этапе. Для этого Вам понадобятся следующие понятия:

— противоречия и конфликты;

— сотрудничество в создании новейших технологий;

— переход от национальной экономике к мировой;

— стремление к мировому господству;

— активно-преобразующая деятельность человека;

— формирование нового планетарного сознания;

— низкий уровень экологической культуры;

— международное сотрудничество;

— разрыв в уровне благосостояния;

— жизнедеятельность всего человечества;

— борьба с мировым терроризмом.

Формулировка проблемы:

  1. Разгруппируйте перечисленные понятия

Таблица 3 – Глобальные проблемы: причины возникновения и направления разрешения

Причины возникновения

глобальных проблем

Направления разрешения

глобальных проблем

  1. Глобализация – это процесс унификации и интеграции по всем сферам общественной деятельности (экономической, политической, социальной, духовной). Как Вы считаете, возможно ли становление единой (глобальной) цивилизации?
  2. Каковы последствия процесса глобализации?

 

Таблица 4 – Последствия глобализации

Позитивные Негативные