Раздел 2. Человек

Тема 2.1 Человек как продукт биологической,

социальной и культурной эволюции

Основные понятия по теме: Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное. Индивид, индивидуальность, личность.

Кейс (2.1)

Тип: практический (аудиторный)

Сюжет

(Ильин Е.П. Психология: учебник для средних специальных заведений –

СПб: Питер, 2014. – 560 с.)

«Одну из девочек, найденных в стае волков, оправили в воспитательный дом. Через два года она научилась

феральный ребенок

стоять, и то плохо. Через шесть лет – ходить на двух ногах, но бегала все равно на четвереньках, в течение четырех лет она выучила 6 слов, а через семь лет – 45. В семнадцатилетнем возрасте она достигла уровня развития 4-летнего ребенка».

«3. Шамдео, Индия, 1972 год. Четырёхлетний мальчик был обнаружен в лесах Индии, играющим с волчатами. У него была тёмная кожа, заострённые зубы, длинные крючковатые ногти, спутанные волосы и мозоли на ладонях, локтях и коленях. Ему нравилось охотиться на кур, он мог есть землю, имел тягу к крови и скитался с бездомными собаками. Его удалось отучить есть сырое мясо, но он так никогда и не заговорил, просто приучившись немного понимать язык жестов. В  1978 году его отдали в приют-хоспис Матери Терезы для нищих и умирающих в Лакхнау, где он получил новое имя — Паскаль». («Шокирующие реальные истории про одичавших детей, выросших среди животных». Интернет ресурс. Режим доступа: http://pandaznaet.ru/shokiruyushhie-realnye-istorii).

Формулировка проблемы:

  1. Если ребенок развивается вне человеческого общества (феральный человек) он не станет личностью. Почему?
  2. Какую роль играет семья в раннем детстве человека?
  3. Перечислите, какие свойства и характеристики человек приобретает только в процессе жизни в обществе (их у животных нет).
  4. Разгруппируйте: коллективное взаимодействие, знания и умения, использование природных объектов, передача трудовых навыков, целеполагание, система ценностей, половая дифференциация, инстинкты.

Таблица 5 – Человек как продукт биологической и социальной эволюции

Общее у человека и животного Присуще только человеку

 

Тема 2.2 Личность как субъект общественной деятельности

Основные понятия по теме: Социализация и воспитание личности. Теория социализации Д. Мида. Теория «зеркального Я» Ч. Кули. Этапы жизни человека Э. Эриксона. Поведение.  Саморегуляции. Свобода и ответственность.

Кейс (2.2) – 1

Тип: учебно-исследовательский (внеаудиторный)

Выносится на самостоятельную работу.

Сюжет

Вы пишите научно-исследовательскую работу на тему: «Концепции личности». В теоретической части Вашей работы Вам необходимо дать краткое описание признанных в научной среде теорий личности и сделать их анализ, а в конце главы подвести итог исследованию (вывод).

Определившись с перечнем концепций,  Вы столкнулись с проблемой, как их проанализировать? И пришли к выводу, что необходимо составить сводную (аналитическую) таблицу.

Таблица 6 – Концепции личности (сравнительный анализ)

Название теории Автор теории Суть теории Основные понятия

Формулировка проблемы:

  1. Используя информацию из Интернета, наполните таблицу для своей научно-исследовательской работы по следующим концепциям: социологическая Э. Дюркгейм, ролевая теория Т. Парсонса, Д. Мида, экзистенциализм М. Хайдеггера, теория «зеркального Я» Ч. Кули, психоанализ З. Фрейда, архетипы К. Юнга, теория символического интеракционизма Д. Мида.
  2. Напишите вывод к своей главе научно-исследовательской работы по анализу (сравнению) теорий личности.
  3. Какая концепция (-ии), на Ваш взгляд, наиболее приближена (-ы) к истине?

Тема 2.3 Человеческая деятельность и ее многообразие

Основные понятия по теме: Деятельности. Особенности человеческой деятельности. Структура деятельности (субъект, объект, потребность, мотив, цель, средства, действия, результат). Виды деятельности. Теория социального действия (по мотиву) М.Вебера. Труд и трудовая деятельность.

Кейс (2.3)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет

На едином государственном экзамене по обществознанию выпускнику школы досталось следующее задание:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Мотивом_____ (А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществ­ляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная _____(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования    (В), социаль­ной группы, общества в целом. ________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это по­требности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроиз­водства.______(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с дру­гими людьми.________________ (Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Список терминов:

1)      потребность        6)      подлинный (разумный)

2)      деятельность       7)      индивидуальность

3)      природа              8)      индивид

4)      социальный        9)      идеальный (духовный)

5)      естественный

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ:

А Б В Г Д

Формулировка проблемы:

  1. С чего бы Вы посоветовали выпускнику начать выполнение задания?
  2. Согласно заданию, как должен быть оформлен ответ?
  3. Выполните задание сами.

Тема 2.4 Деятельность и общение.

Основные понятия по теме:  Межличностные отношения.       Общение и коммуникация. Многообразие форм общения. Виды субъектов общения (реальный, иллюзорный, воображаемый). Функции общения. Межличностные отношения. Культура общения. Правила спора. Причины конфликтов и способы их предотвращения или разрешения.

Кейс (2.4)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет 1

Во мне два Я, два полюса планеты,

В. С. Высоцкий

Два разных человека, два врага

Когда один стремится на балеты,

Другой стремится прямо на бега

 

Я лишнего и в мыслях не позволю,

Когда живу от первого лица,

Но часто вырывается на волю

Второе Я в обличье подлеца

(В.С. Высоцкий)

Сюжет 2

Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем

(Материал из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», глава 23, часть 3, том 2 Режим доступа:http://ilibrary.ru/text/11/p.125/index.html)

«Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь все для меня?» — спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, все: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.

— Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?

Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».

Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.

— Любите ли вы меня?

— Да, да, — как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.

— О чем? Что с вами?

— Ах, я так счастлива, — отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.

Князь Андрей держал ее руку, смотрел ей в глаза и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею».

Сюжет 3

«Свет мой, зеркальце! скажи

А. Пушкин Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Формулировка проблемы:

  1. Какие виды субъектов общения (реальный, иллюзорный, воображаемый) представлены в сюжетах?
  2. Приведите примеры общения:

— реальный – реальный субъекты;

— реальный – воображаемый;

— реальный – иллюзорный.

  1. В чем разница между общением и коммуникацией?
  2. Каковы функции общения?

Тема 2.5 Духовный мир человека и мировоззрение

Основные понятия по теме: Духовный мир личности (микрокосм человека), Элементы духовного мира (знания, вера,  представления, убеждения, эмоции, ценности, чувства, цели). Мировоззрение. Виды мировоззрения (мифологическое, житейское, религиозное, научное, философское).

Кейс (2.5)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет

Что такое знание? Я произношу слово «слон» или «автомобиль» и у  Вас в голове появилась абстрактная картинка. Я произношу слово  «эсперанто» или «сервитут», что у Вас в голове?

Если Вы не владеете знанием данных понятий, то в голове будет «пусто», подобие тумана. Так что же такое «знание»? Это устойчивая информация в моей голове закодированные в виде абстрактной картинки (картины).

Таким образом, мы может дать следующее определение мировоззрению – это совокупность всех картин (-ок) в моей голове (общая картина мира), которые я воспринимаю за реальность. Она определяет мое мироощущение, направляет мои мысли, проявляется в моих поступках.

Насколько картина в моей голове соответствует действительности? Ответ в вопросе: «Из какого источника была получена информация?»

А. Ласточка летает низко над водой быть дождю.

Б. Прометей принес людям свет знаний.

В. Некоторые звезды со временем становятся красными гигантами.

Г. Черная кошка перебежала дорогу быть беде.

Д. Истинным можно считать лишь то знание, которое соответствует объекту познания.

Е. Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу.

Ж. Судьба человека зависит от расположения звезд в момент его рождения.

З. Все тела, расположенные на Земле, подчиняются закону всемирного тяготения.

И. Планета Венера наделяет людей любовью к искусству и творчеству.

Формулировка проблемы:

  1. Что такое мировоззрение и как оно влияет на жизнь человека? Приведите примеры.
  2. Какие Вы знаете виды мировоззрения?
  3. К каким видам мировоззрения относятся написанные выше фразы?
  4. Какой тип мировоззрения у Вас? Как он проявляется в Ваших поступках?
  5. Заполните таблицу.

Таблица 7 – Мировоззрение в поступках

Думаю Делаю
Цель образования?
Цель домашнего задания?
Цель контрольных, зачетов и экзаменов?
Цель сроков сдачи нормативов?

 

Тема 2.6 Смысл жизни человека

Основные понятия по теме: Предназначение человека. Смысл жизни. Объективное и субъективное содержание смысла жизни человека. Ценности жизни человека. Жизненные стратегии. Позиции философов разных исторических эпох по вопросу поиска смысла жизни. Проблема смерти в духовном опыте человечества.

Кейс (2.6)

Тип: практический (внеаудиторный)

Выносится на самостоятельную работу студента.

 Сюжет

(Материал из социальной сети «ВКонтакте»

Режим доступа: https://vk.com/philosoph_y_of_life)

(Материал с сайта психолога Е. Долинской

Режим доступа: http://www.dolynska.com/filosofiya-moej-zhizni/)

Философия моей жизни и отношений

«На самом деле у нас в жизни есть всего 2 пути в жизни. Поэтому выбор очень простой.

Первый путь это «День сурка». Если вы не смотрели этот фильм,  — это не страшно, я сейчас расскажу про такой путь и вам станет все ясно.  Это когда вы все время наталкиваетесь на одни и те же проблемы, на одни и те же ситуации. И вам кажется,  что ваша жизнь идет по кругу. Это и есть «День сурка». Вы проживаете одно и то же все время… Почему вы все время проживаете одно и то же. А потому  что вы не решаете поставленных задач, которые находятся внутри ситуации, которая к вам пришла. Что это значит? Если к вам пришла, какая то трудная ситуация … это  значит,  что в этой ситуации есть важный урок для вас, важная для вашего развития жизненная задача. Но вы ее не решили. То есть не выучили урок. И вот Жизнь … опять посылает вам этот урок. Потому что пока вы, этот  урок не выучите  —  вы не можете перейти на новый уровень, обретя опыт жизни….

Второй путь это развитие. Когда Вам приходит ситуация вы можете поступить не так как в первом пути, а по-другому.  То есть,  понять,  в чем задача этой ситуации и решить ее.  Пусть даже не с первого раза, а со второго. Это не страшно. Главное, что в итоге вы «учитесь» и развиваетесь…

Общее в этих двух путях одно – вам все время приходится делать выбор … повторять (деградировать) ошибки или усвоить урок и развиваться?

Формулировка проблемы:

Внимание, работа выполняется наглядно (с фото, возможно видеоматериалами) в форме буклета.

  1. Как Вы понимаете выражения: «Философия моей жизни», «Смысл жизни»?
  2. Чем Вы увлекались, увлекаетесь? Каких результатов Вы достигли  на поприще своих увлечений?
  3. Кого Вы бы могли назвать «Героем Вашего времени»? Человек или образ, на кого Вы хотели бы быть похожим. Почему? Какие качества Вас в выбранном образе привлекают?
  4. Сделайте лайфхак (от лайфхакинг, англ. life hacking) — на сленге означает «хитрости жизни», «народную мудрость» или полезный совет, помогающий решать бытовые проблемы), на основе своей философии жизни.