Раздел 7 Политика
Тема 7.1 Власть, ее происхождение и виды.
Основные понятия по теме: Концепции власти. Ресурсы и средства власти. Структура власти. Виды власти. Особенности политической власти. Соотношение политической власти с политическим влиянием и политическим авторитетом. Источники власти.
Кейс (7.1)
Тип: учебный (аудиторный)
Сюжет
Из работы русского философа И.А. Ильина «О сущности правосознания»
(Материал из учебника Обществознание. 11 класс:
/ под ред. Л.Н. Боголюбова.-
М.: Просвещение, 2014.)
«В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ ее действия есть по самой природе своей внутренний, психический и притом духовный. Физическая сила, то есть способность к вещественно-телесному воздействию человека на человека,- необходима государственной власти, но она отнюдь не составляет Основного способа действовать, присущего государству. Мало того, государственный строй тем совершеннее, чем менее он обращается к физической силе, и именно тот строй, который тяготеет к исключительному господству физической силы, подрывает себя и готовит себе разложение. «Меч» отнюдь не выражает сущность государственной власти; он есть лишь крайнее и болезненное средство, составляет последнее слово и слабейшую из ее опор. Бывают положения и периоды, когда власть без меча есть негодная и гибельная власть; но это периоды исключительные и ненормальные.
Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений. Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определенности, завершенности, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению. Властвовать — значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, что- бы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется».
Формулировка проблемы:
- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «власть»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о легитимности власти, и одно предложение, раскрывающее особенности государственной власти.
- Как И. А. Ильин видит соотношение психического и духовного начал во власти с физическим, силовым? Считает ли он, что власть не должна использовать силовые методы?
- Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Как организована власть в демократическом государстве?». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
Тема 7. 2 Политическая система общества.
Основные понятия по теме: Политическая система общества: понятие, элементы, структура. Государство как главный актор. Типология политических систем. Реформы политической системы в России.
Кейс (7.2)
Тип: учебный (аудиторный)
Сюжет
На едином государственном экзамене по обществознанию выпускнику школы досталось следующее задание:
Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите цифры под которыми они указаны.
1) политическая система общества определяет возможности социально-политической деятельности граждан и организаций.
2) В состав политической системы общества могут входить общественные организации.
3) Политическая система осуществляет регулирование политического процесса.
4) Политологи различают мажоритарные и пропорциональные политические системы.
5) Социальные нормы (правовые, политические, нравственные и т.п.) относятся к институциональной (организационной) подсистеме политической системы.
Формулировка проблемы:
- С чего бы Вы посоветовали выпускнику начать выполнение задания?
- Согласно заданию, как должен быть оформлен ответ?
- Выполните задание сами.
Тема 7.3 Признаки, функции и формы государства.
Основные понятия по теме: Теории государства. Признаки государства. Внутренний и внешний суверенитет. Функции государства и их классификация. Формы правления. Формы государственного устройства. Политический режим.
Кейс (7.3)
Тип: учебный (аудиторный)
Сюжет 1
В государстве Z власть передаётся по наследству. Власть короля ограничена законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Граждане государства обладают всей полнотой гражданских прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя шесть территорий, не обладающих политической самостоятельностью.
Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) унитарное государство
2) федеративное государство
3) конституционная монархия
4) демократическое государство
5) абсолютная монархия
6) президентская республика
Формулировка проблемы:
- В перечне предполагаемых ответов приведены разновидности
а) форм правления,
б) форм территориального устройства
в) политического режима.
Для правильного выполнения задания необходимо сгруппировать ответы по понятиям. Например, что относится к формам правления: 3) конституционная монархия, 5) абсолютная монархия и 6) президентская республика.
- Читая фрагменты сюжета, выбрать правильные ответы. Например, «В государстве Z власть передаётся по наследству» — это монархия. «Власть короля ограничена законами страны». – это конституционная монархия.
- Выполните данное задание и последующее (по аналогии).
Сюжет 2
В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции. Парламент имеет двухпалатную структуру.
Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) конституционная монархия
2) президентская республика
3) федеративное государство
4) демократическое государство
5) абсолютная монархия
6) унитарное государство
Тема 7.4 Соотношение гражданского общества и правового государства.
Основные понятия по теме: Понятие и признаки правового государства. История становления гражданского общества. Признаки и условия функционирования гражданского общества. Соотношение государства и гражданского общества. Структура гражданского общества.
Кейс (7.4)
Тип: учебный (аудиторный)
Сюжет
(Из материалов новостей)
К Казанскому собору молча подошел худощавый молодой человек в черном свитере, молча постоял и так же молча поднял плакат. Любопытные подошли поближе — у человека рот был зашит суровой ниткой. Молодой художник Петр Павленский зашил себе рот в поддержку Pussy Riot и полтора часа простоял напротив Казанского собора.
(Для справки. 19 февраля 2012 года в Богоявленском приделе Богоявленского собора в Елохове (Москва) и 21 февраля того же года в храме Христа Спасителя участницами группы Pussy Riot была проведена акция, обозначенная группой как «панк-молебен». По материалам выступления был смонтирован и выложен на YouTube видеоролик. 26 февраля 2012 года участницы группы были объявлены в розыск по обвинению в хулиганстве.)
Формулировка проблемы:
- Что такое гражданское общество?
- При каких условиях возможно полноценное функционирование гражданского общества?
- Можно ли описанные выше примеры (перформанс Петра Павлинского и поведении солисток группы Pussy Riot) отнести к гражданскому обществу? Почему?
Тема 7.5 Процесс политической социализации личности.
Основные понятия по теме: Пути и формы политической социализации личности. Политическая идеология, политическая деятельность и политическая культура. Политические реформы в России и Татарстане.
Кейс (7.5)
Тип: проектный (внеаудиторный)
Выносится на самостоятельную работу
(возможен вариант коллективного выполнения задания)
Сюжет
В Вашей группе обучаются студенты с активной жизненной позицией. Вы не хотите быть сторонними наблюдателями за происходящими социальными процессами, вы хотите быть активными участниками развития общества. В демократическом государстве созданы каналы взаимодействия власти и электората. Одним из них является создание молодежного движения (партии) для участия в выборах в органы власти с последующей возможностью вносить законодательные инициативы.
Алгоритм выполнения проекта:
- Определите цель (какую/-ие именно проблему/-ы вы будете решать, в какой сфере, кто – ваша аудитория, чьи интересы вы будете представлять).
- Придумайте полное и сокращенное (аббревиатура) название вашей партии, отражающее вашу цель (идею).
- Придумайте символику вашей партии, отражающую вашу цель (идею).
- Придумайте рекламный слоган вашей партии, отражающий вашу цель и идею.
- Напишите фрагмент Устава вашей партии, в котором отразите, для чего вы создали партию, кто ваша аудитория, кто может стать членом вашей партии, источники финансирования, как вы выбираете лидеров партии, как составляете партийный список.
- Напишите фрагмент Программы партии, что именно вы будете реформировать в стране, конкретные предложения по реализации вашей цели.
Тема 7.6 Политические партии и движение.
Основные понятия по теме: Избирательные системы. Функции и структура политических партий. Источники и способы финансирования партий. Классификация политических партий. Партийные системы. Общественно-политические движения в мире и в России.
Кейс (7.6)
Тип: учебный (аудиторный)
Сюжет 1
В многопартийном государстве 7 % порог, необходимый для прохождения в 450-местный парламент, преодолели 4 партии со следующими результатами: партия А – 7%; партия В – 10%; партия С – 20 %; партия Х – 50 %.
Формулировка проблемы:
- Какая избирательная система установлена в данном государстве?
- Рассчитайте, сколько мест получит каждая из партий, если в выборах приняли участие 1000 000 человек.
Сюжет 2
Формулировка проблемы:
- Используя результаты голосования 2011 года (выборы в Государственную Думу) – проведите расчеты по распределению мест и сопоставьте сои результаты с официальными данными.
Тема 7.7 Политическая жизнь современной России и Татарстана.
Основные понятия по теме: Понятие политической жизни. Соотношение социальной и политической жизни общества в различных типах социума. Зарытое и открытое общество. Моральные, правовые и политические нормы общественной жизни.
Кейс (7.7)
Тип: практический (внеаудиторный)
Выносится на самостоятельную работу.
(Выполняется группами)
Проект
Вам необходимо отснять новостной ролик, в котором отразить за минувшую неделю:
— события в мире;
— события в России;
— события в Регионе;
— события в техникуме.
Ролик должен включать в себя заставку, бегущую новостную строку внизу кадра, работу тележурналистов, видеоматериал, ссылки на источники информации.