Раздел 7 Политика

Раздел 7 Политика

Тема 7.1  Власть, ее происхождение и виды.

Основные понятия по теме:  Концепции власти. Ресурсы и средства власти. Структура власти. Виды власти. Особенности политической власти. Соотношение политической власти с политическим влиянием и политическим авторитетом. Источники власти.

Кейс (7.1)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет

Из работы русского философа И.А. Ильина «О сущности правосознания»

(Материал из учебника Обществознание. 11 класс:

/ под ред. Л.Н. Боголюбова.-

М.: Просвещение, 2014.)

«В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ ее действия есть по самой природе своей внутренний, психический и притом духовный. Физическая сила, то есть способность к вещественно-телесному воздействию человека на человека,- необходима государственной власти, но она отнюдь не составляет Основного способа действовать, присущего государству. Мало того, государственный строй тем совершеннее, чем менее он обращается к физической силе, и именно тот строй, который тяготеет к исключительному господству физической силы, подрывает себя и готовит себе разложение. «Меч» отнюдь не выражает сущность государственной власти; он есть лишь крайнее и болезненное средство, составляет последнее слово и слабейшую из ее опор. Бывают положения и периоды, когда власть без меча есть негодная и гибельная власть; но это периоды исключительные и ненормальные.

Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений. Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определенности, завершенности, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению. Властвовать — значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, что- бы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется».

Формулировка проблемы:

  1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «власть»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о легитимности власти, и одно предложение, раскрывающее особенности государственной власти.
  2. Как И. А. Ильин видит соотношение психического и духовного начал во власти с физическим, силовым? Считает ли он, что власть не должна использовать силовые методы?
  3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Как организована власть в демократическом государстве?». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

Тема 7. 2 Политическая система общества.

Основные понятия по теме:  Политическая система общества: понятие, элементы, структура.  Государство как главный актор. Типология политических систем. Реформы политической системы в России.

Кейс (7.2)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет

На едином государственном экзамене по обществознанию выпускнику школы досталось следующее задание:

Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите цифры под которыми они указаны.

1) политическая система общества определяет возможности социально-политической деятельности граждан и организаций.

2) В состав политической системы общества могут входить общественные организации.

3) Политическая система осуществляет регулирование политического процесса.

4) Политологи различают мажоритарные и пропорциональные политические системы.

5) Социальные нормы (правовые, политические, нравственные и т.п.) относятся к институциональной (организационной) подсистеме политической системы.

Формулировка проблемы:

  1. С чего бы Вы посоветовали выпускнику начать выполнение задания?
  2. Согласно заданию, как должен быть оформлен ответ?
  3. Выполните задание сами.

Тема 7.3 Признаки, функции и формы государства.

Основные понятия по теме:  Теории государства. Признаки государства. Внутренний и внешний суверенитет. Функции государства и их классификация. Формы правления. Формы государственного устройства. Политический режим.

Кейс (7.3)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет 1

В государстве Z власть передаётся по наследству. Власть короля ограничена зако­нами страны. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Граждане государства обладают всей полнотой гражданских прав и свобод, развиты ин­ституты гражданского общества. Государство Z включает в себя шесть территорий, не обладающих политической самостоятельностью.

Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и за­пишите цифры, под которыми они указаны.

1) унитарное государство

2) федеративное государство

3) конституционная монархия

4) демократическое государство

5) абсолютная монархия

6) президентская республика

Формулировка проблемы:

  1. В перечне предполагаемых ответов приведены разновидности

а) форм правления,

б) форм территориального устройства

в)  политического режима.

Для правильного выполнения задания необходимо сгруппировать ответы по понятиям. Например, что относится к формам правления: 3) конституционная монархия, 5) абсолютная монархия и 6) президентская республика.

  1. Читая фрагменты сюжета, выбрать правильные ответы. Например, «В государстве Z власть передаётся по наследству» — это монархия. «Власть короля ограничена законами страны». – это конституционная монархия.
  2. Выполните данное задание и последующее (по аналогии).

Сюжет 2

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции. Парламент имеет двухпалатную структуру.

Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционная монархия

2) президентская республика

3) федеративное государство

4) демократическое государство

5) абсолютная монархия

6) унитарное государство

Тема 7.4  Соотношение гражданского общества  и правового государства.

Основные понятия по теме:  Понятие и признаки правового государства. История становления гражданского общества. Признаки и условия функционирования гражданского общества. Соотношение государства и гражданского общества. Структура гражданского общества.

Кейс (7.4)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет

(Из материалов новостей)

К Казанскому собору молча подошел худощавый молодой человек в черном свитере, молча постоял и так же молча поднял плакат. Любопытные подошли поближе —  у человека рот был зашит суровой ниткой. Молодой художник Петр Павленский зашил себе рот в поддержку Pussy Riot и полтора часа простоял напротив Казанского собора.

(Для справки. 19 февраля 2012 года в Богоявленском приделе Богоявленского собора в Елохове (Москва) и 21 февраля того же года в храме Христа Спасителя участницами группы Pussy Riot была проведена акция, обозначенная группой как «панк-молебен». По материалам выступления был смонтирован и выложен на YouTube видеоролик. 26 февраля 2012 года участницы группы были объявлены в розыск по обвинению в хулиганстве.)

Формулировка проблемы:

  1. Что такое гражданское общество?
  2. При каких условиях возможно полноценное функционирование гражданского общества?
  3. Можно ли описанные выше примеры (перформанс Петра Павлинского и поведении солисток группы Pussy Riot) отнести к гражданскому обществу? Почему?

Тема 7.5 Процесс политической социализации личности.

Основные понятия по теме:  Пути и формы политической социализации личности. Политическая идеология, политическая деятельность и политическая культура. Политические реформы в России и Татарстане.

Кейс (7.5)

Тип: проектный  (внеаудиторный)

Выносится на самостоятельную работу

(возможен вариант коллективного выполнения задания)

Сюжет

В Вашей группе обучаются студенты с активной жизненной позицией. Вы не хотите быть сторонними наблюдателями за происходящими социальными процессами, вы хотите быть активными участниками развития общества. В демократическом государстве созданы каналы взаимодействия власти и электората. Одним из них является создание молодежного движения (партии) для участия в выборах в органы власти с последующей возможностью вносить законодательные инициативы.

    Алгоритм выполнения проекта:

  1. Определите цель (какую/-ие именно проблему/-ы вы будете решать, в какой сфере, кто – ваша аудитория, чьи интересы вы будете представлять).
  2. Придумайте полное и сокращенное (аббревиатура) название вашей партии, отражающее вашу цель (идею).
  3. Придумайте символику вашей партии, отражающую вашу цель (идею).
  4. Придумайте рекламный слоган вашей партии, отражающий вашу цель и идею.
  5. Напишите фрагмент Устава вашей партии, в котором отразите, для чего вы создали партию, кто ваша аудитория, кто может стать членом вашей партии, источники финансирования, как вы выбираете лидеров партии, как составляете партийный список.
  6. Напишите фрагмент Программы партии, что именно вы будете реформировать в стране, конкретные предложения по реализации вашей цели.

Тема 7.6 Политические партии и движение.

Основные понятия по теме:  Избирательные системы. Функции и структура политических партий. Источники и способы финансирования партий. Классификация политических партий. Партийные системы. Общественно-политические движения в мире и в России.

Кейс (7.6)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет 1

В многопартийном государстве 7 % порог, необходимый для прохождения в 450-местный парламент, преодолели 4 партии со следующими результатами: партия А – 7%; партия В – 10%; партия С – 20 %; партия Х – 50 %.

Формулировка проблемы:

  1. Какая избирательная система установлена в данном государстве?
  2. Рассчитайте, сколько мест получит каждая из партий, если в выборах приняли участие 1000 000 человек.

Сюжет 2

Формулировка проблемы:

  1. Используя результаты голосования 2011 года (выборы в Государственную Думу) – проведите расчеты по распределению мест и сопоставьте сои результаты с официальными данными.

Тема 7.7 Политическая жизнь современной России и Татарстана.

Основные понятия по теме:  Понятие политической жизни. Соотношение социальной и политической жизни общества в различных типах социума. Зарытое и открытое общество. Моральные, правовые и политические нормы общественной жизни.

Кейс (7.7)

Тип: практический  (внеаудиторный)

Выносится на самостоятельную работу.

(Выполняется группами)

Проект

Вам необходимо отснять новостной ролик, в котором отразить за минувшую неделю:

— события в мире;

— события в России;

— события в Регионе;

— события в техникуме.

Ролик должен включать в себя заставку,  бегущую новостную строку внизу кадра, работу тележурналистов, видеоматериал, ссылки на источники информации.