Раздел 6 Социальные отношения

Раздел 6 Социальные отношения

Тема 6.1 Социальная структура общества.

Основные понятия по теме: Социальная мобильность и стратификация      Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Стратификация и мобильность. Касты. Сословия. Теории класса (К.Макса и западной школы). Социальные лифты. Социальные процессы в современной России.

Кейс (6.1)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет

Какие социальные лифты есть в современной России?

(Материал из еженедельника «Аргументы и Факты»,

Режим доступа: http://www.chel.aif.ru/)

Что пришло на смену четкой структуре общества, принятой в СССР,  разбирался «АиФ-Челябинск».

Школьники сдали ЕГЭ и робко бредут подавать документы в вузы. Гарантирует ли выбранная профессия интересную, стабильную и высокооплачиваемую работу через четыре — шесть лет, спрогнозировать сейчас, когда безработица и кризис на дворе, невозможно.

В Советском Союзе было всё чётко структурировано. Пионерия, комсомол, техникум, армия, завод, институт, партия. Активистов ценили и продвигали. Высшее образование было бесплатным, по окончании всех ждало распределение. Те, кто не хотел идти на завод, продолжали учиться. За учёную степень полагались доплаты, профессора получали больше рядовых преподавателей, а членов Академии наук даже назначали на высокие партийные и государственные посты. Творческим натурам полагалось вступать в Союзы писателей, художников и композиторов.

Проявляй себя

«Научиться взаимодействовать с людьми и приобрести полезные контакты молодые люди могут в студенческом профкоме университета, — советует Ирина Чиркова, специалист управления молодёжной политики регионального минобра. — Студенчество — пора, когда нужно быть активными, если есть идеи — не бояться их реализовывать.

Под руководством Ирины южноуральские студенты занялись волонтёрством и стали участниками самых значимых событий области. Благодаря их поддержке в Челябинске на высшем уровне прошли чемпионаты мира по дзюдо и тхэквондо. Некоторые даже смогли попасть на Олимпийские игры в Сочи. Волонтёры встречали спортсменов, были их переводчиками, помогали обслуживать трассу и работали с прессой. … Помимо «Утра» одарённые студенты с активной жизненной позицией ездят на «Тавриду» и «Селигер», где можно не только научиться чему-то новому, но и выиграть грант на запуск своего проекта. …Успешно продолжает работать и такой социальный лифт, как Клуб весёлых и находчивых.

Комментарии экспертов

Сергей Зырянов, доктор политических наук, директор челябинского филиала РАНХиГС: Наиболее очевидные социальные лифты сейчас — это спорт, политика, бизнес и шоу-бизнес. Последний — самый популярный среди молодёжи. Посмотрите, сколько ведущих на торжества и музыкальных групп появилось, но, как правило, за пределы российского масштаба они не выходят

Елена Ященко, доктор психологических наук: …Что сейчас есть у молодёжи? Родная страна не всем даст бесплатные образование и здравоохранение, как раньше, за свой труд человек теперь не получит квартиру от государства, а ипотека очень дорогая. Поэтому у молодёжи больше уныния, цинизма и рационализма. Даже знания сейчас очень поверхностные. Молодые люди постоянно хотят обмануть, схитрить, облегчить свою жизнь: не выучить, а списать с телефона; не самостоятельно добыть знания путём чтения нужных книг, а переписать известное. Есть, конечно, «искорки», но общая тенденция такая — инфантильная, мещанская. В какую сферу ни обратишься, везде «человеческий фактор» — невнимательность, ошибки, никто не хочет работать.

Знала я девушек и юношей своего поколения, которые тоже не хотели работать по специальности, а, например, брались за любую другую работу. Только не по специальности. Итог их профессиональной судьбы плачевен — ни карьеры, ни денег, ни морального удовлетворения. И сейчас таких немало, но это не от времени зависит, а от воспитания. Всегда надо пробовать, искать, проявлять смелость в достижении своих целей.

Формулировка проблемы:

  1. О каких социальных лифтах периода СССР идет речь в статье?
  2. Какие социальные лифты существуют в современной России?
  3. Заинтересовано ли государство в существовании социальных лифтов? Почему?
  4. Выберите верные суждения о социальной мобильности

а) К горизонтальному виду мобильности относится получение офицером внеочередного воинского звания

б) К вертикальному виду мобильности относится переход человека в более низкий социальный слой

в) Социальная мобильность – это разделение общества на группы, занимающие разное положение.

г) Организованной мобильностью называют управляемые государством перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали, с согласия самих людей или без их согласия.

Тема 6.2 Нации и межнациональные отношения.

Основные понятия по теме:  Этнические общности (племя, род, нация, народность, этнос). Межнациональные отношения. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика. Толерантность.

Кейс (6.2)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет

В.В. Путин: толерантность для России имеет особое значение

(Материал из новостей)

ИНТЕРФАКС — Президент РФ Владимир Путин подтвердил от имени всех   лидеров «большой восьмерки» приверженность стран G8 принципам толерантности и заявил, что для России толерантность имеет особое значение.

«Если российскому обществу не удалось бы достичь определенной гармонии между интересами представителей многочисленных конфессий и национальностей, то нам, наверное, не удалось бы создать единого и централизованного государства», — сказал

В. Путин в ходе встречи с представителями «молодежной восьмерки».

Как подчеркнул В. Путин, «толерантность лежит в основе российской государственности, поскольку Россия на всем протяжении своей тысячелетней истории вкладывалось как многонациональное и многоконфессиональное государство».

Президент РФ как действующий председатель «восьмерки» заявил от имени всех лидеров о том, что G8 уделяет данной проблеме большое внимание. «Очевидно, что без решения этого вопроса, без толерантного отношения людей друг к другу, невозможно было бы решить ни одной другой проблемы», — сказал президент РФ.

Он признал, что вопросы толерантности и терпимости «связаны и с проблемами образования, и с проблемой адаптации мигрантов». «Это одна из ключевых проблем развития человечества», — заметил он.

         Формулировка проблемы:

  1. Что такое толерантность?
  2. Почему В.В. путин заявил, что толерантность имеет для России особое значение?
  3. Выберите суждения об этнических группах и межнациональных отношениях.

а) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе – компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства.

б) Этническими общностями являются племена, народности, нации.

в) Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами.

г) Все этнические общности обязательно имеют свою государственность.

д) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе – обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности.

 Тема 6.3 Социальный статус личности и отклоняющееся поведение.

Основные понятия по теме:  Социальный статус и социальные роли. Социализация и социальная адаптация. Социальные нормы и санкции, их виды. Нормы-ожидания и нивелировка личности. Социальный контроль и самоконтроль. Девиация и делинквенция.

Кейс (6.3)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет

Из работы российского социолога О.С. Осиповой

«Девиантное поведение: благо или зло?»

(Материал из учебника Обществознание. 11 класс:

/ под ред. Л.Н. Боголюбова.-

М.: Просвещение, 2014.)

    «Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие (по степени общности) социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т. д. Можно выделить следующие зависимости:

— Чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и ценностей нарушается, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность — естественные права человека.

— Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т. д.).

— Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля.

— Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на его действия.

— Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль».

Формулировка проблемы:

  1. Какую роль играет в жизни общества социальный контроль?
  2. Почему автор переносит акцент в демократическом обществе с внешнего социального контроля на самоконтроль?
  3. Девиация: благо или зло?
  4. Установите со­от­вет­ствие между ви­да­ми отклоняющегося по­ве­де­ния и иллюстриру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми примерами: к каж­дой позиции пер­во­го столбца подберите соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Таблица 12- Отклоняющееся поведение

примеры

виды

от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния

A) мо­ло­дой человек со­би­ра­ет коллекцию ста­рин­ных дверных замков, в его кол­лек­ции уже более 300 экземпляров

Б) пред­при­ни­ма­тель Н. от­крыл в своём род­ном городе музей кре­стьян­ских промыслов, в ко­то­ром в сво­бод­ное от биз­не­са время про­во­дит экскурсии для посетителей

B) фут­боль­ный болельщик во время матча вы­стре­лом петарды нанёс трав­му вратарю команды-соперника

Г) граж­да­не Н. и П., от­ме­чая уход в отпуск, зло­упо­тре­би­ли алкоголем и устро­и­ли драку на своём ра­бо­чем месте

Д) 12-летняя М. вы­иг­ра­ла международный кон­курс исполнителей оперы и на­ча­ла выступать в мест­ном театре

Е) 16-летнего граж­да­ни­на П. после по­бе­ды на меж­ду­на­род­ной олимпиаде по ма­те­ма­ти­ке зачислили на механико-математический фа­куль­тет МГУ

1) позитивное

 

2) негативное

  1. Выберите суждения о социальном контроле:

а) Социальный контроль включает совокупность методов и способов, гарантирующих выполнение ролевых требований к индивиду.

б) Элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные статусы.

в) Социальные санкции – это реакция на поведение индивида со стороны его социального окружения.

г) Механизм социального контроля нацелен на принудительное и целенаправленное воздействие на тех членов общества, которые не выполняют социальных норм.

д) Социальный контроль осуществляется исключительно через групповое давление.

Тема 6.4 Социальные процессы в РТ.

Основные понятия по теме:  Проблемы молодежи        Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальным перемен. Молодежная политика в РТ.

Кейс (6.4)

Тип: научно-исследовательский  (внеаудиторный)

Выносится на самостоятельную работу.

Сюжет

Герой нашего времени или идеалы современной молодежи

(Материал со странички социальной сети «ВКонтакте»)

Статья 1

Главная черта современной молодежи — нежелание трудиться: ни учиться, ни работать. Неохотно подчиняются при постоянном и строгом контроле, но всегда стараются отлынивать от труда. Рано проявляется сильная тяга к развлечениям, удовольствие, безделья. Охотно подражают тем, чье поведение сулит наслаждения, смену легких впечатлений. С желанием поразвлечься связаны делинквентность и алкоголизация. К родным любви нет, семья — прежде всего источник средств для развлечений. Тянутся, к уличным подростковым компаниям.

Трусость и недостаточная инициативность приводят к тому, что они оказываются в  полной зависимости от этих групп. Время проводят в пустой болтовне со случайными приятелями, глазеют на то, что происходит вокруг. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность присуща, сексуальная жизнь служит лишь источником наслаждения. К своему будущему равнодушны, живут настоящим, планов не строят. Безнадзорность быстро оказывает губительное действие. Самооценка — неверная, приписывают себе конформные или гипертимные черты.

Конформный тип. Главная черта — чрезмерная и постоянная конформность к привычному непосредственному окружению. Это — люди с принципами — думать «как все», поступать «как все». Становятся вполне продуктом своего окружения: в хороших условиях добросовестно учатся и работают, в плохой среде — со временем усваивают все ее обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому «за компанию» могут легко спиться. Конформность сочетается с поразительной некритичностью: истиной считается вся информации, которая поступает через привычный канал.

К этому добавляется консерватизм: трудно осваиваются в новой обстановке. Нелюбовь к новому прорывается неприязнью к чужакам. Наиболее успешно работают, когда нужно постоянной личной инициативы. Плохо переносят ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества.

«Так кто же есть современная молодежь: «неопытные пассивные личности, которые еще не задумались о своем будущем?» — спрашивает автор статьи  Н.А. Васильева.

Формулировка проблемы:

Внимание, ответы необходимо дать в наглядной форме (презентация или ролик.)

 

  1. Как Вы проводите свое свободное время?
  2. Кто и/или что лично для Вас занимают первые 5 позиций в Вашей шкале ценностей?
  3. Какие ценности выдвигают на первое место Ваши друзья (люди Вашего окружения)?
  4. Вы предпочитаете принимать решения самостоятельно (предлагать, придумывать) или выбирать из предложенного другими?
  5. В Вашей жизни был опыт волонтерской деятельности (помощь пожилым, детям или иная социальная деятельность)? Если «нет», то почему? Если «да», то расскажите о нем.
  6. Опишите стиль жизни современного молодого человека. Герой Вашего времени какой он?