«Кто не принадлежит своему отечеству,
не принадлежит и человечеству»
В.Г. Белинский
Современные общепланетарные вызовы жизни являются последствиями процесса глобализации (унификации всех сфер человеческого бытия). Отказ от социокультурной самоидентификации в пользу бытового комфорта «европейского стиля» привел к утрате индивидуальности, потере своего «Я» и асоциальности в молодежных субкультурных кругах (инертность, абсентеизм, нивелировка такой ценности как патриотизм на основе искажения «образов Семьи и Родины»). Перечисленные деструктивные последствия глобализации напрямую связаны с проблемой взаимосвязи качества информационного контента и образа окружающего мира (действительности), формирующегося в сознании молодого поколения и детерминирующего его поведение. Речь идет о гражданской позиции. Молодое поколение в своих ценностных предпочтениях определяют сегодня, каким будет «завтра» у страны и ее граждан. Все это обуславливает актуальность выбранной нами темы, особенно в период неопределенности.
Цель работы: создать информационную среду (Проект Семейное масс-медиа) для формирования устойчивой гражданской позиции как базиса созидательного стиля жизни у обучающихся современной профессиональной школы.
Для достижения цели нами были определены следующие задачи:
- Сделать теоретический анализ понятия «гражданская позиция».
- Выявить связь между гражданской позицией и выбором модели поведения (стилем жизни).
- Изучить понятия «информационная среда», «контент», «фейк ньюс».
- Выявить связь между попытками исказить информацию, например, «переписать историю», и характером гражданской позиции нового поколения.
- Разработать и реализовать Проект «Семейное масс-медиа».
Объект исследования: информационная среда в период неопределённости
Предмет исследования: влияние качества контента на формирование гражданской позиции и стиля жизни
Научным обоснованием работы являются идеи и труды А. Адлера, Ю. Березутского, Д. Мида, О. Хахалева, Ю. Шрейдера, Н.С. Щепочкина.
Теоретическая новизна работы: дано определение гражданской позиции и созидательного стиля жизни, выявлены взаимосвязи между гражданской позицией и моделью поведения, проанализированы феномены «фейка» и тенденций к переписыванию истории, дано понимание «семьи» в узком и широком смыслах.
Эмпирическая база работы: данные социологического опроса «Россия для тебя и ТЫ для России?…» 2011 , 2017 и 2022 годов.
Практическая значимость работы:
— Проект «Семейное масс-медиа» — это альтернативная традиционным воспитательным инструментам (тематический классный час, родительское собрание и др.) современная цифровая функциональная площадка социализации обучающихся профессиональной образовательной организации.