Раздел 6. Роль науки, идеологии и массово культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций
Тема 6.1 Общественные науки, идеология и массовая культура
План
1.Теория общественного развития
— экономическая теория в современных условиях;
— социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей;
— структурализм как направление современной философской мысли.
2.От конца идеологии к реидеологизации
— концепция «конца идеологии»
3.Церковь и общество на рубеже веков
— экуменическое движение
4.СМИ и массовая культура
— интернационализация духовной жизни человечества.
5.Работа с текстом
6.Вопросы по теме
- Задание для самостоятельной работы
- Список литературы
- Теория общественного развития
Экономическая теория в современных условиях
Развитие экономической теории было связано с более глубоким осмыслением роли и возможностей государства в экономической сфере. Разработанная Джоном Кейнсомтеория регулирования рыночной экономики стала основой концепции «государства благоденствия» 1960—1970-х гг. Вопрос пределов государственного вмешательства в экономику, опасности превращения государства в бюрократического монстра был изучен американскими экономистами Йозефом ШумпетеромиМилтоном Фридманом.Их идеи были взяты на вооружениенеоконсервативными политиками США и Великобритании в 1980-е гг. Они также использовались рядом латиноамериканских диктатур при осуществлении модернизации экономики.
Видные американские ученые: экономисты Джон Гэлбрейти Уолт Ростоу,социолог Элвин Тоффлерсформулировали концепцию фаз или стадий прогресса цивилизации. Если формационная теория К. Маркса связывала прогресс человечества с изменением форм собственности на средства производства, то в основе цивилизационного подхода лежала смена форм производственной деятельности. Он придавал большее значение, чем марксизм, историко-культурным и политическим особенностям, традициям отдельных цивилизаций, положению личности в обществе.
Согласно теории стадий развития, человечество прошло путь от собирательства, охоты (пользование готовыми продуктами природы) к земледелию, скотоводству и кустарному производству (обработка природных материалов в основном с использованием ручного, мускульного труда). Следующие стадии были связаны с переходом к мануфактурному, промышленному, индустриальному производству и, наконец, к информационному (или постиндустриальному) обществу. Для каждой из этих стадий были характерны свои преобладающие формы и содержание трудовой деятельности.
Развитие экономической теории на современном этапе характеризуется следующими тенденциями:
-во-первых, постоянно усиливающаяся математизация экономических исследований; превращение знаний математики в ключевой барьер для доступа на рынок идей;
— во-вторых, эмпирический поворот в экономических исследованиях, позволяющий сконцентрировать внимание на реальных процессах в обществе за счет распространения эконометрических исследований и прикладных моделей общего равновесия;
— в-третьих, рост влияния экспериментальной экономики, в большей степени учитывающей достижения биологии, физики и психологии;
— в-четвертых, расширение масштабов экономических исследований в неэкономических науках, постепенно вытесняющих традиционные «исторические» школы.
Все эти четыре тенденции свидетельствуют о динамичном развитии экономических исследований в современном мире. Облик экономической науки заметно меняется.
Социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей
Исследование закономерностей индивидуального и группового поведения людей заложило основы прикладных наук — социологии и политологии.Их предметом стало исследование широкого спектра проблем — от изучения интересов социальных слоев, тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов.
Выводы ученых-политологов начала XX в. были дополнены благодаря изучению огромного фактического материала о социальном и политическом развитии почти двухсот государств. Исследования американских политологов Дэвида Истонаи Гэбриэла Алмонда, социологаТолкотта Парсонсазначительно раздвинули горизонты знаний о закономерностях развития политических систем. Работы французского политолога Мориса Дюверже, американского философа и социолога итальянского происхождения Джованни Сартори внесли большой вклад визучение функционирования демократии.
Крупный немецкий психолог и социолог Эрих Фроммв своих работах уделял внимание
личности и мотивам ее поведения. В 1933 г. ученый эмигрировал в США. Опираясь на психоанализ, идеи неомарксизма и экзистенциализма, он создал свою собственную социальную философию. В широко известной книге «Бегство от свободы» Фромм исследовал фашизм и природу тоталитарного общества как социального явления, раскрыл суть и формы проявления человеческой потребности к свободе. Большое место в его трудах занимает проблема отчуждения человека в современном обществе и поиск путей ее преодоления.
Структурализм как направление современной философской мысли
В 1960-е гг. во Франции большое распространение получило такое направление современной философской мысли, как структурализм.Структурный подход предполагает, что любое изучаемое явление (язык, искусство, сознание человека, мифология, мода, реклама и т.д.) состоит из ряда элементов, находящихся в определенной взаимосвязи. Они и становятся объектом изучения. Французский культуролог и философ Клод Леви-Строс, считающийся «отцом структурализма», сравнивал различные культуры и мифологические системы. Например, исследуя мифы индейцев Северной и Южной Америки, он реконструировал мышление первобытных людей, внеся важный вклад в изучение истории формирования человеческого сознания.
- От конца идеологии к реидеологизации
Концепция «конца идеологии»
В1960—1970-е гг. в странах Запада стала популярной концепция «конца идеологии», выдвинутая учеными-социологами американцами Даниелом Белломи Сеймуром Липсетом, французом Раймоном Арономи другими. Они полагали, что точное научное знание об экономических и социальных процессах, технологиях управления и методиках разрешения кризисов сводит к минимуму влияние на общественную жизнь культуры, личности человека и духовной сферы. Например, в предвыборных кампаниях главное внимание уделялось так называемому пиару, скандальным разоблачениям, популистским обещаниям для избирателей. Однако уже конец 1970-х — начало 1980-х гг. в развитых странах стали периодомреидеологизации.У власти оказались лидеры (Р. Рейган в США, М. Тэтчер в Великобритании), опиравшиеся на традиционные духовные ценности либеральной демократии.
Действительно, несмотря на рост научных знаний, вопрос о том, как люди воспринимают окружающую реальность, что они считают оправданным и справедливым, приобрел в конце XX в. неоспоримую важность.
Социологи и политологи часто обращали внимание на то, что поведение многих политических лидеров и отдельного человека порой не находит рационального объяснения. Иррационализм, проявляющийся в поведении людей, пытались объяснить философы-постструктуралисты — Жак Деррида, Жан Бодрияри другие. Они отрицали способность человека постичь действительность с помощью интеллекта. По их мнению, реальный (материальный) мир и его восприятие нашим сознанием (через понятия, символы и образы) не тождественны.
Любые символы, включая написанные слова и тексты, несут на себе отпечаток той культуры, к которой принадлежит исследователь (автор), а также его социальной среды и жизненного опыта. На вопрос о том, можно ли найти универсальные символы для описания реальности, правильно ли поймут автора люди иной культуры, постструктуралисты дают отрицательный ответ.
Идеология, особенно политическая, в значительной мере основана на символике. В условиях демократии, получающей все большее распространение, поддержка избирателями политических партий в конкурентной борьбе на выборах не обеспечивается научными аргументами. Они, как правило, непонятны рядовому гражданину. Для него важен общий имидж политических партий и их лидеров, общее предста вление о Ценностях и идеях, которые они отстаивают.
- Церковь и общество на рубеже веков
Экуменическое движение
XX в. ознаменовался падением значения религии и религиозных организаций в повседневной жизни людей. В социалистических странах велась атеистическая пропаганда, служителей Культа подвергали преследованиям, храмы закрывались. В развитых государствах Запада ситуация была иной, но и здесь позиции традиционных религий, прежде всего христианства значительно ослабли. В обществе потребления популярность получили стремления к материальным благам, к разнообразным формам досуга, к повышению своего социального статуса. Это прямо противоречило традиционным религиозным ценностям, проповедовавшим самоограничение, смирение, верность долгу и т.д. Для большинства европейцев и американцев религиозность стала сводиться лишь к внешней, обрядовой стороне — посещению церковной службы, празднованию религиозных праздников. Отчасти этому способствовали и некоторые традиции самих религий, не менявшиеся веками. Так, в богослужении Католической церкви (крупнейшая конфессия мира) и в XX в. по-прежнему использовался латинский язык, малопонятный не только подавляющему большинству прихожан, но и многим священникам.
Бурные и стремительные перемены, которые человечество переживало в XX в., неоднозначно повлияли на развитие религий. С одной стороны, в условиях роста образовательного и материального уровня во многих странах получили распространение нетрадиционные религиозные учения, различного рода тоталитарные секты, синкретические религии (то есть созданные на основе заимствования догматов и обрядов у нескольких мировых или традиционных религий) и т.д. С другой стороны, традиционные религии мира, и прежде всего христианство, стремились приспособиться к новым условиям, реформировать церковную жизнь, чтобы усилить свои позиции в обществе.
В 1962—1965 гг. состоялся Второй Ватиканский соборКатолической церкви, принявший
программу ее реформирования и обновления, поставивший цель повысить активность мирян. Было решено заменить в богослужении латинский язык национальными языками. Церковь стала более активно участвовать в решении общественно-политических проблем, способствовать пропаганде мира и согласия. Во многих развитых странах католичество стало составной частью идеологии консервативных партий и движений.
Большой авторитет в мире получил римский папа Иоанн Павел II(папа в 1978 — 2005 гг.), в 2000 г. принесший
публичное покаяние от лица Католической церкви за крестовые походы, инквизицию, оправдание рабства, религиозные войны и другое. Свидетельством наступления новой эпохи в истории Церкви стала реабилитация Галилео Галилея (1992) и Николая Коперника (1993). В 2008 г. Ватикан признал возможность существования разумной жизни, созданной Богом, на других планетах.
Свои особенности развития христианство имело в Латинской Америке, в странах которой были сильны левые настроения. Здесь получило распространение такое учение, как «Теология освобождения», сочетавшая христианскую католическую догматику с положениями марксизма.
Подобное явление вызвало недовольство и резкое противодействие Ватикана.
Еще в начале XX в. по инициативе протестантов США и Западной Европы возникло так
называемое экуменическое движение, главной целью которого является сближение христианских церквей во всем мире. Важным этапом в его развитии сталаВсемирная ассамблея христианских церквей в Амстердаме (1948), на которой был создан Всемирный совет церквей, призванный координировать деятельность входящих в экуменическое движение религиозных организаций (на сегодняшний день насчитывает 349 членов в 110 странах мира). В 1961 г. к нему присоединилась и Русская православная церковь.
- СМИ и массовая культура
Интернационализация духовной жизни человечества
Стремительный рост значения в повседневной жизни человека средств массовой информации открыл возможности мощного влияния на сознание и настроения людей. Уже в 1920-е гг. международное радиовещание стало важным инструментом политики, а к концу XX в. с созданием спутниковых систем телевещания, глобальных компьютерных сетей появились условия. Для интернационализации духовной жизни человечества. Сложился своеобразный мировой рынок идей, культурных ценностей, успех на котором обеспечивает как коммерческую выгоду, так и политическое влияние.
Повсеместное распространение радио и телевидения, рост грамотности населения большинства стран мира определили спрос на аудио-, видео- и печатную продукцию, рассчитанную на массового потребителя.
Массовая культурасодействовала формированию индустрии досуга. Она имеет не только развлекательный характер. Ведущие корпорации мира увидели в ней беспрецедентные возможности как прямой, так и косвеннойрекламысвоих товаров. Не обошли своим вниманием новые технические средства и политики. Средства массовой информации позволяют формировать упрощенные образы врага, высмеивать и представлять внелепом виде политических оппонентов и их взгляды. Популярность «звезд» кино, эстрады, спорта делает их образ жизни, манеру одеваться, взгляды, в том числе и политические, образцом для подражания.
Было бы упрощением считать, что массовая культура только лишь инструмент манипулирования сознанием людей. Ее продукция способна пользоваться спросом лишь в том случае, если она отвечает определенным реальным интересам, запросам и потребностям «среднего» человека.
Так, к числу характерных признаков продукции телевизионной массовой культуры относится четкое разделение «добра» и «зла», значительная доза насилия и секса, традиционный хеппи-энд (счастливый конец). По мнениюТеодора Адорно, видного немецкого философа и социолога, популярность подобной продукции связана не столько с примитивизмом вкуса ее потребителей, сколько с тем, что она обращена к подсознательным стремлениям и желаниям человека. «Средний человек» подсознательно хотел бы быть более удачливым (в том числе и в личной жизни), видеть зло, с которым он сталкивается, наказанным, порой ощущает желание решить свои проблемы насилием, но сдерживается в силу воспитания и страха перед наказанием. Ассоциируя себя с героями популярных фильмов, зритель снимает накопившееся внутреннее психическое напряжение, как бы грезит наяву. Это способствует его законопослушному поведению в реальной жизни.
Ряд социологов полагают, что не следуют переоценивать возможность манипулирования поведением человека. Существует немало примеров, когда усилия средств массовой информации по дискредитации тех или иных политических лидеров приводили к обратному эффекту, повышая их популярность.
В то же время распространение массовой культуры рассматривается многими философами, социологами и культурологами как признакинтеллектуальной и духовной деградации. Массовая культура предлагает упрощенное видение и восприятие мира. Все многообразие человеческого поведения и эмоций выражается через набор ограниченного количества одних и тех же реакций и символов. Сознание, привыкшее к упрощенному миропониманию, становится неспособным к творческому и нестандартному мышлению, критическому восприятию окружающей реальности. По мнению Э. Фромма, массовая культура препятствует раскрытию и реализации духовных потребностей личности. Устоявшиеся модели поведения формируют пассивность, конформизм, то есть готовность принимать мир таким, каков он есть.
Несмотря на различные точки зрения на массовую культуру, она стала неотъемлемым элементом жизни, влияющим на повседневное бытие миллионов людей.
Работа с текстом
Международный язык эсперанто
Эсперанто — плановый (т.е. созданный искусственно) язык, проект которого разработал в 1887 г. польский врач Л.Заменгоф. Его основу составляют интернациональные слова, часто понятные без перевода, и очень простая грамматика. Структура и словарь эсперанто достаточно просты, чтобы человек без особых способностей к языкам мог за очень короткое время научиться вполне свободно объясняться на нем. К тому же знание эсперанто облегчает дальнейшее изучение других языков.
Относительная простота эсперанто не делает его каким-то ущербным языком: он очень благозвучен (напоминает итальянский) и обладает прекрасными выразительными возможностями, позволившими перевести на него многие произведения мировой классики (от Данте и Пушкина до Булгакова и Толкиена) и создать интересную литературу, оригинально на нем написанную. На эсперанто ежегодно издается более 200 книг и выходит около 300 периодических изданий.
Эсперанто, в идеале, предназначен стать вторым языком для всех во всемирном масштабе. Это позволило бы, во-первых, всем народам на равных развивать свои национальные языки и культуры, не боясь нежелательного чуждого влияния и ассимиляции; и, во-вторых, позволило бы достичь большего взаимопонимания между народами, так как на нейтральном и легко изучаемом международном языке могут осуществлять прямые контакты не только власть имущие или специалисты, но все простые люди. Поэтому эсперанто — путь к миру, демократии и подлинному интернационализму во всем мире.
Вопросы для обсуждения:
Как по вашему мнению, почему созданный еще в 1887 году язык эсперанто так и не нашел своего массового употребления?
Вопросы по теме
1) Назовите, используя материалы уроков по обществознанию, известные вам теории общественного развития, появившиеся после Второй мировой войны. Что нового привнесли они в знания о человеке и обществе?
2) Почему время популярности концепции «конца идеологии» в 1960-1970-х гг. сменилось периодом реидеологизации? Кажется ли вам теория «конца идеологии» обоснованной?
3)В чем причина падения влияния религии на жизнь общества? Какие меры религиозные организации предпринимают для того, чтобы изменить сложившееся положение? Насколько им это удается?
4) Что вы знаете об экуменическом движении? Почему его возникновение стало возможным именно в XX в.? Расскажите о его развитии на современном этапе, используя материалы СМИ и Интернета.
5) Как вы понимаете термин «массовая культура»? Какие черты послевоенного развития общества способствовали ее всестороннему распространению?
6) Оцените результат влияния массовой культуры на жизнь общества и отдельного человека. Какую роль она играет в современной жизни?
Задание для самостоятельной работы
Используя материалы Интернета и текущей прессы, составьте рейтинг популярности продукции сферы досуга, например, «5 популярных мультфильмов», «5 попутных сериала», «5 популярных телешоу» и т.д.
Свой ответ оформите в виде таблицы по приведенному образцу:
Название продукта досуга | Рейтинг |
Мультфильмы | 1. «Шрек»2. «Мадагаскар»3. «Ледниковый период»
4. «Подводная братва» 5. Король Лев» Источник: ТОП-10 самых популярных семейных мультфильмов http://dekatop.com/archives/1385 |
… |
Литература
Основная
- Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в./ Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2010. – С. 372-380.
Дополнительная
- Краткий очерк экуменического движения
Интернет ресурс: www.bogoslov.ru/text/246874.html
- Международный язык эсперанто
Интернет ресурс: http://zuskin.com/esp.htm
- Политология: Хрестоматия. / Сост.: проф. М.А.Василик, доц. М.С.Вершинин. – М.: Гардарики, — 2000.- 794 с.
- Современная экономическая теория: основные тенденции
Интернет ресурс: http://institutiones.com/theories/613-sovremennaya-economicheskaya-teoriya.html