Тема 6.2 Новые направления в искусстве во второй половине XX — началеXXI в.
План
- От модернизма к постмодернизму
— абстрактный экспрессионизм;
— поп-арт;
— авангардные течения в музыкальной и художественной культуре.
- Контркультура и культура молодежного бунта
— парадокс молодежных движений.
- Подъем национальных культур
— массовизация национальных культур.
- Работа с текстом
- Вопросы по теме
- Задание для самостоятельной работы
- Список литературы
- От модернизма к постмодернизму
Абстрактный экспрессионизм
В послевоенное десятилетие вновь большую популярность
приобрелабстракционизм,явившийся своего рода ответом на развитие искусства фотографии. Абстракционисты сочли, что только они теперь способны выразить внутренний мир человека. Большую популярность получила такая разновидность этого направления живописи, как абстрактный экспрессионизм. Его основоположниками выступили несколько нью-йоркских художников. Их полотна передавали динамику чувств, становились формой спонтанного самовыражения автора. Метод написания таких картин известен как «живопись действия». Джексон Поллок — самый известный абстрактный экспрессионист.
Поллок искал свои собственные индивидуальные методы и техники работы. Он покрывал холсты беспорядочными брызгами, полосами красок и клякс; иногда он прокалывал банки с краской и размахивал ими над будущей картиной так, что краска лилась на холст. Вместо кистей он использовал палочки, ножи и лопатки, добавляя в краску песок, битое стекло и другие материалы. В результате создавались большие картины с узорами из красочных пятен, которые вызывали множество разных эмоций.
ВМанифесте Миланской группы абстракционистов (1956) утверждалось, что целью абстракционизма является утверждение подлинно человеческих качеств в мире, становящемся все более бесчеловечным.
Поп-арт
Своеобразным противовесом идеям абстрактного экспрессионизма сталпоп-арт
(популярное искусство). Возникновение этого художественного течения было связано развитием «общества благосостояния», когда произошел самый настоящий бум производства товаров массового потребления и развлечений. Художники поп-арта считали, что любая вещь достойна стать произведением искусства, что она может утратить свои потребительские качества и приобрести художественные.
Первую композицию в стиле поп-арта создал в 1956 г. английский художник Ричард Гамильтон. На коллаже представлена современная комната. Мужчину-культуриста с огромным леденцом с английской надписью «Рор» и женщину окружают разные
потребительские товары: пылесос, магнитофон, банка ветчины, плакат и другие. Эта работа — пародия на рекламу и быт «идеальной пары». Королем поп-арта современники называли Энди Уорхола. Он первым превратил долларовую купюру, банку консервированного супа и бутылку из-под кока-колы в объекты искусства. Художники использовали образы знаменитостей, персонажей комиксов, мультфильмов и т.д.
В поп-арте понятие «произведение искусства» было лишено привычного смысла, так как каждый предмет мог стать «фактом искусства», то естьартефактом. Художники пытались увидеть в вещах или образах гуманную или антигуманную сущность.
Развитием поп-арта стала печатная и телевизионная реклама, где материальные объекты преподносятся как символы прекрасного. К поп-арту относят такой вид художественного творчества, как граффити— уличные надписи, рисунки на заборах, стенах гаражей и т.д. Дань этому направлению изобразительного искусства отдают как профессиональные авторы, так и любители.
Авангардные течения в музыкальной и художественной культуре
В середине 1960-х гг. в США появилось новое течение в живописи и скульптуре — гиперреализм. Его характерной чертой является точечное, фотографическое отображение действительности: детально выписанные предметы, изображение городской среды, портрет «человека с улицы». Наиболее известные художники-гиперреалисты — Роберт Коттингем и Чак Клоуз.
Элементы поп-арта проявились в такой форме современного художественного творчества, какхеппенинг. Это гибрид живописи, скульптуры и театра. Первые театральные постановки в стиле хеппенинга состоялись в 1958—1959 гг. в США для развлечения артистической богемы. Затем они приобрели популярность в Европе и Азии. Для хеппенинга характерно отсутствие четкого сюжета, импровизация актеров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кинокадров, реквизита, световых и звуковых эффектов, современной музыки.
В музыкальной культуре второй половины XX в. получили развитиеразличные авангардные течения.
Родоначальником сонористикисчитается польский композитор Кшиштоф Пендерецкий. Для сонористики характерно особое внимание к тембру звука, поиску источников нетрадиционного звучания: игра на пиле, на рояле — непосредственно на струнах, шепот, крики и т.д. Основателем алеаторикистал немецкий музыкант Карл-хайнц Штокхаузен, написавший в 1957 г. пьесу для фортепьяно, фрагменты которой могли исполняться в любой последовательности. Алеаторика претендовала на освобождение искусства, причем не только музыкального, от диктата формы. Появились художественные произведения, в которых могут переставляться страницы, абзацы в зависимости от выбора читателя.
Хрупкость мира, отсутствие логики и четкости в его облике, иллюзорность его устоев отразило так называемое исчезающее искусство. Примерами могут служить картины, написанные выцветающими на глазах зрителей красками, саморазрушающиеся скульптуры, музыка без звука, исполняемая на разваливающихся инструментах. Самым наглядным образцом этого вида творчества была книга «Ничто», изданная в США в 1975 г. и выдержавшая переиздание в Англии, на 192 страницах которой не было написано ни единой строчки.
«Самоуничтожающееся» творчество символизировало собой закат модернистского направления в искусстве и наступление современного этапа его развития — эпохи
постмодернизма. Для постмодернизма характерно использование различных стилей прошлого и настоящего, Запада и Востока, элементов фольклора, массовой культуры, поп-арта, соединение художественной формы с нехудожественным содержанием.
Подобное сочетание всевозможных форм и стилей, использование новых материалов и технологий для создания арт-объектов(выставочных конструкций) характерны длясовременного искусства. Распространенной его формой является инсталляция— пространственная композиция, сконструированная из разных материалов и бытовых предметов.
Современные художники вынесли свои произведения за пределы галерей и музеев. Они создают их на природе или преобразуют городской ландшафт. Так возник инвайронмент — изменение окружающей среды в соответствии с замыслом художника.
Немецкий художник Йозеф Бойс, один из основателей партии зеленых в ФРГ, осуществил крупный проект«7000 дубов» (1982). На центральной городской площади немецкого города Касселя началась посадка молодых дубков. Она сопровождалась лозунгом «Градоозеленение вместо градоправления». Дубы, являвшиеся элементом дохристианской мифологии, обрамлялись базальтовыми глыбами. Художник стремился пробудить «экологическое сознание» у городских жителей. Масштабы проекта, приведшие Бойса к конфликту с властями, были превзойдены американским художником болгарского происхождения Христо Явашевым. Он в 1983 г. создал композицию «Окруженные острова». Одиннадцать островов вблизи Майами окружили розовой полипропиленовой пленкой, соответствующей конфигурации островов, общей площадью более 600 тыс. кв. м и длиной 11 км. Работа обошлась в 3,5 млн долларов и продолжалась два года, после чего острова на две недели были открыты для посетителей. Прекрасная девственная природа необитаемых тропических островов, ставшая арт-объектом, служила напоминанием о необходимости защиты и сохранения окружающей среды.
Еще в 1960—1970-е гг. появилось международное художественное движение — концептуализм. Его сторонники утверждали, что идея произведения имеет большее значение, чем его визуальное изображение. Концептуальное искусство тесно связано с философией и другими науками. Новые технологии информационной эры не остались вне поля зрения художников. Основателями видеоискусства или видеоартастали кореец Нам Чжун Паки американский композитор и исследователь эстетикиДжон Кейдж. По мнению Нам Чжун Пака, электронные средства коммуникации воздействуют на интеллект личности. Это способно привести к перегруженности человека информацией, конфликту между ним и машиной. Видеоискусство разрешает этот конфликт, внося эстетическое начало в телекоммуникации. Обращение непосредственно к внутреннему миру человека стало использоваться в таких новых видах искусства, каккомпьютерная графика, производство видеоклипов, а отчасти — и в современном кино.
- Контркультура и культура молодежного бунта
Парадокс молодежных движений
Влюбом обществе господствующим течениям в культуре противостоитконтркультура. Она отвергает базовые ценности общества, предлагает альтернативное видение мира и свои модели поведения. Контр культура является формой протеста со стороны людей, не нашедших себе места в жизни. Их поведение нередко эпатирует, возмущает окружающих. В то же время в молодежной среде герои контркультуры часто приобретают популярность и становятся образцом для подражания.
Джек Керуак был уволен из рядов ВМС США с диагнозом шизофрения. Некоторое время он
служил моряком в торговом флоте, затем бродяжничал, писал стихи, литературные эссе. В 1957 г. Керуак написал книгу в стиле «потока сознания» под названием «На дороге». Не имея четкого сюжета, книга прославляла романтику бродяжничества, наслаждение окружающей природой, свободу от каких-либо обязательств. Эта работа стала бестселлером, а у Керуака появилась масса последователей, известных как битники — в основном молодые люди, считающие, что у них нет обязательств перед обществом, и желающие, чтобы оно оставило их в покое. Они предпочитали обеспеченной жизни скитания, свободную любовь, наркотики. Ореол романтизма, созданный вокруг битников средствами массовой информации, породил такое направление авангардистской музыки, как бит, отрицающий классические, академические формы музыкального творчества. Парадокс молодежных движений (битники, хиппи, рокеры и другие) заключался в том, что первоначально они несли вызов господствующей культуре «общества потребления». Затем — становились частью этой культуры, модой, приносящей немалые прибыли предпринимателям от индустрии досуга и шоу-бизнеса.
Показательна судьба популярного музыкального ансамбля 1960-х гг. «Битлз».
Первоначально они выступали в небольших клубах, привлекая внимание слушателей не столько исполнительским искусством, сколько свободной манерой поведения на сцене и умением затронуть в своих песнях темы, которые волновали молодежь. Со временем «Битлз» получили мировую известность. Возникло множество подражавших им музыкальных коллективов.
Тема молодежного бунта занимала важное место в творчестве многих писателей, представителей критического реализма — в частности, Джерома Сэлинджера. Его роман «Над пропастью во ржи»вошел в сокровищницу мировой литературы. Английский драматург Джон Осборнстал членом группы писателей, называвших себя «злая молодежь». Его герои выражали тревогу и неудовлетворенность окружающей действительностью, осуждая буржуазное общество. Проблемы неустроенности человека в комфортабельном мире высоких технологий, протеста против попыток манипулирования сознанием поднимались многими писателями-фантастами, в частности Рэем Брэдбери в романе«451° по Фаренгейту», Куртом Воннегутомв антивоенной сатире«Крестовый поход детей».
Подъем национальных культур
Массовизация национальных культур
Одна из особенностей эпохи глобализации — всестороннеераспространение продукции массовой культуры. При этом ведущие позиции в индустрии развлечений занимают США. Американские кинофильмы составляют 80 % европейского кинорынка, а европейские — только 5 % рынка Соединенных Штатов. Среди ста наиболее прибыльных фильмов мира — 88 американских. Подобное положение вызывает озабоченность интеллигенции многих стран. Массовая американизированная культура ведет к унификации и упрощению языка, образа жизни различных народов. Возникли движения деятелей искусства и науки в защиту национальных обычаев и культурных традиций. Во Франции был принят закон, согласно которому доля американских фильмов в прокате не должна превышать 60 %. При этом благодаря существованию глобальной сети информационного обмена, достижения национальных культур стали достоянием всего человечества.
Всемирную известность приобрел сенегальский поэт Леопольд Сенгор,который в годы войны, находясь во Франции, участвовал в движении Сопротивления. В 1948 г. он стал лауреатом Нобелевской премии за сборник стихов «Антология». В 1949 г. Пулитцеровскую премию — наиболее престижную награду США в области литературы — впервые в истории получила темнокожая поэтесса Гвендолин Брукс, обратившаяся к теме положения афроамериканской общины США. В 1982 г. Нобелевской премии был удостоен латиноамериканский писатель Габриель Гарсиа Маркес, в 1988 г. — египетский прозаик Нагиб Махфуз, в 1992 г. — вест-индский поэтДерек Валкотт, в 1994г. — японский писатель Оэ Кензабуро.
Показательно, что многие деятели национальной культуры, затрагивающие в своих произведениях актуальные проблемы современности, как правило, непосредственно принимали участие в общественно-политической деятельности. Л. Сенгор выдвинул теорию «негритюда» — создания эгалитарного общества на основе африканских традиций. Она получила признание во многих африканских странах, стала составной частью идеологии движения афроамериканцев за равноправие. В 1960—1980-е гг. Сенгор был президентом Сенегала.
В октябре 2005 г. по решению ЮНЕСКО была принята конвенция о культурном многообразии. Она закрепляет за всеми странами право развивать различные формы культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку национальным культурным проектам.
Работа с текстом
Из книги Д. Нэсбитта и П. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции: Год 2000» (1982):
Чем больше человечество видит себя живущим на единой планете, тем больше необходимость для каждой культуры земного шара иметь свое уникальное наследие. Есть желание пробовать кухню друг друга, приятно одеваться в джинсы, наслаждаться иногда одинаковыми представлениями. Но если другой процесс начинает разрушать сферу более глубоких культурных ценностей, то люди вернутся к демонстрации своих различий, и это будет чем-то вроде культурного протеста. История каждой нации, ее язык и традиции уникальны. Поэтому парадоксально то, что чем более похожими мы становимся, тем больше мы будем подчеркивать свою уникальность.
Вопросы для обсуждения:
Как по мнению авторов сочетается универсализация мировой культуры с ростом значимости ее национальных особенностей?
Вопросы по теме
1) Охарактеризуйте основные направления в развитии изобразительного искусства и музыкальном творчестве. Определите их сходство и различия с искусством первой половины XX в.
2) Что вы можете сказать о развитии абстракционизма во второй половине XX в.? Как художники-абстракционисты определяли главную цель своего творчества?
3) Как вы думаете, с появлением каких черт в жизни общества связано возникновение поп-арта? Что находится в центре внимания приверженцев этого направления?
4) Что знаменовало собой появление «самоуничтожающегося искусства»? Назовите основные особенности постмодернизма.
5) Что такое бит, битники? Какие еще молодежные движения протеста вы знаете? Как они связаны с массовой культурой?
6) Чем вызван подъем национальных, самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры?
Задание для самостоятельной работы
Собрать материал для дидактической папки и оформить в виде портфолио на тему: «Национальная культура Татарстана на современном этапе»
Литература
Основная
- Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в./ Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2010. – С. 380-389.
Дополнительная
- Культура Республики Татарстан.
Интернет ресурс: http://culture.tatar.ru/