Раздел 6. Роль науки, идеологии и массово культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций Тема 6.1 Общественные науки, идеология и массовая культура

Раздел 6. Роль науки, идеологии и массово культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций

Тема 6.1 Общественные науки, идеология и массовая культура

План

1.Теория общественного развития

— экономическая теория в современных условиях;

— социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей;

— структурализм как направление современной философской мысли.

2.От конца идеологии к реидеологизации

— концепция «конца идеологии»

3.Церковь и общество на рубеже веков

— экуменическое движение

4.СМИ и массовая культура

— интернационализация духовной жизни человечества.

5.Работа с текстом

6.Вопросы по теме

  1. Задание для самостоятельной работы
  2. Список литературы

 

 

  1. Теория общественного развития

Экономическая теория в современных условиях

Джон Кейнс

Развитие экономической теории было связано с более глубо­ким осмыслением роли и возможностей государства в эко­номической сфере. Разработанная Джоном Кейнсомтеория регулирования рыночной экономики стала основой концеп­ции «государства благоденствия» 1960—1970-х гг. Вопрос пре­делов государственного вмешательства в экономику, опасно­сти превращения государства в бюрократического монстра был изучен американскими экономистами Йозефом ШумпетеромиМилтоном Фридманом.Их идеи были взяты на воору­жениенеоконсервативными политиками США и Велико­британии в 1980-е гг. Они также использовались рядом лати­ноамериканских диктатур при осуществлении модернизации экономики.

Видные американские ученые: экономисты Джон Гэлбрейти Уолт Ростоу,социолог Элвин Тоффлерсформулировали концепцию фаз или стадий прогресса цивилизации. Если формационная теория К. Маркса связывала прогресс человечества с изменением форм собственности на средства производства, то в основе цивилизационного подхода лежала смена форм произ­водственной деятельности. Он придавал большее значение, чем марксизм, историко-культурным и политическим особенно­стям, традициям отдельных цивилизаций, положению лично­сти в обществе.

Согласно теории стадий развития, человечество прошло путь от собирательства, охоты (пользование готовыми продук­тами природы) к земледелию, скотоводству и кустарному про­изводству (обработка природных материалов в основном с ис­пользованием ручного, мускульного труда). Следующие стадии были связаны с переходом к мануфактурному, промышленно­му, индустриальному производству и, наконец, к информа­ционному (или постиндустриальному) обществу. Для каждой из этих стадий были характерны свои преобладающие формы и содержание трудовой деятельности.

Развитие экономической теории на современном этапе характеризуется следующими тенденциями:

-во-первых, постоянно усиливающаяся математизация экономических исследований; превращение знаний математики в ключевой барьер для доступа на рынок идей;

— во-вторых, эмпирический поворот в экономических исследованиях, позволяющий сконцентрировать внимание на реальных процессах в обществе за счет распространения эконометрических исследований и прикладных моделей общего равновесия;

— в-третьих, рост влияния экспериментальной экономики, в большей степени учитывающей  достижения биологии, физики и психологии;

— в-четвертых, расширение масштабов экономических исследований в неэкономических науках, постепенно вытесняющих традиционные «исторические» школы.

Все эти четыре тенденции свидетельствуют о динамичном развитии экономических исследований в современном мире. Облик экономической науки заметно меняется.

Социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей

Исследование закономерностей индивидуального и группо­вого поведения людей заложило основы прикладных наук — социологии и политологии.Их предметом стало исследование широкого спектра проблем — от изучения интересов социаль­ных слоев, тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов.

Выводы ученых-политологов начала XX в. были дополнены благодаря изучению огромного фактического материала о со­циальном и политическом развитии почти двухсот государств. Исследования американских политологов Дэвида Истонаи Гэбриэла Алмонда, социологаТолкотта Парсонсазначительно раздвинули горизонты знаний о закономерностях развития по­литических систем. Работы французского политолога Мориса Дюверже, американского философа и социолога итальянского происхождения Джованни Сартори внесли большой вклад визучение функционирования демократии.

Крупный немецкий психолог и социолог Эрих Фроммв своих работах  уделял внимание

Эрих Фромм

личности и мотивам ее поведения. В 1933 г. ученый эмигрировал в США. Опираясь на психоанализ, идеи неомарксизма и экзистенциализма, он создал свою собственную социальную философию. В широко известной книге «Бегство от свободы» Фромм исследовал фашизм и при­роду тоталитарного общества как социального явления, рас­крыл суть и формы проявления человеческой потребности к свободе. Большое место в его трудах занимает проблема отчуж­дения человека в современном обществе и поиск путей ее пре­одоления.

Структурализм как направление современной философской мысли

В 1960-е гг. во Франции большое распространение получи­ло такое направление современной философской мысли, как структурализм.Структурный подход предполагает, что любое изучаемое явление (язык, искусство, сознание человека, ми­фология, мода, реклама и т.д.) состоит из ряда элементов, на­ходящихся в определенной взаимосвязи. Они и становятся  объектом изучения. Французский культуролог и философ Клод Леви-Строс, считающийся «отцом структурализма», сравнивал различные культуры и мифологические системы. Например, исследуя мифы индейцев Северной и Южной Аме­рики, он реконструировал мышление первобытных людей, внеся важный вклад в изучение истории формирования чело­веческого сознания.

  1. От конца идеологии к реидеологизации

Концепция «конца идеологии»

В1960—1970-е гг. в странах Запада стала популярной концеп­ция «конца идеологии», выдвинутая учеными-социологами аме­риканцами Даниелом Белломи Сеймуром Липсетом, французом Раймоном Арономи другими. Они полагали, что точное научное знание об экономических и социальных процессах, техноло­гиях управления и методиках разрешения кризисов сводит к минимуму влияние на общественную жизнь культуры, лично­сти человека и духовной сферы. Например, в предвыборных кампаниях главное внимание уделялось так называемому пиа­ру, скандальным разоблачениям, популистским обещаниям для избирателей. Однако уже конец 1970-х — начало 1980-х гг. в развитых странах стали периодомреидеологизации.У власти оказались лидеры (Р. Рейган в США, М. Тэтчер в Великобритании), опиравшиеся на традиционные духовные ценности ли­беральной демократии.

Действительно, несмотря на рост научных знаний, вопрос о том, как люди воспринимают окружающую реальность, что они считают оправданным и справедливым, приобрел в конце XX в. неоспоримую важность.

Социологи и политологи часто обращали внимание на то, что поведение многих политических лидеров и отдельного че­ловека порой не находит рационального объяснения. Иррацио­нализм, проявляющийся в поведении людей, пытались объяс­нить философы-постструктуралисты — Жак Деррида, Жан Бодрияри другие. Они отрицали способность человека постичь действительность с помощью интеллекта. По их мнению, ре­альный (материальный) мир и его восприятие нашим сознани­ем (через понятия, символы и образы) не тождественны.

Любые символы, включая написанные слова и тексты, не­сут на себе отпечаток той культуры, к которой принадлежит исследователь (автор), а также его социальной среды и жиз­ненного опыта. На вопрос о том, можно ли найти универсаль­ные символы для описания реальности, правильно ли поймут автора люди иной культуры, постструктуралисты дают отрица­тельный ответ.

Идеология, особенно политическая, в значительной мере основана на символике. В условиях демократии, получающей все большее распространение, поддержка избирателями поли­тических партий в конкурентной борьбе на выборах не обеспе­чивается научными аргументами. Они, как правило, непонят­ны рядовому гражданину. Для него важен общий имидж политических  партий и их лидеров, общее предста вление о Ценностях и идеях, которые они отстаивают.

  1. Церковь и общество на рубеже веков

Экуменическое движение

XX в. ознаменовался падением значения религии и религиоз­ных организаций в повседневной жизни людей. В социалисти­ческих странах велась атеистическая пропаганда, служителей Культа подвергали преследованиям, храмы закрывались. В развитых государствах Запада ситуация была иной, но и здесь по­зиции традиционных религий, прежде всего христианства значительно ослабли. В обществе потребления популярность получили стремления к материальным благам, к разнообраз­ным формам досуга, к повышению своего социального статуса.  Это прямо противоречило традиционным религиозным цен­ностям, проповедовавшим самоограничение, смирение, вер­ность долгу и т.д. Для большинства европейцев и американцев религиозность стала сводиться лишь к внешней, обрядовой стороне — посещению церковной службы, празднованию ре­лигиозных праздников. Отчасти этому способствовали и неко­торые традиции самих религий, не менявшиеся веками. Так, в богослужении Католической церкви (крупнейшая конфессия мира) и в XX в. по-прежнему использовался латинский язык, малопонятный не только подавляющему большинству прихо­жан, но и многим священникам.

Бурные и стремительные перемены, которые человечество переживало в XX в., неоднозначно повлияли на развитие ре­лигий. С одной стороны, в условиях роста образовательного и материального уровня во многих странах получили распро­странение нетрадиционные религиозные учения, различного рода тоталитарные секты, синкретические религии (то есть созданные на основе заимствования догматов и обрядов у не­скольких мировых или традиционных религий) и т.д. С другой стороны, традиционные религии мира, и прежде всего христи­анство, стремились приспособиться к новым условиям, ре­формировать церковную жизнь, чтобы усилить свои позиции в обществе.

В 1962—1965 гг. состоялся Второй Ватиканский соборКато­лической  церкви, принявший

Второй Ватиканский собор

программу ее реформирования и обновления, поставивший цель повысить активность мирян. Было решено заменить в богослужении латинский язык на­циональными языками. Церковь стала более активно участво­вать в решении общественно-политических проблем, способ­ствовать пропаганде мира и согласия. Во многих развитых странах католичество стало составной частью идеологии кон­сервативных партий и движений.

Большой авторитет в мире получил римский папа Иоанн Павел II(папа в 1978 — 2005 гг.), в 2000 г. принесший

Иоанн Павел II

публичное покаяние от лица  Католической церкви за крестовые походы, инквизицию, оправдание рабства, религиозные войны и другое. Свидетельством наступле­ния новой эпохи в истории Церкви стала реабилитация Галилео Галилея (1992) и Николая Коперника (1993). В 2008 г. Ватикан признал возможность существования разумной жизни, созданной Богом, на других планетах.

Свои особенности развития христианство имело в Латинской Америке, в странах которой были сильны ле­вые настроения. Здесь получило распространение такое учение, как «Теология освобождения», сочетавшая хри­стианскую католическую догматику с положениями марксизма.

экуменическое движение

Подобное явление вызвало недовольство и резкое противодействие Ватикана.

Еще в начале XX в. по инициативе протестантов США и За­падной Европы возникло так

называемое экуменическое дви­жение, главной целью  которого является сближение христиан­ских церквей во всем мире. Важным этапом в его развитии сталаВсемирная ассамблея христианских церквей в Амстердаме (1948), на которой был создан Всемирный совет церквей, при­званный координировать деятельность входящих в экумениче­ское движение религиозных организаций (на сегодняшний день насчитывает 349 членов в 110 странах мира). В 1961 г. к не­му присоединилась и Русская православная церковь.

  1. СМИ и массовая культура

 

Интернационализация духовной жизни человечества

Стремительный рост значения в повседневной жизни человека средств массовой информации открыл возможности мощного влияния на сознание и настроения людей. Уже в 1920-е гг. меж­дународное радиовещание стало важным инструментом поли­тики, а к концу XX в. с созданием спутниковых систем телеве­щания, глобальных компьютерных сетей появились условия.  Для интернационализации духовной жизни человечества. Сло­жился своеобразный мировой рынок идей, культурных ценностей, успех на котором обеспечивает как коммерческую выго­ду, так и политическое влияние.

Повсеместное распространение радио и телевидения, рост грамотности населения большинства стран мира определили спрос на аудио-, видео- и печатную продукцию, рассчитанную на массового потребителя.

Массовая культурасодействовала формированию индустрии досуга. Она имеет не только развлекательный характер. Веду­щие корпорации мира увидели в ней беспрецедентные воз­можности как прямой, так и косвеннойрекламысвоих товаров. Не обошли своим вниманием новые технические средства и политики. Средства массовой информации позволяют форми­ровать упрощенные образы врага, высмеивать и представлять внелепом виде политических оппонентов и их взгляды. Попу­лярность «звезд» кино, эстрады, спорта делает их образ жизни, манеру одеваться, взгляды, в том числе и политические, образ­цом для подражания.

Было бы упрощением считать, что массовая культура только лишь инструмент манипулирования сознанием людей. Ее про­дукция способна пользоваться спросом лишь в том случае, если она отвечает определенным реальным интересам, запро­сам и потребностям «среднего» человека.

Так, к числу характерных признаков продукции теле­визионной массовой культуры относится четкое разде­ление «добра» и «зла», значительная доза насилия и сек­са, традиционный хеппи-энд (счастливый конец). По мнениюТеодора Адорно, видного немецкого философа и социолога, популярность подобной продукции связана не столько с примитивизмом вкуса ее потребителей, сколько с тем, что она обращена к подсознательным стремлениям и желаниям человека. «Средний человек» подсознательно хотел бы быть более удачливым (в том числе и в личной жизни), видеть зло, с которым он стал­кивается, наказанным, порой ощущает желание решить свои проблемы насилием, но сдерживается в силу вос­питания и страха перед наказанием. Ассоциируя себя с героями популярных фильмов, зритель снимает нако­пившееся внутреннее психическое напряжение, как бы грезит наяву. Это способствует его законопослушному поведению в реальной жизни.

Ряд социологов полагают, что не следуют переоценивать возможность манипулирования поведением человека. Суще­ствует немало примеров, когда усилия средств массовой информации по дискредитации тех или иных политических лидеров приводили к обратному эффекту, повышая их попу­лярность.

В то же время распространение массовой культуры рассмат­ривается многими философами, социологами и культуроло­гами как признакинтеллектуальной и духовной деградации. Массовая культура предлагает упрощенное видение и вос­приятие мира. Все многообразие человеческого поведения и эмоций выражается через набор ограниченного количества одних и тех же реакций и символов. Сознание, привыкшее к упрощенному миропониманию, становится неспособным к творческому и нестандартному мышлению, критическому восприятию окружающей реальности. По мнению Э. Фромма, массовая культура препятствует раскрытию и реализации ду­ховных потребностей личности. Устоявшиеся модели поведе­ния формируют пассивность, конформизм, то есть готовность принимать мир таким, каков он есть.

Несмотря на различные точки зрения на массовую культуру, она стала неотъемлемым элементом жизни, влияющим на пов­седневное бытие миллионов людей.

 

Работа с текстом

Международный язык эсперанто

Эсперанто — плановый (т.е. созданный искусственно) язык, проект которого разработал в 1887 г. польский врач Л.Заменгоф. Его основу составляют интернациональные слова, часто понятные без перевода, и очень простая грамматика. Структура и словарь эсперанто достаточно просты, чтобы человек без особых способностей к языкам мог за очень короткое время научиться вполне свободно объясняться на нем. К тому же знание эсперанто облегчает дальнейшее изучение других языков.

Относительная простота эсперанто не делает его каким-то ущербным языком: он очень благозвучен (напоминает итальянский) и обладает прекрасными выразительными возможностями, позволившими перевести на него многие произведения мировой классики (от Данте и Пушкина до Булгакова и Толкиена) и создать интересную литературу, оригинально на нем написанную. На эсперанто ежегодно издается более 200 книг и выходит около 300 периодических изданий.

Эсперанто, в идеале, предназначен стать вторым языком для всех во всемирном масштабе. Это позволило бы, во-первых, всем народам на равных развивать свои национальные языки и культуры, не боясь нежелательного чуждого влияния и ассимиляции; и, во-вторых, позволило бы достичь большего взаимопонимания между народами, так как на нейтральном и легко изучаемом международном языке могут осуществлять прямые контакты не только власть имущие или специалисты, но все простые люди. Поэтому эсперанто — путь к миру, демократии и подлинному интернационализму во всем мире.

Вопросы для обсуждения:

Как по вашему мнению, почему созданный еще в 1887 году язык эсперанто так и не нашел своего массового употребления?

 

 Вопросы  по теме

1) Назовите, используя материалы уроков по обществознанию, известные вам теории общественного разви­тия, появившиеся после Второй мировой войны. Что нового привнесли они в знания о человеке и обществе?

 

2) Почему время популярности концепции «конца идеоло­гии» в 1960-1970-х гг. сменилось периодом реидеоло­гизации? Кажется ли вам теория «конца идеологии» обоснованной?

 

3)В чем причина падения влияния религии на жизнь об­щества? Какие меры религиозные организации предпринимают для того, чтобы изменить сложившееся по­ложение? Насколько им это удается?

 

 4) Что вы знаете об экуменическом движении? Почему его возникновение стало возможным именно в XX в.? Рас­скажите о его развитии на современном этапе, исполь­зуя материалы СМИ и Интернета.

 

5) Как вы понимаете термин «массовая культура»? Какие черты послевоенного развития общества способство­вали ее всестороннему распространению?

 

6) Оцените результат влияния массовой  культуры на жизнь общества и отдельного человека. Какую роль она играет в современной жизни?

Задание  для самостоятельной работы

             Используя материалы Интернета и текущей прессы, составьте рейтинг популярности  продукции сферы досуга, например, «5 популярных мультфильмов», «5 попутных сериала», «5 популярных телешоу» и т.д.

       Свой ответ оформите в виде таблицы по приведенному образцу:

Название продукта досуга Рейтинг
Мультфильмы 1. «Шрек»2. «Мадагаскар»3. «Ледниковый период»

4. «Подводная братва»

5. Король Лев»

Источник: ТОП-10 самых популярных семейных мультфильмов

http://dekatop.com/archives/1385

 

Литература

Основная

  1. Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в./ Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2010. – С. 372-380.

 

Дополнительная

  1. Краткий очерк экуменического движения

Интернет ресурс: www.bogoslov.ru/text/246874.html

  1. Международный язык эсперанто

Интернет ресурс: http://zuskin.com/esp.htm

  1. Политология: Хрестоматия. / Сост.: проф. М.А.Василик, доц. М.С.Вершинин. – М.: Гардарики, — 2000.- 794 с.
  2. Современная экономическая теория: основные тенденции

Интернет ресурс: http://institutiones.com/theories/613-sovremennaya-economicheskaya-teoriya.html