Тема 1.7 Философия ХХ века

Тема 1.7 Философия ХХ века

«Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего:

«Оставь ближнего своего в покое!»

— И как раз эта деталь добродетели

связана с наибольшими трудностями.

(Ф. Ницше)

«Что люди называют судьбой,

это большей частью просто их собственные глупые выходки».

(А. Шопенгауэр)

Основные понятия и термины по теме: воля к жизни А. Шопенгауэра, теория сверхчеловека Ф. Ницше, психоанализ З. Фрейда, экзистенциализм, прагматизм, неопозитивизм, феноменология, герменевтика, сциентизм, синергетика, архетипы.

 

План изучения темы:

  1. Идеи постклассического периода второй половины XIX– начала XX вв.  (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, А. Бергсон)
  2. Современная философия:

— позитивизм и его формы;

— экзистенциализм;

— герменевтика.

Краткое изложение теоретических вопросов:

БЛОК-СХЕМА по теме 

ИНФОГРАФИКА по теме 

Соедините между собой

1 Прагматизм А З. Фрейд
2 Психоанализ Б Ж-П Сартр
3 Нигилист и декадент В А. Шопенгауэр
Г Б. Рассел
4 Экзистенциализм Д Д. Карнеги
5 Неопизитивизм Е Ф. Ницше

Используя шпаргалку («новейшее время») заполните пробелы в таблице. Ответ запишите следующим образом: А – ответ. Б-ответ и т.п.

Философ /

направление

Введенное понятие Идея
 

А

(имя философа)

«Воля к жизни» Жизнь – это субъективное восприятие объективной реальности
Б

(имя философа)

Теория сверхчеловека

 

«Воля к власти»

Сверхчеловек

«Все мне позволено, но ничего не должно обладать мною».
В

(название направления)

З. Фрейд

 

ОНО (либидо)

(бессознательное)

ОНО (бессознательное начало в человеке)  – это природные инстинкты (либидо –сексуальное влечение) – определяют наши желания (капризы)
Психоанализ

К. Юнг

Г

(термин)

 Коллективное бессознательное
Экзистенциализм

Д

(имена)

Экзистенция – существование Для того, чтобы оценить жизнь (определить истинные ценности), необходимо попасть в пограничную ситуацию

Идеи постклассического периода второй половины XIX – начала XX вв. 

(А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, А. Бергсон).

Артур Шопенгауэр

(1788 — 1860)

 

— немецкий философ.

Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп. Тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, изучал философию Иммануила Канта и философские идеи буддизма (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды).

Работы А. Шопенгауэра:

«Мир как воля и представление»

«Афоризмы житейской мудрости»

Рационализм, «прозрачность» процесса самопознания, вера в прогресс, использует идеи И. Канта, пантеизм Дж. Бруно, французский материализм, буддизм, философию Платона и философию Эпикура, современный «вульгарный» материализм.  В своей философии Шопенгауэр разрушает все барьеры между необходимостью и свободой, человеческим и нечеловеческим, желанием и разумом… его философия больше похож на пророка и поэта, нежели на ученого. Он вводит понятие воля к жизни но воля у него это не способность следовать некому долгу, идеалу, а «голос тела», который слепой и иррациональный… Он считал, что мир – это наши представления (восприятие).

Фридрих Вильгельм Ницше 

(1844— 1900)

 

— немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества.

Работы Ф. Ницше:

«По ту сторону добра и зла»

«Воля к власти»

«Так говорил Заратустра»

«Бог умер!» .

Его принято считать декадентом, нигилистом.

Разрабатывает теорию сверхчеловека  за основу берет волю к власти. «Жизнь только средство к чему-то: она есть выражение форм роста власти.» («Воля к власти») Нет двух миров – мира в себе и мира для  нас, есть мир – мир жизни, борьбы и поражения, столкновения с неизвестным. Необходимо стать на путь переоценки ценностей, на путь «имморализма». Человек все время хочет «сбыть себя», снять с себя ответственность за совершаемое, возложить ее на мир общего. «Экономия сил», «экономия мышления», «самосохранение» — торгашеская мораль слабого человека. Переоценка требует отрицания сострадания, доброты, долга. Кто не щадит себя, не должен  щадить другого, любовь невозможна без ненависти… Идея  сверхчеловека– «Все мне позволено, но ничего не должно обладать мною».  Сверхчеловек это тот, кто должен заменить умершего Бога, тот, кто творит свою жизнь сам, тот, кто свободен во всем. Чтобы «возродиться» человек должен пройти три превращения, через самоутрату:

«верблюда» — нести груз знаний

Льва – тотальный критицизм

Дитя- творец

Сёрен Обю Кьеркегор 

(1813,— 1855)

— датский философ, протестантский теолог и писатель.

 

Работы Кьеркегора:

«Или – или»

«Страх и трепет»

«Болезнь к смерти»

«Повторение»

Он исследует проблему смысла индивидуального человеческого существования в мире.  Он отстаивает радикальное одиночество человека. Он философ-исключение из правил. Он против философских трактатов, он за дневники, переписки, эссе.. Молчание всегда присутствует в его работах. Его псевдоним Иоханнес де Силенцио – «молчание». Философия – это не наука, ее нельзя знать, в ней можно быть или не быть…Философия должна бытьэкзистенциональной.

Экзистенция – это индивидуальное человеческое существование.

 Анри Бергсон 

(1859 —1941)

— один из крупнейших философов XX века,

 представитель интуитивизма и философии жизни.

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1927 г.

Работы А. Бергсона:

«Два источника морали и религии»

«Творческая эволюция»

В большинстве его работ рассматриваются и развиваются понятия «длительности» и «движения» как опыта, постигаемого интуицией, когда она освобождается от ограничений, которые налагаются интеллектом на постигающего и постигаемое. Согласно Бергсону,  актуальная длительность жизненного импульса, является основным элементом вселенной, в то время как материя и сознание — лишь преходящие проявления или создания центрального потока. С помощью интуиции, которая составляет сущность памяти, человек постигает свою личную сущность как жизненную и сознательную длительность и аналогично постигает творческую длительность, которая представляет абсолютную реальность. Бергсон рассматривал интуицию как единственное средство, способное вернуть первоначальную гибкость окаменелым научным методам и приблизить их к реальности. Интуиция, утверждает Бергсон, дает «непосредственное» восприятие истины вне процесса чувственного и рационального познания и лежащей в его основе практики.

  1. Современная философия.

Позитивизм и его формы

 

Позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в,

основатель – Огюст Конт.

Понятие «позитивизм” обозначает призыв философам отказаться от метафизических абстракций, и обратиться к исследованию позитивного («точного») знания.

Эмпириокритицизм (философская система «чистого опыта”, критический эмпиризм, который стремиться ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки и естественного понятия о мире).

Неопозитивизм начинается с 20-х годов XX в. и продолжается до настоящего времени. Неопозитивизм часто называется на Западе аналитической философией (Людвиг  Витгенштейн) Неопозитивизм строится  на анализе языка науки. (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Райхенбах и др.), Одной из важных задач является отделение предложений, которые имеют смысл, от тех которые лишены его с научной точки зрения, и т.о. очистить науку от бессмысленных предложений.

Экзистенциализм

Экзистенциализм (философия существования) дополняет идеи  «философии жизни»

Достоевский как-то писал, что «если бога нет, то все дозволено”. Это — исходный пункт экзистенциализма. Человек же «всегда и целиком свободен — либо нет».

Фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера.

Человек, считает Хайдеггер, это «сущее, существующее способом

экзистенции… Только человек экзистирует». Скала, дерево, лошадь, ангел, бог существуют, но они не экзистируют. Это не значит, продолжает Хайдеггер, что человек — действительно сущее, а все остальное — недействительно, кажимость или человеческое представление. Хайдеггер в своей фундаментальной работе «Бытие и временя» предлагает термин «Dasein» — «Вот-бытие», т.е. бытие, которое открыто человеку.

Философия сущности» Карла Ясперса.

 

Ясперс понимал экзистненцию как бытие особого плана, человеческой самости, внеположенной предметному миру. В своей работе «Разум и экзистенция»,  Карл Ясперс развивал свои представления о «пограничных ситуациях» и пришел к выводу , что исконный смысл и пафос бытия раскрываются человеку лишь в моменты этих кардинальнейших, жизнесоразмерных потрясений таких как размышления о смерти, болезнь и т.д.

Философия свободы Ж.-П. Сартра.

Бытие и ничто. «Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем «. Человек,  по Сартру, бесполезная страсть. Груз свободы  для человека, не имеющего внутренней опоры, подавленного наследием подсознательного, постоянно мучимого чувством тревоги и страха перед самим собой  очень тяжел.

«Бунтующий человек» Альбера Камю.

Понятие абсурда. Чувство абсурда, по мнению автора, возникает прежде

всего на основе противоречия между человеком и окружающим его миром, или, словами Камю, «между актером и декорациями”.Если мир поддается объяснению, даже и не слишком убедительному, он понятен и приемлем для человека. Но как только человек осознает всю иллюзорность этого объяснения, он начинает ощущать себя чужим во вселенной. Перед человеком встает вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?

Герменевтика

Герменевтика сложилась как теория о предпосылках, возможностях и особенностях процесса понимания.

Название «герменевтика» восходит к древнегреческому «hermeneia» — «толкование» и находится в символической связи с Олимпийским богом Гермесом, который вошел в мифологию как изобретатель языка и письменности, а также вестник богов.

Выделение философской герменевтики в особую область научного исследования, ставшее возможным благодаря работам Ф.Д.Э.Шлейермахера, В.Дильтея, М.Хайдеггера и особенно Ганс-Георг Гадамера.

Цель понимания, по Гадамеру, состоит не в должной интерпретации текста, не в реконструкции идей и мнений интерпретируемого, но в активизации собственных мыслительных процессов через формирование диалоговой вопрос-ответной системы. Интерпретация текста становится продуктивной, творческой стороной герменевтического опыта. Необходимо войти в герменевтический круг — круг самого бытия.

Лабораторные работы/Практические занятияне предусмотрено

 

Задания для самостоятельного выполнения

      Составьте сводную таблицу, включающую в себя  перечисление основных философских направлений ХХ века с указанием авторов и сути направления.

      Рекомендуемые направления: экзистенциализм, прагматизм, психоанализ, постмодернизм, неокантианство, герменевтика, феноменологии, аналитическая философия и др.

 

         Список рекомендуемой литературы:

  1. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wik
  2. Губин В.Д. Основы философии. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008 г. 

 

Форма контроля самостоятельной работы

Работа выполняется в электронном  виде и высылается на проверку. Возможен вариант защиты работы.

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Сопоставьте идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
  2. Сопоставьте философские концепции неопозитивизма Л. Витгенштейна и прагматизма Д. Дьюи.
  3. Раскройте смысл теории бессознательного З. Фрейда.
  4. Что такое архетипы К. Юнга и как они соотносятся с либидо З. Фрейда?
  5. Что такое экзистенция? Какова основная идея экзистенциалистов?