Тема 3.3 Философия и искусство

Тема 3.3 Философия и искусство

Красивой одеждой мысль не украсишь.

Поэт – он ваятель. Поэт – не портной.

Чтоб мир оценил совершенство идеи,

Яви ее миру нагой.

(М. Унамуно)

 

Основные понятия и термины по темегуманизм, визионерское искусство, талант и гений, дегуманизация.

План изучения темы:

  1. Понятие, виды и основные направления искусства
  2. Талант и гений: соотношения гения и гениальности.
  3. Кризис современного искусства.

Краткое изложение теоретических вопросов

Понятие, виды и основные направления искусства

 Искусство – одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира, отражение окружающей действительности в художественных образах.

 

пещера Альтамира (рисунок)

пещера Альтамира (рисунок)

Пещера Альтамира

Мария, дочка сеньора дон Марселино де Саутуолы, которой наскучило наблюдать за тем, как её отец раскапывал один из залов Альтамиры, отправилась путешествовать по подземелью.

— Папа! — воскликнула она внезапно, голос её глухо прозвучал в тишине. — Папа, смотри, быки! «Быки», замеченные дочерью Саутуолы в пещере, оказались древними бизонами. И правда, прямо на потолке резвились, паслись, неслись во весь опор бизоны. И тут же находились дикая лошадь и вепрь.

Впоследствии поколения исследователей, художников, просто любителей древностей и искусства будут восхищаться немеркнущими красками, удивительной точностью в передаче повадок животных, зрелостью рисунков. Впоследствии многочисленные тома будут написаны об одной только пещере Альтамира. Но это будет потом. А пока Саутуола, спустившийся в пещеру, как заворожённый, смотрел на невиданную картинную галерею.

Данные археологии (прежде всего открытие в конце XIX века в Испании в пещере Альтамира первых наскальных росписей), этнографии, языкознания (обнаружение в традицион­ном народном творчестве архаических слоев художественной культуры) послужили эмпирической базой для появления четырех основных концепций искусства:

1. Сторонники биологизаторской концепции, ведущей исчисле­ние от идеи Ч. Дарвина, усматривают исток искусства в потребности привлечь внимание живого существа противоположного пола, всячески украсив себя. К биологизаторской концепции искусства с известными оговорками можно от­нести и психоаналитическую концепцию З.Фрейда. Искусство возникает из аффективных конфликтов психики, искусство – форма вытеснения и сублимации влечений человека (использо­вание энергии элементарных влечений для более высоких целей).

2. Игровая теория (Г. Спенсер, Г. Аллен, К. Гросс, К. Ланге) причины возникновения искусства видит в потребности рас­ходования человеком нерастраченной в трудовой деятельнос­ти энергии, в необходимости «тренировки» для усвоения со­циальных ролей.

3. В рамках магической теории искусство оказывается фор­мой различных видов магии, вплетенной в повседневную дея­тельность первобытного человека.

4.     Г.В.Плеханов, сторонник трудовой теории, считал, что ис­кусство – «дитя труда», а не игры; полезные качества предме­тов затем становятся объектом художественного наслаждения

Искусство характеризуется:

— наглядностью;

— применением особых средств и способов воспроизведения окружающей действительности;

— созданием художественного образа.

Виды искусства – это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения.

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются образы, выделяют три группы видов искусства:

1. Пространственные или пластичные (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декор)

2. Временные (словесные и музыкальные);

3. Пространственно-временные (танец, актерское искусство, театр, киноискусство, цирк и др.)

Основные направления искусства:

— танцы;
-графика и пластика (живопись, скульптура, архитектура),-музыка,

— литература, фольклор,

-театр, кино,

— спорт, игры.

виды искусства

Талант и гений: соотношения гения и гениальности.

Время от времени мы слышим о каком-нибудь школьнике, которого считают гением. Или в газетах можно прочитать о том, как кто-то сделал что-то настолько исключительное, что его называют гением. И при изучении истории, конечно, нам пришлось познакомиться со многими известными людьми, которых мы признаём гениями.

А какого точное значение слова «гений» и что надо сделать, чтобы им стать? Это слово используется для обозначения тех, кто обладает высочайшим интеллектом. Единственный способ признать гения — это узнать о том, что он совершил. Могут быть гении, которые никогда не совершали ничего выдающегося и никогда не прославились, хотя их внутренний мир может быть таким же, как и у признанных гениев. Случается и так, что свершение непризнанного гения не признаются по средним стандартам. Многие из тех, кто в наши дни считается гениями, умерли в нищете, считая себя неудачниками, потому что их работа не была признана при жизни.

Гений — это не то же самое, что талант. Для того, чтобы считаться  талантливым, человеку достаточно особенно хорошо выполнять какую-то определенную работу. Это означает, что он способен довольно быстро и легко приобрести соответствующие навыки. Например, человек может обладать талантом для игры на фортепиано, катания на коньках или рисования. Но гений — больше, чем талант.

Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Гений — высшая степень творческой одаренности;

Гениальность — наивысшая степень проявления творческих сил человека

Нужно, правда, различать гения и гениальность. Каждый человек, считал Н. Бердяев, гениален, а соединение гениальности и таланта создает гения. Можно не быть гением, но быть гениальным. Гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть мучение над вопросом о смысле жизни и искание правды жизни.

Гениальность — это, прежде всего внутреннее творчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчества.

Гений обычно дает миру нечто такое, чего бы мы без него не получили. Правда, надо сказать, что гений обычно специализируется в какой-то одной области, например в химии, литературе, музыке или искусстве. Но если общие интеллектуальные способности такого человека не имеют исключительного уровня, то он будет всего лишь талантом.

В наше время считается, что человек рождается гением. Обучение и случайности обнаруживают гениев, но настоящий гений обычно обладает упорством, позволяющим ему напряженно работать и стремиться к преодолению препятствий, которые остановили бы других людей.

Каждая историческая эпоха может гордиться своими великими учеными, которых мы называем гениями или гениальными людьми. Архимед, Леонардо да Винчи, Ньютон, Михаил Ломоносов, Альберт Эйнштейн — этот перечень можно продолжать долго. Много было и безвестных гениальных людей, чьи имена нам неизвестны.  Например, было бы интересно знать, кто изобрел колесо или гончарный круг, кто научился первым использовать огонь. Но это было так

Имхотеп

давно, что никакая людская память не сумела сохранить их имена. Тем более что письменность была изобретена намного позже. Но имя первого гениального человека, первого гения, отмеченного в истории человечества, и даже его внешний облик нам все же известны. Его звали Имхотеп. У великого Леонардо да Винчи был достойный предшественник.

Имхотеп был современником египетского фараона Джосера, который правил почти пять тысяч лет назад. До этого времени в Египте для построек камень не использовался. Жилища сооружали из тростника и глины, а дворцы и храмы — из глиняного, сырцового кирпича. Именно Имхотеп первым применил каменные блоки для строительства, когда изобрел новую, раннее неизвестную египтянам форму погребального сооружения для фараона — ступенчатую пирамиду. Шесть ее грандиозных ступеней достигали в высоту 70 метров.

Еще одно изобретение Имхотепа в области строительства связано с пирамидой Джосера. Впервые около усыпальницы фараона он соорудил большой храмовый комплекс, также построенный из камня. Как и многие выдающиеся люди древности, Имхотеп являлся жрецом — священнослужителем и остался в памяти потомков как великий маг и волшебник. Для того времени магия неизбежно была связана с началами науки, поэтому Имхотепа можно считать и первым ученым. Был он и первым писателем. Его произведение «Поговорки» положило начало древнеегипетской литературе и сохранилось в устной народной традиции. Нам также известно, что Имхотеп участвовал в создании египетского календаря.

После смерти Имхотеп превратился в бога — покровителя писцов. Имхотепу даже повезло: он был обожествлен дважды. Богом медицины его считали древние греки, отождествляя этого ученого со своим богом по имени Асклепий. Множество бронзовых и каменных статуй Имхотепа ныне украшают коллекции крупных музейных собраний мира. Поэтому внешний облик первого гения в истории человечества, которого мы знаем по имени, в отличие от многих безвестных, нам хорошо известен.

Начиная с XIX века стали говорить о том, что гений и безумие на­ходится в близком соседстве. Обыватели так и считают гения безумцем, поскольку он говорит и утверждает то, чего еще никто не понимает. Но гений и сам постоянно находится на грани между безумием и нормой, поскольку все время «проходит над бездной», все время пытается по­нять и осветить то, что пока еще непонятно и недоступно обычному рассудку.

Согласно К. Юнгу, отношение между гением и безумием — это ложная проблема. Она возникла в силу того, что существуют два типа творчества — психологический и визионерский.

1. Психологический тип. Он доступен обычному человеческому сознанию: в его основе — жизненный опыт, страстные переживания, человеческая судьба. Изображаемые феномены силой художественной экспрессии помещаются в самый центр читательского сознания. Ничто здесь не остается неясным, так речь идет о вечно повторяющихся скорбях и радостях людских, все убедительно объясняет себя из себя самого. Этот вид художественного творчества Юнг называет психологическим по той причине, что он всегда находится в границах психологически понятного.

2. В визионерском искусстве дело обстоит иначе. Материал, подвергающийся художественной обработке, не имеет в себе ничего, что было бы привычным. Он как бы происходит из бездн дочеловеческих веков или из миров сверхчеловеческого естества, состоит из неких первопереживаний, перед лицом которых человек чувствует себя бессильным и беспомощным. С одной стороны, это переживание весьма двусмысленного, демонически-гротескного свойства, оно ничего не оставляет от человеческих ценностей и стройных форм — какой-то жуткий клубок извечного хаоса; с другой, — перед нами откровение, высоты и глубины которого человек не может даже представить. Как пишет Юнг, «потрясающее зрелище мощного явления повсюду выходит за пределы чело­веческого восприятия и, разумеется, предъявляет художественному творчеству иные требования, нежели переживания переднего плана, …переживание второго рода снизу доверху раздирает завесу, расписанную образами космоса, и дает заглянуть в непостижимые глубины становящегося и еще не ставшего. Куда, собственно, в состояние помраченного духа? в изначальные первоосновы человеческой души? в будущность не рожденных поколений? На эти вопросы мы не можем ответить ни утверждением, ни отрицанием».

 

 

Примером такого рода творчества является вторая часть «Фауста» Гете, «Божественная комедия» Данте, музыка Вагнера и т.д.Перед лицом визионерского «неразложимого переживания» читатель всегда удивлен, растерян, озадачен, порой даже испытывает отвращение. Ничто из области дневной жизни человека не находит здесь отзвука — взамен оживают сновидения, ночные страхи и жуткие предчувствия темных уголков души.

Кризис современного искусства

Питирим Сорокин в книге «Кризис нашего времени» отмечал, что  искусство проникло во все аспекты социальной жизни и влияет на все продукты цивилизации — от инструментов и орудий до мебели и домашней одежды. Если раньше музыка, картины, скульптуры, поэмы и драмы были доступны только избранному меньшинству, которому посчастливилось оказаться в той комнате, в которой исполняли музыку, выставляли картину, читали поэму или разыгрывали драму, то в теперь почти каждый может наслаждаться симфониями, исполняемыми лучшими оркестрами; драмами, разыгрываемыми лучшими актерами, литературными шедеврами, опубликованными большими тиражами и по доступной цепе: картинами и скульптурами в оригинале, выставленными в музеях и размноженными в бесчисленном множестве копий, и т.д. и т.п.

Искусство стало доступным любому члену развитого общества, оно вошло в повседневную жизнь и стало рутинной принадлежностью всей западной культуры. Но в то же время искусство становится все более иллюзорным, пустым, поверхностным и обманчивым. Оно очень часто оказывается средством симуляции чувственных наслаждений. Его разнообразие постоянно побуждает его к поискам еще большего разнообразия, что приводит к разрушению гармонии, превращает искусство в океан хаоса и непоследовательности.

Из царства абсолютных ценностей искусство опускается до уровня производства ценностей товарных. Искусство становится лишь приложением к рекламе кофе, лекарств, бензина, жвачки. Каждый день можно услышать избранные темы Баха или Бетховена, по как приложение к рекламе масла, автомобилей или слабительных средств. Постепенно стирается граница между истинным искусством и чистым развлечением. Если нормативными персонажами античного и средневекового искусства были боги, святые и благородные герои, то герои современного искусства — домохозяйки, бизнесмены, политики, бандиты, проститутки и социальные извращенцы. Искусство дезинтегрируется, происходит смешение различных стилей, моделей и форм.

Умирание души, замена веры знанием, утрата религиозности — вес эти причины приводят, по мнению многих мыслителей XX века, писавших о кризисе искусства (О. Шпенглера, В. Вейдле, Н. Бердяева, П. Сорокина), к умиранию искусства. В мире померкнувшем, остывшем искусство не может оставаться единственным источником тепла и света; и тепле и свете оно нуждается само. Всеми своими корнями искусство уходит в религию, но это совсем не значит, что оно может религию заменить; наоборот, оно гибнет само от длительного отсутствия религиозной одухотворенности, от долгого погружения «в рассудочный, неверующий мир. Истинный художник в нашем мире остался духовным лицом среди мирян.

«Нет мира; сокрылся Бог;

в потемках один поэт —  маленькой буквы творец

— ответствен за каждое слово, за каждое дви­жение.

Вовсе не одно то, что он пишет, важно.

Еще важнее то, что он есть.

Сожжение «Мертвых душ» столь же существенно, как и их создание,

и в акте этого сожжения Гоголь все еще художник».

(Владимир Вейдле)

Лабораторные работы/Практические занятия – не предусмотрено

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Понятие искусства и его виды.

2. Какие направления искусства вы знаете?

3.  Сопоставьте понятия: гений-гениальность-талант.

4. Могли бы вы назвать хотя бы пятерых гениальных людей (признанных таковыми всем миром), которые живут в наше время? Или признанным гением человек становится тогда, когда умирает?

5.Согласны ли вы с мнением о том, что литература умирает -люди, особенно молодежь, очень мало читает, а если читают, то не Толстого или Шекспира, а Маринину или Акунина? Да и нет сейчас и уже давно нет писателей, по масштабу сравнимых с Толстым и Шекспиром.

6. Быть добрым – это искусство. Сталкивались ли вы в жизни или в исторических примерах с тем, что люди, пытаясь делать добро, творили только зло?

6. В истории искусства мы часто встречаемся с попытками изменить мир: художник А. Иванов двадцать лет писал свою картину «Явление Христа народу» и был уверен, что люди, взглянув на нее, сразу духовно переродятся; композитор Скрябин всю жизнь положил на написание «Мистерии», которая, полагал Скрябин, будет исполняться всего один раз, и после этого кончиться этот мир и наступит мир новый, преображенный. Имеют ли рациональный смысл такие грандиозные замыслы художников (которые так и не осуществились), или это лишь бесплодные мечтания?

7. Согласны ли вы с тем, что в связи с огромным влиянием телевидения на смену «человеку читающему» приходит «человек смотрящий» и в этом нет ничего пугающего, просто наступает другая эпоха?