Раздел 3 Познание

Раздел 3 Познание

Тема 3.1 Понятие сознания и познания

Основные понятия по теме: Происхождение и сущность сознания. Три стороны сознания (предметное сознание + самосознание + поток переживаний). Теории З. Фрейда и К. Юнга. Познание как деятельность и как процесс.

Кейс (3.1)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет

Можно выделить три стороны сознания:

— предметное сознание (сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий);

— самосознание (сознание, направленное на самого себя, все время осознающее самое себя как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир);

— сознание как поток непосредственных переживаний.

Первые две стороны сознания относятся к тому, что в философии всегда называлось духом. Третья сторона в философии называется душой.

Но сознание еще и промежуточная часть психики, разместившаяся между сверхсознательным и бессознательным.

Человеческая психика – это индивидуальная реакция высокоорганизованной материи (мозга) на внешние раздражители (окружающий мир), проявляющаяся в поведении индивида.

Бессознательная часть порождает феномен прокрастинации —  склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам.

(Материал из статьи А. Лашина Прокрастинация: лечение, причины.

Что такое прокрастинация?

Режим доступа:  https://www.syl.ru/article/)

«Некий человек решил починить уже давно протекающий кран на кухне. Он, конечно, думает о том, что это можно сделать «сейчас». Но сначала ведь лучше взбодриться, послушав пару любимых песенок. Так проходит два часа. Затем, уже настроившись на починку крана, наш герой вдруг ощущает легкое чувство голода и решает сначала удовлетворить свои физиологические потребности. Конечно же, после этого он вспоминает, что для здоровья после обеда неплохо бы полежать с полчасика, которые растягиваются еще на полтора-два. А дальше по расписанию футбол. Какой может быть кран, когда играет любимая команда? После матча в любом случае нет настроения что-то чинить. Ведь если «наши» выиграют, то не захочется омрачать радостное расположение духа какой-то бытовой ерундой. А если проиграют, то чувство обиды и порождаемой ею апатии потянут вновь на диван или к холодильнику – «заесть горе». Ну а кран потерпит и до завтра.

Сколько уже накопилось пятиминутных дел, которые руки не доходят выполнить многие дни, недели, месяцы и даже годы?»

Формулировка проблемы:

  1. Решение проблемы прокрастинации внутри человека – это мотивационная работа над собой: необходимо сделать 5 шагов, каких?
  2. Какая связь между прокрастинацией и бессознательной частью в психике человека?
  3. Что еще порождает бессознательная часть психики в нашем поведении?

Тема 3.2 Познание мира.

Основные понятия по теме:  Истина        Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Абсолютная истина и относительная. Объективная истина и субъективная. Критерии истины. Многообразие путей познания и форм человеческих знаний. Агностики, скептики, эмпирики, рационалисты, сенсуалисты.

Кейс (3.2)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет

На едином государственном экзамене по обществознанию выпускнику школы досталось следующее задание:

Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой теоретически обоснованное знание.

2) Единственным критерием истинного знания является авторитетный источник информации.

3) Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность  можно установить иным путем.

4) Истинным можно считать лишь то знание, которое соответствует объекту познания.

5) Истина всегда объективна.

Формулировка проблемы:

  1. С чего бы Вы посоветовали выпускнику начать выполнение задания?
  2. Согласно заданию, как должен быть оформлен ответ?
  3. Выполните задание сами.

Тема 3.3 Научное познание

Основные понятия по теме: Понятие науки и научного познания. Познание и творчество. Знание и вера. Формы и методы современного научного познания. Проблема «утечки мозгов»

Кейс (3.3)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет

Фрагменты из научного аппарата исследовательских работ:

  1. «…если обучающемуся начального или среднего звена предоставить научно-обоснованную информацию о правилах выбора профессии с учетом своих психофизиологических особенностей, показать образовательные траектории и примеры личностной реализованности, то можно вызвать профессиональную мотивированность и заинтересованность в самообразовании».
  2. «По оценке исследователей, ежегодно отмирает более 500 старых и появляется более 600 новых профессий. Если ранее специалисту с образованием полученных знаний хватало на 20-25 лет практической деятельности для достижения профессиональной эффективности, то сейчас оптимальный срок их эффективности составляет 5-7 лет, а в отдельных отраслях – всего 2-3 года. Это означает, что в некоторых профессиях инновационные периоды короче, чем время подготовки специалистов, что приводит к необходимости непрерывного повышения квалификации и переподготовки кадров».
  3. «…работа является результатом заказа преподавателей учебной дисциплины «История» ГАПОУ «АПТ», столкнувшихся с трудностями при подготовке к ФЭПО, таким образом, тренажер будет внедрен в учебный процесс техникума».
  4. «…разработать «дорожную карту» по выстраиванию личностной траектории профессионального становления специалиста в условиях российской действительности на рынке труда».
  5. «Система управления качеством подготовки специалистов среднего звена предполагает проведение мониторинга уровня знаний образовательной организации на основе независимой внешней оценки. В качестве диагностического инструментария используется форма Интернет-тестирования. В частности, по решению Федерального института развития образования (ФИРО) для аккредитации образовательной организации и аттестации преподавателей-предметников по учебной дисциплине «История» предусмотрено прохождение обучающимися Федерального интернет-тестирования в сфере профессионального образования (ФЭПО)».

Формулировка проблемы:

  1. Определите по тексту, что относится к актуальности, проблеме, цели, гипотезе и практической значимости.
  2. Расположите задачи в правильной последовательности:

а) изучить опыт использования образовательных тренажеров в обучении;

б) апробировать тренажер в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»:

в) разработать веб-приложение – образовательный тренажер по учебной дисциплине «История»;

г) дать теоретическое обоснование актуальности и эффективности использования Интернет-тестирования в учебном процессе;

  1. Напишите содержание работы по задачам, описанным выше, если тема работы: «Образовательный тренажер по подготовке обучающихся к Федеральному интернет-тестированию по учебной дисциплине «История».

Тема 3.4 Социальное познание

Основные понятия по теме: Особенности социального познания. Факты, теории, интерпретации, оценки. Науки, изучающие общество. Проблемы социального прогнозирования.

Кейс (3.4)

Тип: научно-исследовательский  (внеаудиторный)

Выносится на самостоятельную работу.

                                                        Сюжет

Наблюдая за своими сверстниками, С. задумалась о причинах апатии,  отсутствия мотивации к учебе, грубости и замкнутости некоторых одногруппникам. С. всегда отличалась активной жизненной позицией. Ей нравилось получать новые знания, участвовать во всевозможных мероприятиях и она не понимала, как можно скучать, когда существует неограниченное количество возможностей под всевозможные интересы. Она решила провести социологическое исследование своей группы для того, чтобы изменить положение.

Формулировка проблемы:

  1. Ознакомьтесь со структурой анкеты

  1. Сформулируйте цель своего исследования (что именно и для чего Вы хотите изучить).
  2. Составьте 8-10 вопросов разного типа и расположите их в анкете:

— вопросы, устанавливающие доверие, взаимопонимание;

— базовые вопросы;

— вопросы, позволяющие снять напряжение;

— вопрос – фильтр;

— базовый вопрос;

— «паспортичка»

  1. Оформите работу в печатном виде или в электронном виде (в социальных сетях).
  2. Проведите опрос и обработайте результаты.
  3. Сделайте выводы (рекомендации).

Тема 3.5 Иные виды познания

Основные понятия по теме: Житейское познание. Художественное познание. Мифология. Паранауки. Оккультизм. Астрология.

Кейс (3.5)

Тип: учебный  (внеаудиторный)

Сюжет

  1. Среди жителей села П. распространены традиционные представления о мире, опирающиеся на здравый смысл. Какие ЕЩЕ признаки свидетельствуют о том, что у селян преобладает обыденное мировоззрение?

а) передается из поколения в поколение

б) оформляется в абстрактном понятийном аппарате

в) порождается непосредственными условиями жизни

г) стремится ко все более глубокой истине

д) обосновывает необходимость преобразования существующей реальности

  1. В стране Л. среди населения распространено мировоззрение, основой которого являются священные книги буддистов. Какие ЕЩЕ указывают на то, что в данной стране среди жителей преобладает религиозное мировоззрение?

а) недостаточное внимание к достижениям науки

б) опора на житейский опыт

в) признание сверхъестественного начала

г) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека

д) теоретическое обобщение итогов достижений человеческого познания

е) обоснование утверждений, апеллируя к разуму человека

  1. Утверждение «Не зная броду — не суйся в воду!» во многом сформировалось на основе здравого смысла. какие ЕЩЕ признаки доказывают, что речь идет о житейском знании?

а) назидание

б) личный опыт

в) традиция

г) эксперимент

д) формализация

  1. Галина, когда возникал вопрос о потребностях, всегда ставила на первое место стремление к истине, желание приносить добро людям. Выберите из списка характеристики этих потребностей:

а) социальные

б) физиологические

в) психологические

г) приобретенные

д) врожденные

е) биологические

  1. Выберете признаки, характерные для научного мировоззрения:

а) мифологичность

б) логичность

в) рациональность

г) творчество

д) сверхъестественность

е) критичность

  1. На уроке ученик сравнивал деятельность человека и активность животного. На какие черты, присущие деятельности человека, он обратил внимание?

а) инстинктивный характер

б) преобразующий характер

в) потребительский характер

г) продуктивный характер

д) общественный характер

е) запрограммированный характер

Тема 3.6 Развитие взглядов на человека

Основные понятия по теме: Науки, изучающие человека, их система. Развитие взглядов на человека в разные исторические эпохи. Философские концепции человека. Ценностное постижение человека. Самопознание.

Кейс (3.6)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет

ТЕСТ  «Кто вы: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник или зигзаг?»

Данный психологический тест позволяет определить ряд важных характерологических признаков.

Перед вами пять геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и зигзаг. Посмотрев на них, определите, какой из знаков вам ближе всего. Раздумывать и долго принимать решение не следует, ответ подскажет интуиция.

Итак, определите свои приоритеты.

  1. Квадрат

Главные жизненные ценности: порядок, работа, традиции, репутация.

Основные психологические качества’

Плюсы Минусы
Организованность «Чёрно-белое» мышление, односторонность
Дисциплинированность Негибкость, педантизм
Пунктуальность Чрезмерная строгость
Аккуратность, чистоплотность Дотошность, мелочность
Законопослушность Чрезмерная серьёзность
Трудолюбие Выжидание
Терпеливость Затягивание решений
Упорство, настойчивость Упрямство
Твёрдость в решениях Консерватизм
Верность слову, честность Сопротивление новому
Благоразумие, рациональность Боязнь риска
Спокойствие Бедная фантазия
Бережливость Замкнутость
Практичность Скупость

 

  1. Треугольник

Главные жизненные ценности: власть, лидерство, карьера, статус, победа, доход.

Основные психологические качества:

Плюсы Минусы
Успешное лидерство Эгоцентризм, эгоизм
Способность принимать ответственность на себя Стремление контролировать всё происходящее
Умение видеть суть, главное Нетерпимость к инакомыслию
Способность к концентрации сил Полная поглощённость делами
Установка на победу Философия «цель оправдывает средства»
Уверенность в себе Категоричность
Решительность Импульсивность
Смелость, склонность к риску Безжалостность
Энергичность Нетерпеливость
Прямота, откровенность Резкость, жестокость
Сила чувств, страстность Вспышки гнева, ярости
Остроумие Язвительность
  1. Круг

Главные жизненные ценности: служение людям, счастье и благополучие семьи, детей, общение.

Основные психологические качества:

Плюсы Минусы
Высокая потребность в общении Зависимость от общественного мнения
Коммуникабельность, доступность Непунктуальность
Доброжелательность Мягкотелость
Заботливость Нетребовательность
Преданность Навязчивость
Развитая социальная интуиция Нерешительность
Эмпатия, великодушие Расточительность, небрежность
Щедрость, эмоциональная чувствительность Болтливость
Спокойствие и расслабленность Сентиментальность
Бесконфликтность, склонность прощать Уступчивость

 

  1. Прямоугольник

Характеризуется переоценкой и сменой главных жизненных ценностей в результате значимых событий в жизни. Прямоугольник — это человек в процессе перехода от одной системы ценностей к другой, от одного образа жизни к другому.

Основные психологические качества:

Плюсы Минусы
Ориентация на поиск Непоследовательность
Позитивное отношение к новому Неопределённость
Любознательность Внутренний разлад
Высокая обучаемость Легковерность
Чувствительность Внушаемость
Доверчивость и эмпатия Эмоциональная неустойчивость
Неамбициозностъ Наивность
Смелость Низкая самооценка
Игривость Забывчивость
  1. Зигзаг

Главные жизненные ценности: свобода, творчество, изменения.

Основные психологические качества:

Плюсы Минусы
Стремление к новизне, творчеству Неорганизованность, непоследовательность
Жажда познания Непостоянность
Бунтарский дух Индивидуализм, ненадёжность

 

Мечтательность Пренебрежение к законам, традициям
Ориентация на будущее Нереалистичность, непрактичность
Восторженность Безалаберность
Экспрессивность, энтузиазм Импульсивность, манерность
Остроумие Язвительность, колкость