Раздел 4 Духовная жизнь общества

Раздел 4 Духовная жизнь общества

Тема 4.1 Культура и ее формы

Основные понятия по теме: Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Средства массовой информации. Тенденции культурной жизни современной России и Татарстана.

Кейс (4.1)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет

 

Из работы культуролога К. Э. Разлогова

(Материал из учебника.

Обществознание. 10 класс: учеб.  / под ред. Л.Н. Боголюбова.-

М.: Просвещение, 2014.)

«По проблемам массовой культуры у нас и за рубежом написано немало. Одни  видели в ней абсолютное зло, подлежащее искоренению, другие — неизбежные издержки на пути к демократизации. Лишь немногие смутно сознавали, что речь идёт о качественно новом феномене, принципиально отличающемся от совокупности традиционных форм функционирования культуры…

Массовая культура зародилась в конце XIX в. в результате кризиса культуры классической. Днём её рождения можно считать принятие в 1870 г. в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности. В результате широким массам населения потенциально становился доступен главный вид художественного творчества XIX в. — роман… Едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике, а в пограничной с изобразительным творчеством сфере — комиксам. В 1895 г. был изобретён кинематограф — новая форма творчества, близкая всем, не требующая даже элементарной грамотности для своего восприятия. Третий раздел будущей массовой культуры (до появления самого этого термина) — лёгкая музыка, захватившая радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившая с экранным творчеством славу «развращения» широких масс…

Действительно, произведения массовой культуры строятся по совершенно иным законам, нежели классические шедевры и работы авангардистов. Массовой аудитории трудно воспринять произведение, автор которого старательно конструирует эстетическую дистанцию между художественным текстом и читателем, зрителем, слушателем… Массовая культура наоборот эту дистанцию игнорирует. Если элитарное искусство характеризуется в известной мере торможением непосредственных человеческих переживаний, то массовая культура базируется на универсальных психологических и даже психофизиологических механизмах восприятия, которые активизируются независимо от образования и степени подготовленности аудитории».

         Формулировка проблемы:

  1. Что такое «массовая культура?
  2. Какие направления массовой культуры называет автор?
  3. Выберите верные суждения о культуре и ее разновидностях.

а) Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи.

б) Содержание элитарной культуры обусловлено стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения.

в) В достижениях культуры воплощены результаты материальной деятельности людей.

г) произведения народной культуры, как правило, анонимны.

д) Коммерческая выгода является целью создания произведений элитарного искусства.

  1. Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Таблица 8 – Характерные черты культуры

Характерные черты Разновидности культуры
А) обилие спецэффектов

Б) ориентация на запросы ценителей искусства

В) коммерциализация духовной деятельности

Г) приоритетное развитие развлекательных жанров

Д) сложность содержания

1) массовая

2) элитарная

Тема 4.2 Наука и образование

Основные понятия по теме: Наука как часть культуры. Наука как система знаний вид духовного производства. Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира. Этика ученого.  Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования. Глобализация, гуманизация и гуманитаризация образования. Самообразование.

Кейс (4.2)

Тип: проектный  (внеаудиторный)

Выносится на самостоятельную работу.

Сюжет

Молодой педагог готовится к своему первому занятию. В свое время, когда он сам был студентом, ему хотелось многое изменить в ходе уроков своих преподавателей, так как временами было скучно, клонило в сон или непонятно объяснение материала. И вот, представился шанс провести идеальный урок.

Алгоритм выполнения проекта:

  1. Определитесь с тематикой (проблемной области) Вашего урока.
  2. Сформулируйте тему и определите (исходя из темы) цель занятия (чему Вы планируете научить обучающихся).
  3. Напишите содержание урока (теоретический материал и задания для проверки усвоения материала обучающимися).
  4. Подберите наглядные средства и приемы (методику) изложения материала.
  5. Оформите проект в печатном виде.

 

Тема 4.3 Мораль и религия

Основные понятия по теме: Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности: истина, добро, красота. Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозные организации. Религия в современном мире. Религия и мораль.

Кейс (4.3)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет

Мораль и религия

(Материал из Журнала «Философия и общество». Выпуск № 1 (65)

Авторы: Гумницкий Г.Н. и Зеленцова М.Г.

Режим доступа: https://www.socionauki.ru/journal/articles/141554/)

«Религия – древнейшая форма мировоззрения. В течение десятков тысяч лет  она являлась единственной идеологией. И в том и в другом качестве она включила в свой состав нравственность, которая получила тем самым религиозную форму выражения и обоснования. Мораль освящается религией и действует с ее помощью.

С другой стороны, религия находит в морали рациональную опору и благодаря ей укрепляет свои позиции. В идее Творца в христианстве и других ми­ровых религиях для верующих воплощается нравственный и социальный идеал. Бог выступает как создатель и гарант морального порядка, поэтому вера в него выполняет нравственную функцию.

В границах религиозной морали были выработаны и усвоены многими поколениями такие великие нравственные идеи, как идеи добра, долга, человечности, сострадания, прощения, моральной чистоты и ответственности, уважения человеческого достоинства и др. В современной христианской религии моральная проповедь и поиски решения актуальных нравственных проблем, как представляется, занимают доминирующее место, и поэтому религиозная мораль сохраняет определенное положительное значение».

Формулировка проблемы:

  1. Какую связь между моралью и религией показывают авторы статьи?
  2. Английский философ Б. Рассел утверждал: «Чем сильнее были религиозные чувства и глубже догматические верования в течение того или иного периода в истории, тем большей жестокостью отличался этот период. В века, когда люди действительно верили в христианство, существовала инквизиция с ее пытками и не было такого рода жестокости, который не был бы пущен в ход против всех слоев населения во имя религии».

Согласны ли Вы с этим высказыванием? Действительно ли прослеживается жестокая закономерность в истории, как описывает Б. Рассел? С чем это связано?

  1. Какую роль играет религия в современном мире?
  2. Распределите виды религий в два столбика:

1 – мировые религии, 2- архаичные религии

а) буддизм;          в) анимизм;       д) христианство;

б) фетишизм;       г) ислам;           е) тотемизм.

 

Тема 4.4 Искусство

Основные понятия по теме: Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Значение искусства для человека и человечества.

Кейс (4.4)

Тип: практический (аудиторный)

Сюжет  

Красивой одеждой мысль не украсишь.

Поэт – он ваятель. Поэт – не портной.

Чтоб мир оценил совершенство идеи,

Яви ее миру нагой.

(М. Унамуно)

Пещера Альтамира

Мария, дочка сеньора дон Марселино де Саутуолы, которой наскучило наблюдать за тем, как её отец раскапывал один из залов Альтамиры, отправилась путешествовать по подземелью.

— Папа! — воскликнула она внезапно, голос её глухо прозвучал в тишине. — Папа, смотри, быки! «Быки», замеченные дочерью Саутуолы в пещере, оказались древними бизонами. И правда, прямо на потолке резвились, паслись, неслись во весь опор бизоны. И тут же находились дикая лошадь и вепрь.

Впоследствии поколения исследователей, художников, просто любителей древностей и искусства будут восхищаться немеркнущими красками, удивительной точностью в передаче повадок животных, зрелостью рисунков. Впоследствии многочисленные тома будут написаны об одной только пещере Альтамира. Но это будет потом. А пока Саутуола, спустившийся в пещеру, как заворожённый, смотрел на невиданную картинную галерею.

Формулировка проблемы:

  1. Мы знаем, почему появились наука и религия (потребность в безопасности, успокоение), а какая потребность привела к появлению искусства?
  2. Сформулируйте признаки искусства, как продукта творческой деятельности, отразив в них фразу: «оружие, хоть и творение человека, но не может быть объектом искусств».

Сюжет

Кризис современного искусства

(Материал взят из учебника «Основы философии»

Автор: Губин В.Д.)

П. Сорокин

Питирим Сорокин в книге «Кризис нашего времени» отмечал, что  искусство проникло во все аспекты социальной жизни и влияет на все продукты цивилизации — от инструментов и орудий до мебели и домашней одежды. Если раньше музыка, картины, скульптуры, поэмы и драмы были доступны только избранному меньшинству, которому посчастливилось оказаться в той комнате, в которой исполняли музыку, выставляли картину, читали поэму или разыгрывали драму, то в теперь почти каждый может наслаждаться симфониями, исполняемыми лучшими оркестрами; драмами, разыгрываемыми лучшими актерами, литературными шедеврами, опубликованными большими тиражами и по доступной цепе: картинами и скульптурами в оригинале, выставленными в музеях и размноженными в бесчисленном множестве копий, и т.д. и т.п.

Искусство стало доступным любому члену развитого общества, оно вошло в повседневную жизнь и стало рутинной принадлежностью всей западной культуры. Но в то же время искусство становится все более иллюзорным, пустым, поверхностным и обманчивым. Оно очень часто оказывается средством симуляции чувственных наслаждений. Его разнообразие постоянно побуждает его к поискам еще большего разнообразия, что приводит к разрушению гармонии, превращает искусство в океан хаоса и непоследовательности.

Из царства абсолютных ценностей искусство опускается до уровня производства ценностей товарных. Искусство становится лишь приложением к рекламе кофе, лекарств, бензина, жвачки. Каждый день можно услышать избранные темы Баха или Бетховена, по как приложение к рекламе масла, автомобилей или слабительных средств. Постепенно стирается граница между истинным искусством и чистым развлечением. Если нормативными персонажами античного и средневекового искусства были боги, святые и благородные герои, то герои современного искусства — домохозяйки, бизнесмены, политики, бандиты, проститутки и социальные извращенцы. Искусство дезинтегрируется, происходит смешение различных стилей, моделей и форм.

Умирание души, замена веры знанием, утрата религиозности — вес эти причины приводят, по мнению многих мыслителей XX века, писавших о кризисе искусства (О. Шпенглера, В. Вейдле, Н. Бердяева, П. Сорокина), к умиранию искусства. В мире померкнувшем, остывшем искусство не может оставаться единственным источником тепла и света; и тепле и свете оно нуждается само. Всеми своими корнями искусство уходит в религию, но это совсем не значит, что оно может религию заменить; наоборот, оно гибнет само от длительного отсутствия религиозной одухотворенности, от долгого погружения «в рассудочный, неверующий мир. Истинный художник в нашем мире остался духовным лицом среди мирян».

«Нет мира; сокрылся Бог;

в потемках один поэт — маленькой буквы творец

— ответствен за каждое слово, за каждое движение.

Вовсе не одно то, что он пишет, важно.

Еще важнее то, что он есть.

Сожжение «Мертвых душ» столь же существенно, как и их создание,

и в акте этого сожжения Гоголь все еще художник».

(Владимир Вейдле)

Формулировка проблемы:

  1. Согласны ли Вы с мнением о том, что литература умирает — люди, особенно молодежь, очень мало читает, а если читают, то не Толстого или Шекспира, а Маринину или Акунина? Да и нет сейчас и уже давно нет писателей, по масштабу сравнимых с Толстым и Шекспиром.
  2. В истории искусства мы часто встречаемся с попытками изменить мир: художник А. Иванов двадцать лет писал свою картину «Явление Христа народу» и был уверен, что люди, взглянув на нее, сразу духовно переродятся; композитор Скрябин всю жизнь положил на написание «Мистерии», которая, полагал Скрябин, будет исполняться всего один раз, и после этого кончиться этот мир и наступит мир новый, преображенный. Имеют ли рациональный смысл такие грандиозные замыслы художников (которые так и не осуществились), или это лишь бесплодные мечтания?
  3. Согласны ли Вы с тем, что в связи с огромным влиянием ТВ и Интернета на смену «человеку читающему» приходит «человек смотрящий» и в этом нет ничего пугающего, просто наступает другая эпоха?
  4. Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которым они соответствуют.

Таблица 9 – Признаки и формы культуры

Признаки Формы (области) культуры
А) логическая стройность

Б) аллегоричность

В) обоснованность выводов

Г) эмоциональность

Д) доказательство гипотез

1)     искусство

2)     наука

Тема 4.5 Тенденции культурной жизни Татарстана

Основные понятия по теме: Примеры культурного прогресса современного Татарстана, Ценность народной культуры и преемственность культурного наследия в РТ. Проблемы современной культуры.

Кейс (4.5)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет

О культуре Татарстана

(Материал взят с сайта министерства культуры РТ

Режим доступа: http://mincult.tatarstan.ru/o-kulture-tatarstana.htm)

Культура Татарстана развивалась на стыке двух крупных цивилизаций:  восточной и западной, что во многом объясняет ее многообразие. Воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, культура Татарстана одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия.

С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры: певца Фёдора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова и Максима Горького, Василия Аксёнова, поэтов Евгения Боратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина, музыкантов Олега Лундстрема и Михаила Плетнева. Классик татарской поэзии Габдулла Тукай, поэт-герой Муса Джалиль, композиторы Фарид Яруллин, Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, София Губайдулина составили славу татарской культуры…

Особую гордость составляет татарская литература, обладающая тысячелетней историей. Один из самых ранних памятников татаро-булгарской письменности — поэма Кул Гали «Сказание о Йусуфе», датируется 1212 годом…

Межнациональное и межконфессиональное согласие является одним из трех важнейших составляющих успешности Татарстана как субъекта Российской Федерации, наряду с высоким уровнем экономического развития и общественно-политической стабильностью. На протяжении веков на территории республики проживают народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в Татарстане были зафиксированы представители 115 народов, спустя восемь лет – 173.

Содействие этнокультурному развитию всех народов, проживающих в Татарстане – одно из ключевых направлений государственной политики в сфере культуры. Русский праздник «Каравон» (Лаишево), чувашский «Уяв», удмуртский «Гырон быдтон», марийский «Семык», мордовский «Балтай», кряшенский «Питрау», славянский праздник «Ивана Купалы» — праздники, вобравшие в себя лучшие образцы древней обрядовой культуры, ежегодно посещают более 95 тысяч человек…

Создание положительного имиджа Татарстана, пропаганда культуры Татарстана, сохранение татарского языка и культуры, поддержка наших соотечественников – еще одно ключевое направление деятельности в сфере культуры. На информационно-ресурсном татарском портале «Татар иле» в интернет («Татарский мир») можно найти любую информацию о культуре, а благодаря образовательной системе обучения «Ана теле» («Язык матери») можно дистанционно изучать татарский язык».

Формулировка проблемы:

  1. Над созданием новых типов самолетов и реактивной техники, будучи в эвакуации в Казани, работал, в частности:     a) И.В. Курчатов

б)      А.И. Иоффе

в)      В.П. Глушко

г)       Л.А. Орбели

  1. Первому из уроженцев Татарстана звание Героя Советского Союза было присвоено:                   a) Г.Б. Сафиуллину

б)      Н.Г. Столярову

в)      П.М. Гаврилову

г)       Н.Ф. Кайманову

  1. Что такое «яналиф»?           a) латинизированный алфавит

б)      старославянский алфавит

в)      русский алфавит

  1. Татарская АССР была образована в            a) 1920 г.

б)      1932 г.

в)      1944г.

г)       1963 г.

  1. Наиболее известными татарскими книгоиздателями были:       a) представители династии Юсуповых

б)      братья Каримовы

в)      представители династии Апанаевых

г)       К.Насыри и Ш.Марджани

  1. Первый среди татар профессиональный художник (1897 — 1990), талантливый ученик русских художников Н. Фешина и В. Богатырева       a) Баки Урманче

б)      Вячеслав Бибишев

в)      Зуфар Гимаев

  1. 1000 — летие принятия Волжской Булгарией ислама торжественно отмечалось в:   a) 1922г.

б)      1988г.

в)      1989г.

г)       1996 г.