Раздел 5 Экономика
Тема 5.1 Экономика: теория и практика.
Основные понятия по теме: Экономическое содержание собственности 1. Понятие экономики как науки и как сферы. Типы экономических систем. Экономический цикл и его фазы. Экономический рост. Формы и вид собственности. Приватизация и национализация. Право собственности (владение, пользование, распоряжение).
Кейс (5.1)
Тип: учебный (аудиторный)
Сюжет
Вы получили карточку с таблицей:
Микроэкономика | Макроэкономика | Мировая экономика |
Формулировка проблемы:
- Распределите перечисленные проблемы по графам в таблице:
— импортозамещение;
— спрос зимой на коньки увеличил количество точек проката;
— безработица;
— глобализация экономики;
— рост благосостояния населения страны;
— эффективность работы предприятия;
— инфляция;
— транснациональные корпорации
— оборот международного валютного рынка.
Тема 5.2 Экономическая деятельность.
Основные понятия по теме: Производство. Производство: структура, виды. Факторы производства. Экономика производителя. Ценообразование. Измерители экономической деятельности.
Кейс (5.2)
Тип: учебный (аудиторный)
Сюжет
Факторы производства – это экономические ресурсы необходимые для производства товаров и услуг: «труд», «земля», «капитал», «предпринимательские способности». Обратим внимание на «труд» как на фактор производства. «Труд» — это человеческий ресурс, но не конкретно сам человек, а его интеллектуальные и физические способности. Именно данные факторы (знание, навыки и состояние здоровья) и будут продаваться на рынке труда.
Татарский просветитель XIX века Каюм Насыйри (Габделькаюм Габденнасырович Насыров) в своей «Книге о воспитании» писал:
«Наставление восьмидесятое. Обученный ремеслу не пропадет и в рабстве. Любая работа даст тебе надежный кусок хлеба, сын мой, лишь бы сам ты был хорошим человеком…»
Формулировка проблемы:
- Экономические ресурсы (факторы производство) характеризуются ограниченностью (дефицитом). Если «труд» — это человеческий ресурс, как можно говорить о его дефиците (ограниченности) при безработице в стране?
- Что имел в виду Каюм Насыйри в своем восьмидесятом наставлении?
- Что общего в понятиях «навык» и «компетенция»?
- Перечислите «профессиональные компетенции» по своей специальности.
- Установите соответствие между характеристиками и факторами производства
Таблица 10 – Факторы производства
Характеристики | Факторы производства |
А) инициативная новаторская деятель-ность, благодаря которой происходит соединение всех факторов производства
Б) факторный доход — рента условное В) название всех видов природных ресурсов, пригодных для производства жизненных благ Г)здания, сооружения, оборудование Д) денежные средства |
1) земля
2) капитал 3) предпринимательство (предпринимательские способности) |
Тема 5.3 Государство и экономика.
Основные понятия по теме: Рыночные отношения Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества. Обмен. Многообразие рынков. Россия в условиях рыночных отношений. Государство и экономика. Экономическая политика. Теории А.Смита и Д. Кейнса. Государственный бюджет. Правовое, экономическое и денежно-кредитное регулирование экономики.
Кейс (5.3) – 1
Тип: практический (аудиторный)
Сюжет 1
На рисунке отражено изменение спроса на биологически активные добавки к пище для улучшения зрения на соответствующем рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой спроса из положения D в положение -D\l (На графике Р — цена товара; Q — количество товара.)
а) массовые положительные отзывы покупателей
б) пропаганда профилактики глазных болезней
в) повышение безопасности компьютерной техники для здоровья человека
г) уменьшение объёмов производства биологически активных добавок к пище
д) снижение доходов населения
Сюжет 2
На рисунке отражено изменение предложения школьно-письменных принадлежностей на соответ-ствующем рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S в положение – S1? (На графике Р — цена товара; Q — количество товара.)
а) сокращение количества предприятий в отрасли
б) увеличение общего числа школьников
в) рост доходов населения
г) внедрение новых технологий производства
д) увеличение налогов с предприятий отрасли
Сюжет 3
На рисунке отражено изменение спроса на инвентарь для зимних видов спорта (беговые лыжи, коньки, сноуборды и проч.). Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой спроса из положения D в положение — D\1 (На графике Р — цена товара; Q — количество товара.)
а) неудачная рекламная акция производителей
б) популяризация зимних видов спорта
в) открытие новых лыжных центров
г) начало предолимпийского сезона
д) наступление весны
Кейс (5.3) – 2
Тип: учебный (аудиторный)
Из работы родоначальника классической политэкономии, английского экономиста У. Петти (1623-1687) «Трактат о налогах и сборах»
(Материал из учебника Обществозанние. 11 класс:
учеб. общеобразовательных организаций / под ред. Л.Н. Боголюбова.-
М.: Просвещение, 2014.)
Документ
Перечислю некоторые способы взимания денег, которые я наблюдал в разных странах Европы.
Во-первых, в некоторых местах государство является общим кассиром для всех или для большей части денег, подобно тому как это имеет место там, где существуют банки, получая при этом в свою пользу проценты со всех тех денег, которые сданы ему на руки.
Во-вторых, иногда государство является общим кредитором: это имеет место там, где существуют ссудные банки и ломбарды.
B-третьих, иногда государство является… общим страховщиком от несчастных случаев, являющихся результатом действий врага, погоды, моря…
В-четвертых, иногда государство имеет исключительное право продажи определенных товаров и получения выгод, связанных с этим.
В некоторых странах государство организует и содержит игорные дома и публичные увеселительные предприятия, выплачивая жалованье актерам и удерживая себе основную массу прибыли.
В некоторых странах взимается плата за пользование мостами, плотинами и паромами, построенными и содержащимися за государственный счет.
В наше время применялись способы обложения путем взимания определенной части имущества жителей, например пятой или двадцатой части их недвижимого имущества, даже их должностей и профессий.
Формулировка проблемы:
- Перечислите доходные статьи государственного бюджета, описанные У. Петти.
- Какие из перечисленных доходных статей государственного бюджета свойственны современной России?
- Куда государство тратит собранные деньги (составьте схему расходов государственного бюджета)?
Кейс (5.3)
Тип: проектный (внеаудиторный)
Выносится на самостоятельную работу.
Сюжет
Н. и В. решили стать финансово независимыми и открыть свое дело. Они решили составить бизнес-план, для этого им пришлось…разработать собственный проект.
Алгоритм выполнения проекта:
- Определите круг своих профессиональных и общих компетенций (навыков), что Вы можете делать на хорошем уровне качества?
- Изучите структуру бизнес плана
- Разработайте бизнес план
Тема 5.4 Экономика потребителя и экономическая культура
Основные понятия по теме: Уровень жизни. Прожиточный минимум. Занятость и безработица. Виды безработицы (структурная, циклическая, фрикционная). Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Нравственно-правовые основы экономических отношений.
Кейс (5.4)
Тип: проектный (внеаудиторный)
Выносится на самостоятельную работу
Сюжет
Семья из трех человек (ребенок 5 лет) с месячным доходом в 55 тысяч рублей составляет бюджет на апрель месяц по следующим расходным позициям:
— оплата коммунальных услуг;
— оплата детского сада;
— оплата Интернета и услуг операторов мобильной связи;
— транспортные расходы;
— оплата обеда (родители);
— продукты;
— хозяйственно-бытовые нужды;
— гардероб ребёнка на весну;
— досуг;
— разное.
Семья решила приобрести новый телевизор.
Алгоритм выполнения проекта:
- Составьте список необходимых покупок (трат) на апрель месяц, с учетом условий проекта.
- Посетив магазины, ознакомьтесь с текущими ценами на товары, которые Вам предстоит приобрети по Вашему списку.
- Определитесь, телевизор какой марки и по какой цене вы планируете приобрести.
- Сделайте расчеты:
— сколько Вы «тратите» по каждой позиции;
— через какой период времени Вы сможете приобрети новый телевизор?
Тема 5.5 Мировая экономика. Россия в системе международных экономических отношений.
Основные понятия по теме: Международное разделение труда и международная торговля. Международное сотрудничество в области экономики и интеграция.
Кейс (5.5)
Тип: учебный (аудиторный)
Сюжет
Из работы российских экономистов В.С. Автономова, Т.П. Субботиной
«Выгоды от политики свободной торговли»
(Материал из учебника Обществознание. 11 класс:
/ под ред. Л.Н. Боголюбова. —
М.: Просвещение, 2014.)
«Основные преимущества «свободной», т.е. минимально связанной государственными ограничениями, международной торговли проистекают из упрощения выхода национальных производителей на мировые рынки товаров и услуг и капиталов. В результате экономика каждой отдельной страны, с одной стороны, получает определенные выгоды от участия в мировой системе разделения труда…
Участие в мировом разделении труда позволяет национальным производителям специализироваться на тех отраслях, для развития которых в стране имеются наиболее благоприятные условия, а усиленная конкуренция со стороны иностранных производителей заставляет их стремиться к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Все это, в конечном счете, ведет к повышению эффективности экономики стран, приверженных политике свободной торговли, а потребители в этих странах получают доступ к более широкому ассортименту товаров и услуг как внутреннего производства, так и импортных по относительно более низким ценам.
Кроме того, страны, активно участвующие в международной торговле, выигрывают от так называемого перелива новейших технологий из экономики их торговых партнеров, например, путем приобщения к новым знаниям, воплощенным в импортируемых машинах и оборудовании».
Формулировка проблемы:
- Что понимается под выражением «международное разделение труда»?
- Существование мирового рынка выгодно для внутренних интересов конкретных государств или нет?
- Почему некоторые государства применяют политику протекционизма?
- Зайдя в ближайший магазин, сравните импортные и отечественные товары по следующим параметрам: цена, качество, упаковка. Каким товарам вы отдали бы предпочтение?
- В торговле какими товарами Россия имеет абсолютное преимущество и какими – относительное?
- Причины глобализации мирового хозяйства заключаются в существовании:
а) военно-политических блоков;
б) экономической интеграции;
в) Всемирной информационной сети (Интернет);
г) террористической угрозы;
д) активной мировой торговли;
е) нестабильности национальных экономик.
- Выберите верные суждения о мировой экономике.
а) Мировые цены на многие сырьевые товары директивно устанавливаются межгосударственными организациями;
б) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм
в) Мировой экономикой называют совокупность тех отраслей национальных экономик, которые непосредственно задействованы во внешнеэкономических отношениях;
г) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей может усилить зависимость экономики от импортных товаров, создать угрозу безопасности государства.