Раздел 5 Экономика

Раздел 5 Экономика

Тема 5.1 Экономика: теория и практика.

Основные понятия по теме: Экономическое содержание собственности      1.         Понятие экономики как науки и как сферы. Типы экономических систем. Экономический цикл и его фазы. Экономический рост. Формы и вид собственности. Приватизация и национализация. Право собственности (владение, пользование, распоряжение).

Кейс (5.1)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет

Вы получили карточку с таблицей:

Микроэкономика Макроэкономика Мировая экономика

Формулировка проблемы:

  1. Распределите перечисленные проблемы по графам в таблице:

— импортозамещение;

— спрос зимой на коньки увеличил количество точек проката;

— безработица;

— глобализация экономики;

— рост благосостояния населения страны;

— эффективность работы предприятия;

— инфляция;

— транснациональные корпорации

— оборот международного валютного рынка.

Тема 5.2 Экономическая деятельность.

Основные понятия по теме: Производство.        Производство: структура, виды. Факторы производства. Экономика производителя. Ценообразование. Измерители экономической деятельности.

Кейс (5.2)

Тип: учебный (аудиторный)

Сюжет

Каюм Насыйри

Факторы производства – это экономические ресурсы необходимые для  производства товаров и услуг: «труд», «земля», «капитал», «предпринимательские способности». Обратим внимание на «труд» как на фактор производства. «Труд» — это человеческий ресурс, но не конкретно сам человек, а его интеллектуальные и физические способности. Именно данные факторы (знание, навыки и состояние здоровья) и будут продаваться на рынке труда.

Татарский просветитель XIX века Каюм Насыйри (Габделькаюм Габденнасырович Насыров) в своей «Книге о воспитании» писал:

«Наставление восьмидесятое. Обученный ремеслу не пропадет и в рабстве. Любая работа даст тебе надежный кусок хлеба, сын мой, лишь бы сам ты был хорошим человеком…»

Формулировка проблемы:

  1. Экономические ресурсы (факторы производство) характеризуются ограниченностью (дефицитом). Если «труд» — это человеческий ресурс, как можно говорить о его дефиците (ограниченности) при безработице в стране?
  2. Что имел в виду Каюм Насыйри в своем восьмидесятом наставлении?
  3. Что общего в понятиях «навык» и «компетенция»?
  4. Перечислите «профессиональные компетенции» по своей специальности.
  5. Установите соответствие между характеристиками и факторами производства

Таблица 10 – Факторы производства

Характеристики Факторы производства
А) инициативная новаторская деятель-ность, благодаря которой происходит соединение всех факторов производства

Б) факторный доход — рента условное

В) название всех видов природных ресурсов, пригодных для производства жизненных благ

Г)здания, сооружения, оборудование

Д) денежные средства

1)      земля

2)      капитал

3)      предпринимательство (предпринимательские способности)

Тема 5.3 Государство и экономика.

Основные понятия по теме: Рыночные отношения       Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества. Обмен. Многообразие рынков. Россия в условиях рыночных отношений. Государство и экономика. Экономическая политика. Теории А.Смита и Д. Кейнса. Государственный бюджет. Правовое, экономическое и денежно-кредитное регулирование экономики.

Кейс (5.3) – 1

Тип: практический (аудиторный)

Сюжет 1

На рисунке отражено изменение спроса на биоло­гически активные добавки к пище для улучшения зрения на соответствующем рынке. Что из приве­дённого ниже могло вызвать сдвиг кривой спроса из положения D в положение -D\l (На графике Р — цена товара; Q — количество товара.)

а) массовые положительные отзывы покупателей

б) пропаганда профилактики глазных болезней

в) повышение безопасности компьютерной техники для здоровья человека

г) уменьшение объёмов производства биологиче­ски активных добавок к пище

д) снижение доходов населения

 Сюжет 2

На рисунке отражено изменение предложения школьно-письменных принадлежностей на соответ-ствующем рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S в положение – S1? (На графике Р — цена товара; Q — количество товара.)

а) сокращение количества предприятий в отрасли

б) увеличение общего числа школьников

в) рост доходов населения

г) внедрение новых технологий производства

д) увеличение налогов с предприятий отрасли

 

                                          Сюжет 3

На рисунке отражено изменение спроса на инвен­тарь для зимних видов спорта (беговые лыжи, коньки, сноуборды и проч.). Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой спроса из поло­жения D в положение — D\1 (На графике Р — цена товара; Q — количество товара.)

а) неудачная рекламная акция производителей

б) популяризация зимних видов спорта

в) открытие новых лыжных центров

г) начало предолимпийского сезона

д) наступление весны

Кейс (5.3) – 2

Тип: учебный (аудиторный)

Из работы родоначальника классической политэкономии, английского экономиста У. Петти (1623-1687) «Трактат о налогах и сборах»

(Материал из учебника Обществозанние. 11 класс:

учеб. общеобразовательных организаций / под ред. Л.Н. Боголюбова.-

М.: Просвещение, 2014.)

Документ

Перечислю некоторые способы взимания денег, которые я наблюдал в разных странах Европы.

Во-первых, в некоторых местах государство является общим кассиром для всех или для большей части денег, подобно тому как это имеет место там, где существуют банки, получая при этом в свою пользу проценты со всех тех денег, которые сданы ему на руки.

Во-вторых, иногда государство является общим кредитором: это имеет место там, где существуют ссудные банки и ломбарды.

B-третьих, иногда государство является… общим страховщиком от несчастных случаев, являющихся результатом действий врага, погоды, моря…

В-четвертых, иногда государство имеет исключительное право продажи определенных товаров и получения выгод, связанных с этим.

В некоторых странах государство организует и содержит игорные дома и публичные увеселительные предприятия, выплачивая жалованье актерам и удерживая себе основную массу прибыли.

В некоторых странах взимается плата за пользование мостами, плотинами и паромами, построенными и содержащимися за государственный счет.

В наше время применялись способы обложения путем взимания определенной части имущества жителей, например пятой или двадцатой части их недвижимого имущества, даже их должностей и профессий.

Формулировка проблемы:

  1. Перечислите доходные статьи государственного бюджета, описанные У. Петти.
  2. Какие из перечисленных доходных статей государственного бюджета свойственны современной России?
  3. Куда государство тратит собранные деньги (составьте схему расходов государственного бюджета)?

Кейс (5.3)

Тип: проектный  (внеаудиторный)

Выносится на самостоятельную работу.

Сюжет

Н. и В. решили стать финансово независимыми и открыть свое дело. Они решили составить бизнес-план, для этого им пришлось…разработать собственный проект.

Алгоритм выполнения проекта:

  1. Определите круг своих профессиональных и общих компетенций (навыков), что Вы можете делать на хорошем уровне качества?
  2. Изучите структуру бизнес плана
  3. Разработайте бизнес план

Тема 5.4 Экономика потребителя и экономическая культура

Основные понятия по теме: Уровень жизни. Прожиточный минимум. Занятость и безработица.  Виды безработицы (структурная, циклическая, фрикционная).  Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления.  Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Нравственно-правовые основы экономических отношений.

Кейс (5.4)

Тип: проектный (внеаудиторный)

Выносится на самостоятельную работу

Сюжет

Семья из трех человек (ребенок 5 лет) с месячным доходом в 55 тысяч рублей составляет бюджет на апрель месяц по следующим расходным позициям:

— оплата коммунальных услуг;

— оплата детского сада;

— оплата Интернета и услуг операторов мобильной связи;

— транспортные расходы;

— оплата обеда (родители);

— продукты;

— хозяйственно-бытовые нужды;

— гардероб ребёнка на весну;

— досуг;

— разное.

Семья решила приобрести новый телевизор.

Алгоритм выполнения проекта:

  1. Составьте список необходимых покупок (трат) на апрель месяц, с учетом условий проекта.
  2. Посетив магазины, ознакомьтесь с текущими ценами на товары, которые Вам предстоит приобрети по Вашему списку.
  3. Определитесь, телевизор какой марки и по какой цене вы планируете приобрести.
  4. Сделайте расчеты:

— сколько Вы «тратите» по каждой позиции;

— через какой период времени Вы сможете приобрети новый телевизор?

Тема 5.5 Мировая экономика.  Россия в системе международных экономических отношений.

Основные понятия по теме: Международное разделение труда и международная торговля. Международное сотрудничество в области экономики и интеграция.

Кейс (5.5)

Тип: учебный (аудиторный) 

Сюжет

Из работы российских экономистов В.С. Автономова, Т.П. Субботиной

«Выгоды от политики свободной торговли»

(Материал из учебника Обществознание. 11 класс:

/ под ред. Л.Н. Боголюбова. —

М.: Просвещение, 2014.)

«Основные преимущества «свободной», т.е. минимально связанной государственными ограничениями, международной торговли проистекают из упрощения выхода национальных производителей на мировые рынки товаров и услуг и капиталов. В результате экономика каждой отдельной страны, с одной стороны, получает определенные выгоды от участия в мировой системе разделения труда…

Участие в мировом разделении труда позволяет национальным производителям специализироваться на тех отраслях, для развития которых в стране имеются наиболее благоприятные условия, а усиленная конкуренция со стороны иностранных производителей заставляет их стремиться к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Все это, в конечном счете, ведет к повышению эффективности экономики стран, приверженных политике свободной торговли, а потребители в этих странах получают доступ к более широкому ассортименту товаров и услуг как внутреннего производства, так и импортных по относительно более низким ценам.

Кроме того, страны, активно участвующие в международной торговле, выигрывают от так называемого перелива новейших технологий из экономики их торговых партнеров, например, путем приобщения к новым знаниям, воплощенным в импортируемых машинах и оборудовании».

Формулировка проблемы:

  1. Что понимается под выражением «международное разделение труда»?
  2. Существование мирового рынка выгодно для внутренних интересов конкретных государств или нет?
  3. Почему некоторые государства применяют политику протекционизма?
  4. Зайдя в ближайший магазин, сравните импортные и отечественные товары по следующим параметрам: цена, качество, упаковка. Каким товарам вы отдали бы предпочтение?
  5. В торговле какими товарами Россия имеет абсолютное преимущество и какими – относительное?
  6. Причины глобализации мирового хозяйства заключаются в существовании:

а) военно-политических блоков;

б) экономической интеграции;

в) Всемирной информационной сети (Интернет);

г) террористической угрозы;

д) активной мировой торговли;

е) нестабильности национальных экономик.

  1. Выберите верные суждения о мировой экономике.

а) Мировые цены на многие сырьевые товары директивно устанавливаются межгосударственными организациями;

б) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм

в) Мировой экономикой называют совокупность тех отраслей национальных экономик, которые непосредственно задействованы во внешнеэкономических отношениях;

г) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей может усилить зависимость экономики от импортных товаров, создать угрозу безопасности государства.